Место, в котором опасно размахивать членом — рецензия на фильм «Роковое искушение»

НовостиРецензииКиноКомментарии: 1

Прим. редакции: Специально для Зоны Ужасов сходил на премьеру и написал рецензию главный редактор дружественного и братского для нас проекта Russo Rosso Денис Салтыков. Почитать другие рецензии и статьи Дениса вы можете здесь.

Вирджиния, 1864 год. Пока Америка обливается кровью в гражданской войне, в закрытом пансионе мисс Марта Фарнсворт (Николь Кидман) вместе с учительницей мисс Эдвиной (Кирстен Данст) успешно справляется с воспитанием пяти девочек. Корова и сад не дают голодать, сил хватает даже на уход за черепашкой Генри — единственным самцом в этом тихом месте. Мужчины мелькают в пансионе лишь как знаки того, что вокруг существует жестокий мир, в котором кто-то в синем мундире насмерть сражается с тем, на ком серо-оливковый. Вирджиния — один из ведущих штатов Конфедерации, так что солдаты армии Юга во имя благого дела периодически таскают у мисс Фарнсворт кур, но ради такого и поделиться птицей не жалко. Только к 1864 году Север уже близок к полной победе, но об этом девочки узнают от неожиданного гостя: маленькая Эми (Уна Лоуренс), собирая грибы, находит раненого мужика в синей форме. Вместо того чтоб сдать врага конфедератам, леди решают вытащить картечь из его ноги и выходить несчастного. Так в пансионе заводится капрал Джон МакБёрни (Колин Фаррелл), и быт женщин круто меняется.

«Роковое искушение» (в оригинале The Beguiled, «обманутый»)— это новая экранизация романа Томаса Куллинана. В 1971 году на экраны США уже выходил фильм по тому же произведению — режиссером был Дон Сигел, а в главной роли снялся Клинт Инствуд. Сейчас за адаптацию взялась София Коппола, и она сознательно взяла установку на то, чтоб без оглядки на предыдущую работу снять собственную с женской перспективы. Режиссер собрала свою команду мечты: тут тебе и Кирстен Данст, и Николь Кидман, и Эль Фаннинг в роли нимфетки Алисии. Коппола взялась за триллер ради того, чтоб показать, что такое женский взгляд: недаром в фильме практически нет женской плоти за исключением короткого кадра с Фаннинг, которой на съемочной площадке исполнилось 18 — уже можно. Зато тело Колина Фаррелла камера исследует достаточно тщательно, чтоб можно было уяснить, кто здесь сексуальный объект. Женский взгляд Копполы принес ей приз за лучшую режиссуру в Каннах, на российских экранах мы видим работу, уже обласканную европейской критикой.

Саспенс, на котором строится «Роковое искушение», — эротический. МакБёрни чужд пансиону дважды — как мужчина и как солдат армии Севера. Но его присутствие будит в женщинах позывы, которые до сих пор дремали или подавлялись. На помощь обитательницам пансиона приходят детали, позволяющие им внутренне оправдать то, что они не сдали врага конфедератам. МакБёрни — ирландский наемник, и он воюет ради денег, а значит не совсем северянин. Эта война — не его война, но примерно так же могли бы сказать про себя и девочки. Они не брали в руки оружия и, вероятно, не особо разбираются в тех принципах, которыми здесь принято аргументировать разделение на «своих» и «чужих». Остается всего шаг до заявления о том, чтоб добавить, что девушки — создания и вовсе чуждые всякой жестокости, но его, разумеется, Коппола не делает. Вместо этого она расставляет намеки на то, как все это закончится. Для зрителя это фраза солдата Конфедерации:

Нет ничего страшнее перепуганной женщины с оружием.

Для самого МакБёрни намеком служит паук в центре паутины. Капрал некоторое время вглядывается в него, но не придает значения: когда вокруг как минимум три потенциальных любовницы, кому есть дело до неясных предзнаменований?

В «Роковом искушении» сознательно вынесены за скобки многие социальные проблемы: классовое неравенство, расовая дискриминация и даже важнейшая для обсуждения Гражданской войны в США проблема рабства. Героини Копполы — благородные образованные белые южанки, и это сразу ставит под сомнение весь месседж фильма. Парой месяцев ранее на Берлинском кинофестивале шли «Мужененавистницы», в которых радикальный левый режиссер Брюс ЛаБрюс выдавал схожий сюжет: раненый боец попадает в закрытую женскую школу, и все это заканчивается кровью и женским торжеством. Динамичное и веселое кино про лесбиянок-революционерок, казалось бы, должно подкупать зрителей в разы лучше затянутой истории про лесную глушь и вьющихся вокруг мужчины благородных девиц. Но ЛаБрюс увлечен подробным, пусть и шутливым, пересказом внутренних политических дискуссий левых активистов. Коппола же избегает острых углов и делает предельно понятную историю с эффектным, но все еще пристойным финалом.

«Роковое искушение» отчасти напоминает и фильм «Мизери», но нарочитая сдержанность сюжета не позволяет лучшему режиссеру Канн-2017 сделать триллер для широких масс. Это камерное кино про то, что «Все мы бабы — стервы», годится для единичного просмотра, но вряд ли запомнится как громкий феминистский триллер. Особенно на фоне большого количества снятых женщинами жанровых работ, минующих Канны, но хорошо известных в среде фанатов жанра.

6/10

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 844.

Комментариев: 1 RSS

  • Коппола слишком зажата. После "Где-то" нет свободы и раскрепощённости совсем в её фильмах, каждый последующий - вылизанная калька, условность без изысков. Оригинал с Иствудом - кино сочное, насыщенное, напряжённое. Пусть она сместила акценты и даже как бы лучше их сделала в разных вещах, но настолько зажато и скомкано это делать - это уж совсем посредственно. С таким-то составом было где развернуться, а вышла абсолютная пустышка, как и тот фильмец про Эмму Уотсон и Ко, ворующих платья знаменитостей - потенциал на шедевр, фильм - убожество. И вот опять =.=

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!