ДО-РЕ-МИ...

Новости

ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ: Такими могли быть "28 месяцев спустя" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 4

Независимый ирландский зомби-триллер "Третья волна зомби" стартовал на прошлой неделе в российском прокате, но судя по всему, проходит там незамеченным. И очень зря.

Для начала нужно сказать, что локализированное название перевирает суть истории. Понятно, что прокатчик хотел как лучше: по крайней мере, зритель знает, что идет на зомби-муви. Однако в оригинале (а фильм изначально назывался The Third Wave, лишь впоследствии сменив заголовок на The Cured) имеется ввиду вовсе не волна зомби, а волна исцеленных от вируса. И если с первыми все понятно, они кусаются и вообще плохие, то наличие вторых вызывает много вопросов. Как они смогут вернуться к нормальной жизни? Как обществу относиться к этим людям? Да и люди ли они вообще?

Фильм Дэвида Фрейна повествует о мире, пережившем эпидемию зомби-бешенства. И если в большинстве стран проблему удалось быстро пресечь, то в Ирландии разразилась пандемия, унесшая тысячи жизней. Затем было найдено лекарство, зараженные снова обрели рассудок, но вот проблема: они всё помнили. Никакой спасительной амнезии. Никакого помутнения сознания.

Многие говорят, что ты как будто заперт в своем теле. Борешься и ничего не можешь поделать. Но никто не говорит о моменте, когда ты сдаешься.

Как жить дальше, если не только все вокруг считают тебя больным и опасным животным, но ты и сам знаешь, какие зверства творил недавно? Что ж, Сенан, герой Сэма Кили, попытается это сделать. Ему повезло: жена его погибшего брата решила принять его в своем доме, даже несмотря на то, что с ней там живет маленький сын.

Молодую вдову и мать играет Эллен Пейдж, первая причина, по которой мы в Зоне Ужасов обратили внимание на этот фильм. Талантливая канадская актриса известна по таким разным картинам как "Леденец", "Джуно", "Начало" и "Супер". Но как это часто с ней бывает, в "Третьей волне" она хоть и играет важную роль, но на себя одеяло не тащит, даже не пытается оттенить Кили, который как раз выдает весьма убедительный и сильный перфоманс. Так что скажем Пейдж спасибо за то, что привлекла наш взор к этой истории, а также вообще помогла ей воплотиться в жизнь, выступив продюсером "Третьей волны".

Итак, преследуемый воспоминаниями о содеянном, Сенан пытается вновь социализироваться. Однако общество настроено против таких как он. Обыватели боятся их, военные, осуществляющие надзор за исцеленными, относятся к ним как к преступникам. Первая аналогия здесь — проблема наркомании. Все ведь уверено твердят: бывших наркоманов не бывает. Не самая лучшая мотивация для того, кто хочет соскочить, не так ли? Таким образом, репрессивная система и сам социум подталкивают больного к рецидиву. Вероятно, это одна из идей, заложенных в картине Дэвида Фрейна.

И если Сенану было куда пойти, то его товарищу по несчастью Конору, роль которого исполнил Том Вон-Лолор, пришлось куда тяжелее. В прошлом юрист и начинающий политик, теперь он никто, отец от него отказался, а карьера невозможна. Обида и властные амбиции ставят отщепенца во главе группы исцеленных, уставших от унижения и опасающихся за свою жизнь. Происходит серия терактов, причем подпольщики стремятся избежать жертв, что напоминает почерк ИРА. И это вторая аналогия.

Интересно, что оказавшись брошен родными, Конор вспоминает о другой семье, частью которой он недавно был. Фильм лишь приоткрывает тайну взаимоотношений в стае зомби, но и того, что мы видим, достаточно, чтобы понять: это нечто не только жуткое, но и глубоко интимное. А с учетом того, что в качестве примера используются Сенан и Конор, это принимает еще и гомосексуальный оттенок.

Кроме того, фоном проходит история доктора Лайонс и Джо Ландекер, коллег и любовниц, в исполнении Паулы Малкомсон и Хильды Фэй соответственно. В поиске лекарства от вируса Ландекер сама заразилась, оказавшись в числе пациентов, невосприимчивых к лечению. Как и весь фильм, заканчивается эта сюжетная линия трагично, но в чем-то даже красиво.

Да, картина мрачная, холодная, напряженная и пугающая, но вместе с тем почти незаметно прекрасная. Это отлично подчеркивает завораживающий эмбиент от композиторов Рори Фрирза и Ниала Кеннеди. Финал вышел открытым, но вселяющим надежду: зрителю остается только верить, что все закончится хорошо. Должно быть, неслучайно главного героя назвали в честь знаменитого ирландского святого, основавшего множество монастырей (в том числе Иниш Катах, куда люди приходили умирать), творившего чудеса и даже победившего морское чудовище по имени Катах.

Очевидно, что "Третья волна" — не просто зомби-муви, это наглядная социальная сатира в лучших традициях Джорджа Ромеро. Или, скорее, Дэнни Бойла, ведь Фрейн явно равняется на "28 дней спустя" — как в сыроватой промозглой стилистике, так и в образе самих зомбаков. Возможно, такими могли бы стать "28 месяцев спустя"? А почему бы нет? Вполне достойно.

Хотелось бы еще провести какие-то параллели с кинопритчей "Дитя человеческое", но тут все довольно зыбко, на уровне ассоциаций, вызванных отдельными кадрами. При этом картина Дэвида Фрейна, разумеется, далека и даже не пытается достичь высоты, на которую легко взбирается Альфонсо Куарон.

"Третья волна зомби" — это не "28 дней спустя" и не "Дитя человеческое", а нечто пусть не слишком претенциозное, но довольно особенное. Кто-то скажет, что тема с реабилитацией зомби уже использовалась в сериале "Во плоти", но различия между проектами тоже ведь очевидны: в одном есть сверхъестественный элемент, в другом нет, и в целом акценты расставлены иначе. Можно заметить, что оригинальная короткометражка Фрейна The First Wave была опубликована в 2014 году, тогда как упомянутое шоу вышло на британском телевидении годом раньше. Однако на самом деле "Первая волна" с самого начала была приквелом, а сценарий "Третьей" засветился еще в 2012 году, отхватив награду на Эдинбургском кинофестивале.

Так или иначе, зомби вновь доказывают нам, что они живее всех живых. До сих пор в этом субжанре можно отыскать что-то любопытное, неоднозначное и сильное. Одним из таких пруфов служит "Третья волна".

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 3403.

Комментариев: 4 RSS

  • Спасибо, ништяк)

  • А ведь эту идею воплощал и вполне себе полнометражный азиатский фильм (ни названия,ни года не помню).Там тоже излечили бывших зомби и раскручивали их конфликт с родственниками их жертв.Точно знаю,что фильм азиатский,но название-увы,не помню.

    • Как его найти-то, этот азиатский фильм? Еще подсказки есть? Кстати, как я понимаю, для Дэвида Фрейна отправной точкой в развитии истории было не то, что зомбаков можно излечить, а то, что они после этого будут все помнить. И более того, если они все это время находились в сознании, значит, убивая зомби, вы убивали живых ни в чем неповинных людей, которые оказались заперты в своих обезумевших телах. Интересный поворот, как по мне.

  • Спасибо за рецензию, фильм заинтересовал. Беру на заметку.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!