УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фэнзона

Крысиные бега – дотошный отзыв на зоохоррор «Крысы» (2002)

РецензииКомментарии: 0

Немного забегая вперёд, проинформирую, что я люблю фильмы ужасов с участием животных-убийц. Тема плотоядных крыс мне тоже вполне себе по душе, например, очень достойным образчиком подобного представителя, я абсолютно субъективно считаю хоррор "Крысы" 1982-го года выпуска за авторством главного голливудского Брюс-Ли-веда Роберта Клауза. А ещё мне вполне по душе разруганная почти всеми и каждым, экранизация Стивена Кинга "Ночная смена" со Стефеном Махтом и молодым Эндрю Дивоффом. Ну или же как не упомянуть действительно интересный зоохоррор с лементами психологического триллера под названием "Неизветсная тварь" 1983-го года с Пиетром "Робокопом" Уэллером в главной роли. Прочитав синопсис к данной нетленке и увидев в кастинге имена очень даже узнаваемые, мною было решено скоротать вечерок за этим малобюджетным творением покойного ныне Джона Лафии. Лафия – не из тех режиссёров, с чьим творчеством ты горишь пылким желанием ознакомиться и настойчиво ищешь его фильмы среди других забытых артефактов человеческой культуры. Самой известной его работой как режиссёра была, есть и теперь, уже к сожалению, останется навсегда вторая часть "Детских игр". Далее второго (и надо сказать, весьма посредственного) фильма о кукле-убийце Чаки сей кинодеятель при жизни так и не ушёл. После работы с одержимой душой маньяка-убийцы рыжеволосой куклой Хорошего Парня, Лафия несколько раз пытался создать самостоятельную хоррор-франшизу и каждый раз неудачно. Но что ещё интереснее, все эти фильмы затрагивали тему животных-убийц, которые неистово терроризируют человеческих существ. Первым был "Лучший друг человека" - фантастический хоррор с элементами комедии о генетически модифицированном мутанте-ротвейлере, поедающим всех и вся вокруг. Несмотря на огромную поддержку студии "New Line Cinema" и довольно неплохой бюджет, желаемого успеха фильм не добился, к тому же его разнесли кинокритики. Далее последовал телевизионный фильм "Монстр!" где в качестве новой напасти фигурировал уже огромный злой мутировавший скорпион с головой лягушки и осьминожьими щупальцами. Увы, но и там у Джона абсолютно ничего хорошего не получилось и даже обилие заимствований из таких хитов, как "Капля", "Терминатор", "Смертельный выводок" и "Дрожь земли", тот фильм от провала не спасли.

Ну и в 2002 году, Лафия поставил телевизионный фильм "Крысы", который тоже создавался с явным намёком на несколько сиквелов вперёд, однако и там не срослось. Так что же такое телехоррор "Крысы"? Ну, прежде всего, это что-то не до конца определённое по жанру. Вроде бы, здесь есть традиционный для подобного рода фильмов сценарий, который предполагает не только наличие на экране зверей-мутантов, но и некое подобие детективного сюжета, в ходе которого главным героям предстоит провести собственное расследование, проливающее свет на происхождение чудовищных существ. Происхождение конечно же будет связано с очередной злобной корпорацией, поставившей на относительно безобидных зверьках некий страшный коммерческий эксперимент, который и привёл к появлению жутких беспощадных чудовищ, теперь грозящих полным уничтожением целому городу. Параллельно с этим нам также предложат очень вялую и абсолютно неуместную любовную линию между менеджером супермаркета в исполнении Мэдхэн Амик (я уж при первом просмотре было подумал, что это легендарная Келли Брук, но увы, нет) и мускулистым крысоловом средних лет, которого воплотил Винсент Спано. Сама героиня находится в разводе и даже имеет маленького ребёнка, на которого ей отчаянно не хватает времени ввиду чрезмерной рабочей занятости? Ничего не напоминает? Ну, конечно же, то "Детская игра" за номером один, в которой всё тот же Лафия работал в качестве соавтора сценария. Эти двое и будут нашими главными героями и именно с ними под руку зритель и должен от и до пройти всё повествование.

По части постановки фильм хоть и неплох, но чего-то даже относительно запоминающегося в нём просто нет. Отсутствие визуально запоминающихся кадров в сочетании с телевизионной картинкой только сильнее усугубляет серость и безразличие при просмотре. Некоторые эпизоды сняты очевидно без должного внимания к деталям и с каким-то явным пофигизмом: чего только стоит сцена травли крыс в метро, в ходе которой газ распыляется настолько неаккуратно, что буквально накрывает застрявших в вагоне пассажиров, а те даже не пытаются закрыть дыхательные пути или защитить глаза. Ну а финальная разборка со спасением из бассейна, до отказа, набитого тысячами тел мутантов при помощи дощечки-трамплина, вообще исполнена за пределами здравого смысла. Но может быть, фильм порадует яркими и сочными сценами насилия, ведь у нас здесь полчища мелких разъярённых и вечно голодных монстриков, пожирающих на своём пути всё, что попадает в поле их зрения. Чем не повод показать горы окровавленных трупов с выдираемыми кишками, съеденными глазами и содранной кожей? Но и здесь не сдюжили: убийств в фильме всего два, причём, только первое показано относительно подробно и кроваво. Есть даже немного мясца, но опять же, его увидеть можно только в самом начале. Немножко женской обнажёнки, кстати тоже будет. Но лишь в самом начале и чисто ради галочки. В остальном, авторы сделали акцент в первую очередь на беготне через локации и бродилках туда-сюда, предпочитая избегать человеческих жертв настолько, насколько это вообще возможно. Даже персонаж няни дочери главной героини, в подобного рода картинах идущий на убой практически традиционно, останется невредимым. И тут действительно задаёшься вопросом: а что, собственно авторы хотели нам показать? Фантастический хоррор про обезумивших грызунов или всё-таки семейное кино?

Спецэффекты, как и декорации, в которых всё происходит тоже не шибко впечатляют, хотя не могу сказать, что здесь всё катастрофически безнадёжно. Скорее просто блекло и непамятно. Вот крыс изображают вполне себе настоящие крысы, вот их же уже "играют" перекрашенные морские свинки, вот парочка аниматронных моделей (последних, увы, совсем мало), ну а вот и компьютерная графика… компьютерная графика ранних нулевых годов… Вспоминая загримированных собак и действительно классно сделанных кукол из всё того же одноимённого фильма 1982-го года, при наблюдении за низко полигональными грызунами в данной ленте, прямо плакать хочется. Из интересных декораций можно выделить разве что заброшенную подземную часть старого супермаркета, да подвал, в котором жил охранник дома главной героини, в остальном же это тёмные и узкие туннели канализации и такие же тёмные, но менее узкие туннели метро. Разборка в метро с нападением на поезд с пассажирами тоже будет, вот только по итогу, за исключением машиниста, не пострадает вообще никто. А ведь всё те же "Крысы" 1982-го года совершенно не скупились на массовое побоище во всё том же метрополитене и делали это достаточно кроваво и жутко, не боясь отдать на съедение зубастых тварей целый вагон, переполненный толстыми городскими буржуями. И коли уж говорить о заимствованиях из более удачных жанровых представителей, то здесь таковых будет даже как-то слишком много. Помимо вышеописанной метрополитеновской сцены с нападением на поезд, будет и обнаружение логова зубастых тварей в глубинах огромного и старого тёмного подвала, забитого различным древним хламом (привет "Ночной смене") и момент с крысой, залезшей в унитаз и оттуда попытавшейся атаковать одного из персонажей из "Неизвестной твари". Прошлись даже по оригинальному "Уилларду" 1971-го года, зачем-то впихнув миниатюрную арку со сторожем, который пытался приручать и дрессировать клыкастых пожирателей и в итоге самолично попавший к ним на зубок. То есть даже с оригинальностью у господина Лафии с его произведением не пошло дальше подсматриваний у более талантливых коллег.

Если рассматривать драматургическую часть ленты, а именно попытки углубить персонажей, то здесь создатели не стали слишком сильно перебарщивать с психологизмом, хотя всё же лёгкий намёк на некую мелодраму между главной героиней и накачанным крысоловом создатели внесли. Хотя здесь не будет даже столь традиционной для подобного рода би-муви, сцены секса, всё ограничится очень лёгким флиртом. Не будет и попыток более детально рассказать предысторию ведущего женского персонажа, в результате которой та оказалась без мужа с ребёнком на плечах. Недоведённой до конца осталась и сюжетная арка покусанной в прологе молодой девушки, судьба которой так в конечном итоге осталась неясной. Зачем было вводить в сценарий целый подсюжет с вирусом, переносимым слюной крыс, если в конечном итоге он вообще никуда не завёл? Могли бы хоть в зомби её что ли превратить, у вас же, в конце концов, фильм категории "Б", который этого даже и не скрывает, так почему бы не блеснуть каким-никаким креативом? Но нет, давайте введём целую арку и просто забудем о ней ближе к середине. Фильм, над сценарием которого работал Фрэнк Диси, отвечает всем ожиданиям от фильма с подобным сюжетом. Временами диалоги немного нудноваты, но в то же время легки и забавны, и только в третьем акте, в котором действие набирает обороты, всё становится достаточно серьёзным и драматичным. Но опять же, каких-то смелых сюжетных решений, вроде убийства ключевых персонажей авторы решили избежать, не тронув даже второпланового негра, который в любом другом подобном фильме обязательно пожертвовал бы собой с зажатым взрывным детонатором в руке. Ну и конечно же, всё заканчивается обязательным и клишированным взрывом, без которого, по моей памяти не обошёлся практически не один хоррор первой половины нулевых.

Вывод: Кино сие мне, как вы уже наверняка было догадались по негативу моего отзыва, абсолютно не понравилось. И хотя я не могу назвать его совсем полным провалом, фильм слишком сильно не дотягивает практически в каждом отдельном кинематографическом аспекте: шаблонный и предсказуемый сценарий, где нет даже условных попыток хоть как-то поиграться со штампами; вялая и не особо креативная режиссура (хотя, отдам должное покойному Лафии, некоторые найденные им операторские решения мне понравились); слабенькая компьютерная графика и отсутствие необходимого такого рода фильму "отвращения", которое должно передаваться зрителю при демонстрации мерзких мохнатых тварей. Для того, чтобы убедительно сплести паутину страха перед крысами, кино оказалось просто слишком "плюшевым" и "игрушечным", вполне под стать скажем, "Голубой игуане" этого же режиссёра или всё тому же второму Чаки. Лично мне хотелось бы увидеть более атмосферную и мрачную реализацию, которая выходит за рамки стандартного полусерьезного телевизионного триллера категории "Б". Тем не менее, при всех недостатках, картина всё равно сделана с определённым старанием. Здесь нет ничего выдающегося, но все равно чувствуется, что фильм на голову выше многих других телефильмов на заданную тему, особенно если учесть, что мы уже так привыкли к тому, что последние 10-20 лет на канале "SyFy" выходят фильмы гораздо более низкого качества.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!