ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Первый год на «Районе Тьмы»

КиноКомментарии: 0

"Район Тьмы" Арсения Гончукова - явление уникальное во многих отношениях, во всяком случае, в России. Довольно известный режиссер, которого чаще всего записывают в представители "авторского кино" и "артхауса", автор нескольких фильмов, обласканных на фестивалях, вдруг заявляет: "Да ну вас, хочу снимать триллеры и ужасы". Причем слова с делом не расходятся: он запускает веб-сериал (зверь в России, кажется, не слишком известный до этого проекта) и умудряется без каких-либо спонсоров и финансирования за год снять десять серий, выкладывая их в интернет для бесплатного просмотра. При этом чем дальше, тем больше сериал мигрирует в сторону чистого хоррора – в последних эпизодах появляются даже элементы мистики. Что ж, под Новый год самое время – и для нас, зрителей, и для режиссера – подвести итоги первого года "Района Тьмы".

Обитатель сети всегда найдет себе интересное и важное занятие – котиков полайкать, например, - поэтому и эпизод в веб-сериале обычно продолжается не больше минут пятнадцати. В случае "Района Тьмы" - даже меньше: есть серии около восьми минут. Тем не менее Арсений Гончуков умудряется не только рассказать законченную историю, но и создать связи между отдельными сериями: фотография, стоящая в квартире персонажа, журнал у него в руках или прохожий на улице… Все эти детали образуют целую сеть перекличек и взаимных отсылок, которые позволяют сказать, что у сериала есть своя "вымышленная вселенная", свой внутренний сюжет, за развитием которого любопытно следить.

Уже в специальном выпуске "Дед Мороз" (так сказать, пилоте сериала) появились и первые намеки на будущие события, и структура, которая будет, в том или ином виде, встречаться во всех сериях. Сначала нам обрисовывают ситуацию, знакомят с персонажами – и, в момент кульминации, следует нечто неожиданное, переворачивающее всю историю с ног на голову. И на протяжении всего просмотра всегда очень интересно бывает гадать, куда же выведет историю режиссер.

Иногда – что вполне объяснимо для формата в десять минут – многие события нам не раскрываются до конца, не дается их предыстория, но, как подобное ни парадоксально, Арсений Гончуков и это заставляет работать на общий эффект. Иногда такие лакуны попросту побуждают зрителя задуматься, переводят историю из разряда частного случая – в общий. Так происходит в первой серии "Это – любовь"": двое ссорятся, мужчина умоляет простить, женщина – презирает и отталкивает: чтобы расстаться с ним, она готова практически на все. Мы не знаем, как возникли эти отношения, не знаем, кто прав, а кто виноват и что вызвало подобное презрение и ярость. В результате вместо одной подробно рассказанной истории мы, так сказать, получаем сразу несколько. Попробуйте после просмотра "покрутить" события в голове, представить злодеем то одного персонажа, то другого. Попробуйте мысленно поменять местами жертву и преступника – и спросите сами себя: что изменится в этой истории и в вашем восприятии ее.

Еще одна интересная особенность сериала в том, что при всей любви режиссера к "Техасской резне бензопилой" и культовым французским "Мученицам", сюжеты в "Районе Тьмы" - вполне бытовые: вы могли бы прочесть подобные истории в разделе уголовной хроники – да и читали, наверняка, нечто подобное. К примеру, в серии "Кризис" мы становимся свидетелями того, как семейный обед то и дело прерывают звонки, что и приводит к скандалу. И снова – мы не знаем предыстории отношений героев, не знаем, есть ли среди них вообще правые и виноватые. Интереснее другое: показав нам семейную ссору, Арсений Гончуков показывает и тот выход, ту возможность сбросить напряжение, которую нашел мужчина – неожиданную, почти случайную и очень кровавую.

Также вполне бытовым стал сюжет серии "Змеи" - причем интригу автор сознательно выдал с самого начала: уже из анонса эпизода было понятно, что его темой стал инцест. Другой разговор, что главный интерес и напряжение серии совсем в другом – в той паутине недомолвок и намеков, которые выстраивает режиссер. Всеми средствами – от киноязыка до просто языка, которым говорят герои, Гончуков выстраивает историю так, чтобы зритель все время гадал: так знает мать о происходящем или нет. И именно в этом – ключевая особенность атмосферы серии и ее главный ужас. В этом смысле "Змеи" стали, кажется, эпизодом переломным: в сериале действительно стало возникать ощущение ужаса, но не бытового, "чернушного", а ужаса вполне себе мистического, инфернального. Так, практически не ощущается человеком герой серии "Месть" - с тем же успехом он мог бы быть некоей потусторонней силой, воплощением мести как таковой, а то и вовсе персонажем комикса. И снова построение истории используется вполне типичное для сериала, но на знакомый каркас натянуто новое, непредсказуемое для зрителя содержание. Эпизод начинается со вполне бытовой зарисовки: двое мужчин сидят поздно вечером на скамейке, выпивают, "говорят за жизнь" - и постепенно нарастает напряжение, но прорвется оно совсем не так, как полагает зритель.

Фото со съемок сериала. Кликаем на миниатюру и смотрим слайдшоу!

Интересно, что при всей мрачности затрагиваемых тем сериал таки не переходит черту откровенного натурализма, не показывает тех подробностей, которые вправе ожидать любители хоррора. Или, если уж нам что-то подобное показывают, то делают это, очень точно соблюдая дозировку. В уже упоминавшейся серии "Змеи", например, героиню истории об инцесте так и не показали толком обнаженной, хотя сюжет давал для этого все возможности. Так и в серии "Коллектор" одному из персонажей отрезают ухо – но при всей жесткости этой сцены никаких излишних подробностей и их смакования вы не найдете. Впрочем, если внимательно пересмотреть многие классические хорроры, включая оригинальную "Техасскую резню…" - вы удивитесь, как мало "подробностей" там на самом деле показано.

Впрочем, иногда в сериале просыпается и юмор – только очень мрачный. Эпизод "Сталин" запросто может восприниматься как комедия: ветеран НКВД с орденами во всю грудь в компании тетки-богомолки и байкера с иконами толкает речь, состоящую пополам из сталинистской и православной риторик. Смешно истерически, пока с ужасом не ловишь себя на мысли, что подобные типы могут жить в соседней квартире. И тут режиссер переворачивает ситуацию, показывая, что на самом деле происходило в первой части серии – и снова становится смешно, пока не понимаешь, что вся эта серия полностью выбила тебя из "сетки координат": так за кем здесь правда? На чьей стороне режиссер? Что он вообще хотел сказать? И тут начинаешь испытывать крайне неуютное ощущение, понимая, что искать ответы на эти вопросы, похоже, придется самому. Тем же странноватым юмором может похвастать и эпизод "Извращенец": все-таки клиент, который доводит проститутку до бешенства желанием поговорить – это нечто… И актриса великолепно отыграла эти эмоции – при всем налете абсурдности в этой сцене ее переживаниям веришь. И снова – вряд ли многие смогли вычислить, чем закончится история, но финал, примерно, как и в "Сталине", может одновременно разозлить людей прямо противоположных убеждений: не такой уж и простой фокус, если вдуматься.

Несмотря на то, что в начале работы над сезоном режиссер говорил, что никакой мистики не будет – она все-таки прорвалась: эпизод "Сука", по сути – история человека, угодившего за свои грехи в Чистилище. И да – можно, конечно, втиснуть события в рамки предсмертного бреда, но это только обеднит содержание серии. В последнем из вышедших на данный момент эпизоде "Принцесса" мистика приобрела еще большее значение: в начале серии мы видим события явно сверхъестественные, потом они получают вполне реалистическое объяснение, совершенно неожиданное для зрителя… И здесь Арсений Гончуков снова использует свою излюбленную структуру: деление серии на две части, которые явно контрастируют с друг другом. После истории о безумце и девочке мы получаем вполне бытовую, хотя и мрачную сцену… как раз из тех, о которых можно прочесть в газете: родители грубо обходятся с ребенком – бывает, не так ли? И тут же, в последних кадрах, резко, как удар под дых, мы получаем прямое подтверждение – мистические события первой половины не были бредом безумца. Ну, или, как минимум, не полностью…

Тут стоит сделать небольшое лирическое отступление: дело в том, что "Район Тьмы" изначально делается не просто как отдельный сериал, но как целая мультимедийная вселенная. Упомянутые ранее переклички между сериями не так-то легко отследить, иногда это довольно мелкие, но важные детали на заднем плане – но на сайте сделан специальный раздел "Легенда", в котором вся эта информация представлена в удобной графической форме. Более того: сам сериал выкладывается для бесплатного просмотра, но раздел "Магазин" на сайте все же есть – и там можно приобрести милейшие фанатские сувениры: от сумок и подушек с символикой сериала до таких уникальных экспонатов, как картина "Медуза-Горгона", висевшая в комнате героини эпизода "Змеи" или серебряного кольца и стальной фляги, принадлежавших герою серии "Коллектор". В этот же логический ряд вписывается и история работы над эпизодом "Нулевой".

Дело в том, что этим летом Арсений Гончуков проводил на природе учебный лагерь для тех, кто хочет понять, как вообще снимают кино – и поучаствовать в процессе. Но результатом стала не какая-нибудь "учебная работа", которую не увидит никто, кроме экзаменатора: "Нулевой", одна из серий "Района Тьмы" и есть та самая "учебная работа". По жесткости и психологическому конфликту, который в ней заложен, по качеству съемки – ничем не уступает любому другому эпизоду.

Возможно, в этом и заключается главный итог первого года "Района Тьмы": странноватый эксперимент, по сути, уже превратился в полноценную франшизу – проскальзывала даже информация о комиксах по "Району Тьмы". Да и сам зигзаг судьбы этого сериала выглядит довольно любопытно: режиссер полнометражного кино, разуверившись в кинопрокате, начал снимать сериал для сети – с той же отдачей, таким же качеством актерской игры, сценария, да вообще всей работы – и даже в разрешении 4K. При этом работать над проектом оказалось настолько интересно, что актеры соглашались сниматься бесплатно – включая уже известных и востребованных профессионалов. А теперь этот веб-сериал то и дело берутся демонстрировать в кинотеатрах, в основном – в рамках тех или иных фестивалей, причем далеко не только в России. И Арсений Гончуков не собирается останавливаться на достигнутом, а значит, будущее "Района Тьмы" вполне может оказаться довольно светлым.

ПыСы от редакции Зоны Ужасов: Все серии "Района Тьмы" вы можете посмотреть как на YouTube, так и в Зоне Ужасов на страничке сериала. Не забудьте также заглянуть на офсайт проекта.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!