И придет тьма… — рецензия на мистический триллер «Дневной представитель» (2004 г.)
Матерый вампир граф Дарлак возвращается в свой замок после столетнего отсутствия. У него прекрасный аппетит, и вскоре начинают пропадать и умирать люди. И только слуга графа, человек по имени Адам, остается жив и здоров. Хотя единственное его желание… самому стать вампиром. Адам — жертва кораблекрушения. В свое время граф подобрал его на берегу моря, вылечил и сделал его своим "дневным представителем". Адам — послушное орудие в руках зла, но любое орудиеоднажды может выйти из-под контроля.
В начале двухтысячных в российском жанровом кино произошла маленькая своеобразная революция; вышло несколько картин, которые по тематике были близки к мироощущенческому искательству жанровых кино художников девяностых годов. Два моих самых любимых — это "Притяжение" и "Дневной представитель". При своеобразном минимализме спецэффектов, они имеют уклон в мыслеформу, что-то пытающуюся донести зрителю, не затмевая при этом динамичного сюжета; в жанровом кино девяностых аналог этому, например, философский мистический боевик "Экстрасенс".
К сожалению, эта маленькая революция лопнула как мыльный пузырь, когда на киноэкраны громко и хватко ворвался первый в России жанровый блокбастер "Ночной дозор" (2004). Немного жаль, что фильмов, подобных "Дневному представителю", уже никогда ни снимут, хотя спецэффекты в нашем жанровом кино почти достигли голливудских стандартов. "Невеста", например, или "Притяжение" Бондарчука — никто ни спорит, они сделаны хорошо, нет только никакого абсолютно желания их пересматривать, и уж тем более сильно сомневаюсь, что о них кто-то вспомнит даже через десяток лет.
Возвращаясь к "Дневному представителю", я также поневоле сравниваю их с двумя последними вампирскими фильмами, недавно прошедшими на наших экранах — "Ночные стражи" и "Вурдалаки" и сравниваю три актерские работы, трех сыгранных разными актерами вампирских князей. Это соответственно Юозас Будрайтис, Михаил Евланов, и Андрей Руденский. Не в обиду прекрасным актерам Евланову и Руденскому, я отдам предпочтение конечно Будрайтису, но тут даже не столь заслуга актера, сколько хорошего сценария и режиссуры; отличнейшему, сильному актеру Руденскому его образ не дал в полную силу раскрыть схематичный сценарий. Евланов в рамках заданного сюжета в общем-то отыграл неплохо.
Вампиры в "Дневном представителе" уже сильно отличаются от экранных собратьев из девяностых годов в таких фильмах, как "Пьющие кровь" или "Упырь", например. Они здесь представлены настоящими алчно жаждущими крови чудовищами, с ними нельзя договориться или откупится от них. И тьма опускающаяся на западный приморский городок, осязаема и ощутима на вкус, вот за это я благодарен наследникам лучших традиций киношного и литературного хорора за то, что мне как зрителю ощутимо страшно!
Концовка фильма так и вовсе неоднозначна, вернее, Дарлак, подаривший ему разум, забрал свой дар обратно, так как юноша наотрез отказался становиться вампиром, а в мире людей Адама ждала бы тюрьма или сумасшедший дом — ему "шили" пропажи людей, ставших жертвами Дарлака. Убить же Адама Дарлак не нашел в себе сил.
Подводим итог: довольно неплохой, хотя конечно и не шедевральный жанровый фильм на тему вампиров, снятый на самой заре возрождающегося нового русского кино. Любителям ужасов посмотреть стоит.
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Отличный фильм, очень своеобразный. Стилистика там не 90-х, а, скорее, советская, мне кажется, чем-то гриновским отдает эта картина...
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!