ПРОКЛЯТИЕ МОНАХИНИ как шаг назад, в прошлое (РЕЦЕНЗИЯ)
Обычно мы не осыпаем отдельными благодарностями прокатчиков, приглашающих нас на пресс-показы тех или иных фильмов, да и вообще об этом не вспоминаем: у людей своя работа, у нас своя, и просто хорошо, что мы можем друг другу помочь ко всеобщей радости. Но в этот раз я все-таки не удержусь и похвалю компанию КАРО за то, как грамотно и креативно они оформили специальный показ фильма ужасов "Проклятие монахини" (The Nun). Это было очень круто - едва ли не круче самого фильма.
Перед входом в кинозал желающие могли разжиться постером (мы - разжились и, быть может, устроим какой-нибудь конкурс-розыгрыш с этим плакатом в качестве приза), на руки выдавали специальные билеты и - маленькие фонарики, при помощи которых гости могли освещать себе дорогу в темном IMAX-зале. Хотя там сложно было заблудиться, ведь вас встречала юная послушница в белом - в одной руке девушка держала светильник, аналогичный тем, что мы часто видели в самом фильме, а другой рукой указывала дорогу. А вот в темноте зала по рядам ходили и наводили жути девицы, загримированные под саму Монахиню. Все это под мрачнейший саундтрек из фильма - становилось реально не по себе.
В общем, премьера как событие удалась на все сто. Жаль, что сам фильм оказался не столь хорош. Но обо всем по порядку.
Итак, середина прошлого столетия. В мрачном румынском монастыре погибает юная монашка. Все выглядит как самоубийство, но кто или что вынудило девушку совершить по религиозным меркам просто ужасный грех?.. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, Ватикан отправляет в Румынию отца Бёрка (эта роль писалась специально под Демиана Бишира), в помощь которому снаряжают молоденькую послушницу (Таисса Фармига). У обоих в прошлом имеются шкафы со своими скелетами, но ужасы личного прошлого меркнут в сравнении с ужасами, поджидающими их в проклятом монастыре.
Будучи вторым спин-оффом серии "Заклятие", "Проклятие монахини" серьезно отличается от всех остальных фильмов этой киновселенной. И это - сильная черта картины, в то время как слабость - в попытках следовать "канону", установленному главными хитами франчайза - "Заклятием 1-2" и "Проклятием Аннабель 2". История развивается в послевоенные десятилетия, но когда местный проводник говорит отцу Бёрку и послушнице, что те попали в средневековье - это близко к истине, поскольку в стилистическом смысле перед нами - чистой воды готика. Высокие своды, таинственные подземелья, строгие католические кресты, музыкальное сопровождение - с атмосферой в этом кино все в порядке.
С атмосферой в этом кино все в порядке.
Но атмосфера эта разительно отличается от той, которую полюбили поклонники "Заклятия". И это первая проблема фильма. Беда не в самой атмосфере, а в том, что она плохо сочетается с тем, с чем идеально или почти идеально сочеталась известная "ламповость" лучших лент этой серии. Что в фильмах самого Джеймса Вана, что в картине, снятой его протеже Дэвидом Сандбергом, что в "Оно", над сценарием которого работал тот же Гари Доберман - мы, зрители, наблюдали череду более или менее оригинальных и более или менее пугающих скримеров, связанных - где хуже, где лучше - в единое целое сюжетной линией. Той же проторенной дорогой сценарист пытается вести аудиторию и на сей раз, но если в "Оно" или "Заклятии" или "Проклятии Аннабель: Зарождении зла" это выглядело уместно, то в "Проклятии монахини" - далеко не всегда.
Здешняя атмосфера и местный антагонист подразумевают нечто более серьезное, чем очередные "бу!". У создателей фильма был шанс сгладить впечатление за счет юмора, но в итоге они так и не решились это сделать, остановившись на полпути: 2-3 шутки, из которых лишь одна была действительно смешной, и один относительно обаятельный персонаж - нещадно мало, если вы хотите сделать что-то вроде "Мумии" Стивена Соммерса, а в сочетании с изрядным обилием весьма натуралистично гниющих трупов в кадре еще и неуместно.
См. также: Как создавали "Проклятие монахини"
К тому же старина Доберман, кажется, делал свою работу в спешке - впрочем, не он один, судя по всему. Сценарий изобилует многажды раскритикованными штампами фильмов ужасов и довольно явными заимствованиями. Разлетающиеся от взгляда демона в стороны люди, спешащие разделиться в незнакомом страшном месте герои - сколько раз мы уже подобное видели, не счесть. Сюда же - глупая фэнтези-история появления титульного монстра: с крестоносцами, пентаграммами, таинственным артефактом. Бэкстори отца Бёрка также банальна донельзя: очередной неудачный экзорцизм... серьезно?
Сцены и образы, почерпнутые в предыдущих фильмах серии, можно простить, хотя тут их, пожалуй, и чересчур много. Но, допустим, сцена с похоронами заживо уже откровенно попахивает плагиатом на... российский фильм "Невеста"! И это только на первый взгляд звучит нелепо - братья Хэйес, написавшие сценарий для самого первого "Заклятия" и безусловно знакомые с Гари Доберманом, продюсируют голливудский ремейк "Невесты", так что Гари вполне себе мог видеть оригинал или читать сценарий ремейка.
Одну из самых страшных сцен фильма снял, судя по всему, Джеймс Ван.
Ну да бог с ней, с "Невестой". Вторая проблема "Проклятия монахини" напрямую связана с первой и заключается в том, что многочисленные жуткие моменты в ней не очень-то и пугают. И это вновь камень в огород сценариста - хотя попутно и режиссеру попенять можно. Скримеров много, подводок (местами весьма любопытных) к ним тоже много, но реально крутых и продуманных от и до - раз-два и обчелся. Одна из таких сцен была показана в трейлере. Вторую, судя по всему, сочинил и снял для этой картины Джеймс Ван. А что со всеми прочими?..
А они выглядят так, как будто сценарист выработал рабочую схему и чисто механически следует ей из раза в раз. Это ощущалось уже по "Зарождению зла", но там изобилие реально пугающих сцен скрашивало некую однообразность подхода, да и Сандберг как режиссер очевидно многое почерпнул у Вана, а до "Аннабель 2" успел опыта набраться в работе над короткометражками и полным метром "И гаснет свет...", что всяко пошло на пользу. Корин Харди, автор крепкого "Из тьмы", в Голливуде дебютировал сразу с "Проклятия монахини", а в скримерах оказался не так силен, как в умении создать атмосферу жути.
См. также: Ранние концепты "Проклятия монахини"!
И, кстати, нельзя сказать, чтобы работа опытного вроде бы Максима Александра стала для режиссера подспорьем. Подчас камера сходит с ума, ее начинает ощутимо трясти, как будто оператора сразила простуда и он чихает - а переснимать эти сцены то ли времени не было, то ли бюджета. Смотрится это довольно странно, ведь тот же Александр очень даже недурно отпахал у того же Сандберга.
К исполнителям главных ролей - никаких вопросов.
Вопросов нет к художникам-постановщикам, композиторам и исполнителям главных ролей - Биширу и Фармиге, которые со своими задачами справляются на отлично. А вот к режиссеру, оператору, сценаристу - вопросов достаточно. Однако стоит заметить, что вопросы эти мы, хоррор-фэны, можем задавать по поводу каждого второго фильма ужасов - и на фоне многих "Проклятие монахини" далеко, далеко не так плох, как может показаться, когда мы сравниваем его с другими частями франчайза "Заклятие". Это - на секундочку - уже пятый фильм в серии. А из четырех предыдущих три оказались весьма хороши и лишь один получил не самую лестную критику - первый спин-офф. То есть планка была задрана очень высоко.
В этом смысле "Проклятие монахини" - шаг назад, к первому "Проклятию Аннабель". Шаг в прошлое. Но, быть может, за ним будет два шага вперед? С кассовыми сборами у фильма все замечательно. К тому же если уж что Доберману и удалось в сценарии сделать на ура - так это вывести на сцену новых потенциально "сквозных" героев и связать историю с другими фильмами этой киновселенной.
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!