ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Новости

Бела Лугоши - восходы и закаты

КиноКомментарии: 1

Бела Ференц Дежо Бласко родился 20 октября 1882 в маленьком австро-венгерском, а точнее трансильванском городке Лугош (сейчас он, как и вся Трансильвания, принадлежит Румынии). Его семья принадлежала к среднему классу, а он сам был четвертым ребенком. Обуреваемый желанием стать актером, двенадцатилетний венгр убегает из родного городка, куда он больше никогда не вернется. Вскоре после побега Белы его отец умирает. Но пацану не удалось найти работу по душе, его принимали только на шахты и сортировочные станции железных дорог (не удивительно, что он всегда симпатизировал рабочим и беднякам).

В конце концов его старшая сестра устроила его на мелкие роли в провинциальном театре городка Шабадки. Маленький Бела, совершенно не обученный актерскому мастерству (в отличии от большинства венгерских актеров), прилежно учился и оттачивал свои способности, пока наконец не стал постепенно продвигаться вверх, получая все более значительные роли, переезжая в более крупные венгерские города. Первоначально его псевдонимом был "Лугосси" (с намеком на аристократизм), который потом был упрощен до Лугоши, т.е. просто уроженец местечка Лугош. Он играл множество ролей, иногда до 40 в год. В молодости у него был хороший голос и он часто играл в опереттах. Особенно у него удалась роль Ромео, благодаря которой он в 1911 году был приглашен в крупные театры Будапешта, где заслужил большую популярность. Во время Первой мировой он пошел на фронт добровольцем (хотя мог и не идти - актеры были освобождены от несения военной службы). В чине лейтенанта инфантерии (т.е. пехоты) он служил до 1916, и был трижды ранен и награжден (а ведь с нами, небось, вражина воевал! Хотя может и с итальянцами, а может румынами или сербами).

Кинокарьера Лугоши началась в 1917 году, вскоре после возвращения из армии. Он был недоволен театральной карьерой, которая в общем-то вела в никуда. Поэтому, познакомившись с продюсером и режиссером Альфредом Диши, он подписал с его фирмой "Звездные Фильмы" двухгодичный контракт и снялся в девяти фильмах. Также в Венгрии он снимался и в трех фильмах кинокомпании "Феникс", которые режиссировал Михалы Кертеж, который после эмиграции в США сменил имя на Майкл Куртиц и снял в Голливуде такие фильмы как "Касабланка" и "Приключения Робин Гуда" (интересно, что в Голливуде Лугоши не сотрудничал с Куртицом). В венгерском кино он выступал под псевдонимом Ариштид Олт, видимо не желая портить своего театрального имени каким-то там синематографом. Его первым шагом к ужасам можно назвать последний венгерский фильм "Королевская жизнь" (Az Elet Kiralya), который был нелегальной версией романа Уайльда "Портрет Дориана Грея". Лугоши оказался сильно втянут в политические события своей страны и активно участвовал в создании короткоживущей Венгерской Советской Республики, в том числе организовал Актерский Профсоюз. После падения венгерских коммунистов ему пришлось бежать.

Актерская карьера Лугоши продолжилась в Германии, где он снялся в 11 фильмах. В 1920 году он снялся в фильме "Голова Януса" (Der Januskopf) для компании Lipow Film, который был переложением повести Стивенсона о докторе Джекилле и мистере Хайде. Лугоши играл доктора Хайда, а режиссировал этот фильм Мурнау, который войдет в историю благодаря "Носферату" (интересно, что и про Лугоши, и про Мурнау были сняты хорошие фильмы). Также среди его немецких фильмов есть такие, как "Караван смерти" (Die Todeskarawane) и "Дьяволопоклонник" (Die Teufelsanbeter). Однако актер все же решил попытать счастья в Новом Свете и в декабре 1921 прибыл в Нью-Йорк, где организовал венгро-говорящую труппу, а в 1923 году уже появился на Бродвее (хотя все еще не говорил по-английски). Роль Фернандо, Испанского Апача он выучил чисто фонетически, т.е. он не понимал слов, которые произносил! С 1923 по 1928 Лугоши снялся в семи немых фильмах, в большей части в маленьких ролях. Параллельно работал на Бродвее, где и свершилась революция.

В 1927 году была поставлена новая пьеса "Дракула", в которой Лугоши играл Графа Вампира. Можно сказать, что эта роль определила всю его последующую жизнь. В течении двух лет он играл Дракулу в Нью-Йорке и в гастролях по всему Восточному побережью. Его игра в 1928-29 годах в Калифорнии привлекла к нему внимание крупных киностудий. Он снимается в серии фильмов, пока наконец в 1931 году не повторяет свою роль в фильме Тода Браунинга "Дракула", чем и заслуживает себе бессмертность. Но первая работа с Тодом Браунингом, на съемках фильма "Тринадцатое кресло" (The Thirteenth Chair) - классическая детективная история. Однако когда кино стало звуковым, сильно возросла роль цензоров, которые устанавливали рейтинг фильма и решали, кому его можно смотреть, а кому нет. И вот в 1929 году фильм "Тринадцатое кресло" определили в совершенно новую категорию, названную латинской буквой "H", что обозначало "Horror", т.е. Ужас. Так родилось официальное название жанра, которое оказалось очень живучим. Так что "Тринадцатое кресло" - это первый американский фильм, официально признанный хоррором! Лугоши исполнял там второстепенную роль.

"Дракула" же не только утвердил новый стандарт для образа вампира, но и сыграл значительную роль в жизни Белы. С одной стороны, он стал известен и популярен, но с другой - никто уже не видел его в другом амплуа, теперь его брали почти исключительно в фильмы ужасов. Не смотря на его отчаянное и упорное сопротивление стереотипам кастинга, ужасы так и остались в Голливуде его судьбой. Его следующим фильмом стал "Убийства на улице Морг" (Murders in the Rue Morgue), где он сыграл одержимого ученого доктора Миракла. Это было своеобразным утешительным мини-призом после его предыдущей ошибки: Лугоши должен был сниматься в роли монстра Франкенштейна, но после пробных съемок в гриме, сделанных вокруг замка Дракулы, Лугоши отказался от роли, так как считал ее бесперспективной. Ее передали Борису Карлоффу, и так родилась еще одна легенда, основной конкурент Лугоши. Бела очень сильно переживал, что отказался от такой удачи и позволил конкуренту затмить себя.

Следующий фильм - "Белый Зомби" (White Zombie) вышел в июле 1932-го, и Лугоши играл дьявольского владыку зомби. За эту атмосферную классику Лугоши получил тысячу долларов (а весь фильм, снятый за 11 дней, стоил компании Universal 100 тысяч долларов). Многие критики называют злобного Легендре лучшей ролью Лугоши. В вышедшем в октябре 1932-го "Маге Чанду" (Chandu the Magician) Лугоши играл Роксора - злодея, который хочет уничтожить пол мира и править оставшейся половиной. Роксор считается одним из лучших негодяев комиксового типа, появлявшихся на экране. В январе 1933-го вышел "Остров потерянных душ" (Island of Lost Souls), экранизация уэллсовского "Острова доктора Моро",которая считается одним им лучших фильмов ужасов начала 30-ых годов. Персонаж Лугоши, хоть и второстепенный, но играет в фильме ключевую роль.

Его следующий фильм (тоже вышедший в январе 1933-го) стал нехорошим предзнаменованием. "Поцелуй смерти" (The Death Kiss) являлся детективом, в котором роль Лугоши не только второстепенна, но и не слишком не нужна - его герой практически ничего не делает. Лугоши был позван только ради известного имени. Более того, название фильма и постеры якобы намекают на фильм о вампирах, чтобы притянуть поклонников Лугоши. В общем, в этом фильме Бела впервые играл роль зиц-председателя. В этом же году он женился на Лилиан Арх, которая через пять лет родила ему сына - Белу Лугоши младшего.

Следующим фильмом ужасов Лугоши стал "Черный кот" (The Black Cat), как бы основанный на одноименном рассказе По, но на самом деле фильм больше почерпнул из жизни Алистера Кроули, известного оккультиста и сатаниста. Бела играет положительного героя, доктора Витуса Вердегаста. Этот фильм называли самым "нездоровым" фильмом 30-ых годов, но он больше интересен тем, что впервые в одной картине появились Лугоши и его основной конкурент - Борис Карлофф. В октябре 1934 года появился первый сиквел Лугоши - "Возвращение Чанду", правда он каким-то образом переквалифицировался из главного отрицательного в главного положительного героя - самого Чанду. В мае 1935 года выходит картина "Метка вампира" (Mark of the Vampire), в которой Лугоши вновь играет бессмертного кровососа (правда не Дракулу). И опять-таки фильм режиссирует Тод Браунинг, правда менее удачно - "Метка" получилась смесью двух его предыдущих вампирских фильмов - "Лондона после полуночи" и "Дракулы", вплоть до заимствования некоторых диалогов. Что бы вас не особенно утруждать чтением сухой биографии, просто приведу список последующих фильмов ужасов, в которых снялся Бела: "Ворон" (The Raven) (1935) (по мотивам одноименного стихотворения По, Лугоши - сумасшедший ученый), "Тайна Марии Челесте" (Mystery of the Mary Celeste) (1935) (основан на реальной истории таинственного исчезновения команды американского корабля, это первое появление Лугоши в Британском кинематографе, причем в фильме студии "Хаммер"), "Невидимый луч" (The Invisible Ray) (1936) (опять Бела + Борис).

После 1937-го Лугоши полтора года нигде не снимался, пока наконец не попал в фильм "Сын Франкенштейна" (Son of Frankenstein), вышедший в январе 1939-го. Ему пришлось умолять, чтобы ему дали роль в фильме, так как у него как раз родился ребенок, и из-за нехватки денег ему пришлось оставить свой старый дом. За этот фильм Лугоши получил 500 долларов. Первоначально он должен был играть Инспектора, а роли Игоря в сценарии вообще не было (впрочем, в этом фильме очень многие вещи были исправлены по ходу съемок). Так Лугоши сыграл свою вторую классическую роль - горбуна Игоря, с гнилыми зубами и скрипучим голосом. Как ни странно, это была его самая любимая роль в кино. Также своеобразным бальзамом на сердце Лугоши был весьма слабенький вид Монстра, которого играл Карлофф, в отличии от его искрометного Игоря.

После этой удачи карьера Лугоши немного наладилась - в том же году он снялся в фильмах "Горилла" (The Gorilla) (о "старом мрачном доме"), "Призрачная угроза" (The Phantom Creeps) и британском "Темные глаза Лондона" (The Dark Eyes of London). Далее последовали "Черная пятница" (Black Friday) (1940), "Ты узнаешь" (You'll Find Out) (1940) (еще один фильм о "старом мрачном доме"), "Дьявольская летучая мышь" (The Devil Bat) (1941) (о гигантских летучих мышах), еще одном "Черном коте" (The Black Cat) (1941) (который, впрочем, тоже был довольно далек от литературного прототипа), "Невидимый призрак" (The Invisible Ghost) (1941), "Страх на свободе" (Spooks Run Wild) (1941), "Человек-Волк" (The Wolf Man) (1941) (где сыграл роль цыгана Белы), "Дух Франкенштейна" (The Ghost of Frankenstein) (1942) (снова роль Игоря, которой хоть и уделено больше внимания, но сыграл ее Лугоши не столь блистательно, как в первый раз), "Черные драконы" (Black Dragons) (1942), "Исчезновение трупа" (The Corpse Vanishes) (1942), "Хутор в полночь" (Bowery at Midnight) (1942), "Ночной монстр" (Night Monster) (1942).

В 1943-м Лугоши, наконец, сыграл Монстра Франкенштейна, роль, от которой отказался в 1931. Сделал он это в фильме "Франкенштейн встречает человека-волка" (Frankenstein Meets the Wolf Man). Однако студия неимоверно искромсала фильм перед выпуском на экран. Во-первых, было решено, что венгерский акцент Лугоши не хорош для Монстра и просто вырезали все сцены, где он говорит. Также были уничтожены все ссылки на его слепоту, поэтому зрители недоумевали, почему он так странно двигается. Но сам по себе фильм получился очень удачным и эффектным, что запустило моду на "стравливание" монстров. Далее Лугоши снялся в фильмах "Человек-обезьяна" (The Ape Man) (1943), "Призраки на свободе" (Ghosts on the Loose) (1943), "Возвращение вампира" (The Return of the Vampire) (1944) (наконец Лугоши вернулся к классической вампирской теме, и в 61 год доказал, что остается Повелителем Вампиров), "Вудуист" (Voodoo Man) (1944), "Возвращение Человека-обезьяны" (Return of the Ape Man) (1944), "Одного тела слишком много" (One Body Too Many) (1944), "Похититель тел" (The Body Snatcher) (1945) (этот фильм с Лугоши и Карлоффом называют чуть ли не лучшим фильмом ужасов 40-х), "Зомби на Бродвее" (Zombies on Broadway) (1945), "Испуганный смертью" (Scared to Death) (1947) (это единственный цветной фильм Лугоши).

В июле 1948 на экранах появилась хоррор-комедия "Эббот и Костелло встречают Франкеншейна" (Abbott and Costello Meet Frankenstein), которая стала бессмертной классикой жанра, о которой не забывают и по сей день. В фильме кроме двух комиков, Эббота и Костелло, появились все классические монстры, причем в классическом исполнении, а Бела Лугоши второй (и последний) раз в жизни сыграл своего классического Графа Дракулу, чем опять прославился. Но ему это не очень помогло. Он снова перестал сниматься в кино. В 1950-ом году его тур по Британии с фильмом "Дракула" (1931 года) закончился полным провалом и Бела остался на мели. Ричард Гордон договорился, что за 5 тысяч долларов Бела снимется в английской хоррор-комедии "Старая матушка Райли встречает Вампира" (Old Mother Riley Meets the Vampire) (1952). Вернувшись в Штаты, Бела снялся в еще одной хоррор-комедии "Бела Лугоши встречает Бруклинскую Гориллу" (Bela Lugosi Meets a Brooklyn Gorilla) (1952), которая является пародией на некогда великую фигуру Лугоши.

Еще в 1952 году брак Белы с Лилиан распался (официально они развелись в 1953), и Лугоши окончательно опустился на дно своей карьеры, став законченным наркоманом. В 1953-м он снялся в единственном фильме - "Глен или Гленда" Эда Вуда младшего. Познакомились они не на улице, да и Бела, конечно, не был настолько близок и зависим от Вуда, как это показано в фильме Тима Бёртона. Но то, что на тот момент карьера Лугоши практически закончилась - факт. В 1955-м Лугоши снимается в "Невесте Монстра" (Bride of the Monster) Вуда. Затем Лугоши попадает в госпиталь, откуда выходит в августе 1956-го с надеждой сняться в новом проекте Вуда "Гул идет на запад", который однако провалился и съемки не начались. Однако в начале этого же года ему удается сыграть в фильме "Черный сон" (The Black Sleep) (1956), где, впрочем, его роль безмолвна. Последним фильмом Лугоши называют самое известное (и самое ужасное) произведение Эда Вуда - "План 9 из открытого космоса" (Plan 9 From Outer Space) (1959), однако вряд ли это можно назвать ролью. Бела умер после того, как было снято всего 10 минут фильма. И там фигурирует только две полноценные сцены, в одной из который Бела изображает Дракулу (она повторена в фильме несколько раз).

Уже после смерти Лугоши стал воистину культовой фигурой, и его жизнь, а еще больше смерть, обросли легендами. Вот парочка из них: Белу Лугоши похоронили в костюме Дракулы... По легенде, на похоронах актера другой великий кинозлодей Винсент Прайс был настолько потрясен видом усопшего, что спросил кого-то из присутствующих: "Может нам, на всякий случай, вбить ему в сердце осиновый кол?". Комедиант Джои Бишоп, услышав о смерти Лугоши, на полном серьезе заявил: "Он вернется!".

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 250.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!