Новости

"Бегущий по лезвию 2049": черный фильм, мрак которого пронизывает луч света

ИнтервьюКиноКомментарии: 0

Канадский режиссер Дени Вильнёв, уже сделавший себе имя такими работами как "Пожары" и "Пленницы", вскоре представит на суд зрителей свою новую ленту, которая в свою очередь станет продолжением культовой картины "Бегущий по лезвий" 1982 года режиссера Ридли Скотта по мотивам романа Филипа К. Дика. За неделю до премьеры Вильнёв дал интервью российскому интернет-изданию Meduza, в котором рассказал, каково это — вдруг начать снимать сиквелы чужих фильмов, было ли давление со стороны продюсеров, и насколько пессимистичен мир "Бегущего по лезвию 2049".

На каком этапе вы чувствовали наибольшую ответственность за столь важный проект? Когда подписали контракт или позже — во время съемок?

В самом начале. Перед тем, как я принял решение. Мне сделали предложение, и я долго мучился, сомневался, опасался. Сначала сказал себе, что это очень-очень плохая, безумная идея. Но когда ответил "да", все страхи отпали, и чувство ответственности тоже ослабло.
Я никогда не снимал сиквелов и сразу решил, что буду делать собственный, независимый фильм. Меня убедил сценарий, а потом — решение Харрисона Форда принять участие в работе над новым "Бегущим". Ладно, сказал я себе: мои шансы на успех невелики, риски огромны, и что с того? Значит, мой "Бегущий" будет не коммерческим, а сугубо авторским художественным проектом. Тем лучше!

Вообще-то, это счастье: снимать блокбастер с огромным бюджетом как художественный проект.

Вы правы (радостно смеется). Осуществление мечты. Самое поразительное в том, что продюсеры защищали мое авторское видение вместо того, чтобы на него нападать. Никто не настаивал на компромиссах и уступках массовому зрителю. Я не знаю, полюбите ли вы мой фильм. Но он точно вышел уникальным. У него собственный, ни на что не похожий ритм, своя поэзия. Честно признаться, я им горжусь.

Неужели правда — полная свобода? Забавно, вы снимаете сиквел "Бегущего", а ведь оригинальная версия Ридли Скотта пострадала от продюсерского произвола. После чего вы переходите к работе над новой экранизацией "Дюны" Фрэнка Херберта — книги, экранизация которой Дэвидом Линчем тоже была, в общем, уничтожена продюсерами. Вас же продюсеры любят и защищают.

Могу сказать лишь, что я преклоняюсь перед талантом Дэвида Линча. И мои отношения с Ридли Скоттом, автором оригинального "Бегущего" и продюсером моей версии, были очень комфортными. Моя свобода, конечно, была ограничена, но никак не Скоттом, а лишь сценарием, который писали Хэмптон Фэнчер с Майклом Грином. Как раз сценарий настроил меня на правильный лад — он в лучшем смысле слова наследует старой картине, передает ее дух.
Отталкиваясь от сценария, я почувствовал свободу, и это пьянящее ощущение меня не покидало до конца. Нет, я не буду выпускать на DVD режиссерскую версию моего "Бегущего", потому что вы в кинотеатрах увидите именно режиссерскую версию. Это коммерческий блокбастер, все так. Но и честное авторское кино, где в каждом кадре мой ДНК. В лучшем и в худшем. Мои достоинства, мои недостатки. Если вам не понравится "Бегущий", виноват буду я, никто другой.

Какие условия были для вас самыми важными, когда вы брались за этот проект? Какие-то конкретные актеры, например?

Я пришел к продюсерам и сказал: "Если вы хотите делать "Бегущего" со мной, то он должен быть таким и таким". Они согласились без условий. И я начал. Проще всего было именно с актерами: все хотели сниматься в "Бегущем", без исключения. Мир был в моем распоряжении. Кого захочу, того и возьму.
Выбирать, конечно, было удовольствием — мы все континенты объехали: Латинская Америка, Европа, Азия… Результатом я очень доволен. А принципиальным было участие оператора Роджера Дикинса, давнего моего соратника. Мы с ним засели втроем с художником в комнате гостиницы в Монреале и провели там несколько недель, придумывая и рисуя буквально каждый кадр, каждую сцену. Без Роджера, конечно, у меня ничего бы не вышло. Бывает, оператор вступает в работу на поздних стадиях, когда дело идет к началу съемок. Но мы с Роджером были соавторами "Бегущего" с первого дня. Фильм не мог бы состояться без него и Райана Гослинга. Мы были союзниками, сообщниками.

Когда и как вы поняли, что Райан подходит на главную роль?

Я читал сценарий, еще не подписав контракт, и уже знал, что в картине будет играть Харрисон Форд. С Райаном договоренностей еще не было, но я точно знал, что роль писалась для него. Я сразу это почувствовал и просто не мог себе представить никого другого. Хорошо, что он согласился, причем в ту же секунду, как дочитал сценарий, без раздумий. Он умеет, как никто другой, выразить самое важное через молчание. Его меланхолия, его внутренняя сила — необходимые качества для нашего героя.

Репликанты Филипа Дика — идея, пришедшая из "Франкенштейна" Мэри Шелли, главной книги англоязычной культуры о сотворении искусственного человека. Ваша картина тоже об этом?

Мой фильм больше о людях, чем о репликантах. Как и на что мы запрограммированы? Предопределена ли наша участь генетической программой, есть ли шанс от нее освободиться? Можем ли мы эволюционировать, отказаться от наследия, от прошлого?

Это что-то уже из греческой трагедии.

Да. Как все важные темы. У меня был еще один очень важный источник вдохновения, кроме "Франкенштейна" и первого "Бегущего", но я его даже назвать не могу. Это был бы спойлер.

Любая антиутопия, любой фантастический фильм предлагает оптимистическое или пессимистическое видение будущего. "Бегущий" Ридли Скотта был крайне мрачным. А какова ваша картина?

Она, конечно, тоже ближе к антиутопии. Но я не считаю моего "Бегущего" пессимистичным. Напротив, это черный фильм, мрак которого пронизывает луч света.

А окунуться в этот авторский мрак Дени Вильнёва мы с вами сможем уже 5 октября, когда "Бегущий по лезвию 2049" достигнет российского проката.

Источник: Зона Ужасов, Meduza.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!