ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Новости

Последняя мировая война (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 5

— Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы, к плечу плечо, врастаем в воду тут, — могли бы спеть застрявшие посреди океана герои фильма "Рубеж выживания" (Last Sentinel/Viimane vahipost) эстонского режиссера Танела Тоома, если бы догадались взять с собой гитару. Увы, ни у одного из них в багаже не нашлось места музыкальному инструменту, а стало быть, о сеансах группового пения, укрепляющих, как считается, командный дух и способствующих взаимопониманию внутри коллектива, можно забыть. Но, наверное, это и к лучшему, ведь отсутствие атмосферы взаимного недоверия, скорее всего, убило бы весь сюжет.

Напомню, что накануне российской премьеры фильма на HORRORZONE вышло содержательное интервью с режиссером, из которого можно узнать подробности более чем десятилетнего пути "Рубежа выживания" от замысла к воплощению. Я же в своем отзыве сосредоточусь на непосредственном результате этого долгого, и, судя по всему, мучительного процесса.

Итак, преамбула. 2063 год. Глобальное потепление, катаклизмы и войны до неузнаваемости изменили Землю. Почти вся ее поверхность покрыта водой, остатки человечества ютятся на двух клочках суши, гордо именуемых Северным и Южным материками. Материки находятся в состоянии войны, пламя которой, правда, скорее тлеет, чем полыхает – разрушительные ураганы, раз в месяц прокатывающиеся по планете, сделали океан, разделяющий южан и северян, практически неодолимой преградой.

По итогам "горячей" фазы войны южане оказались в более выигрышном положении: их материк, в отличие от северного, погружается под воду не так активно, кроме того, им удалось сохранить последнюю атомную бомбу. Теперь ее двадцатимегатонный заряд, способный разом покончить и с Севером, и с Югом, используется как средство сдерживания: только перспектива неминуемого конца света останавливает северян, у которых земля буквально уходит из-под ног, от отчаянного броска на более устойчивый юг.

Это устройство, которое в доктрине гарантированного взаимного уничтожения принято называть Машиной Судного дня, а в фильме называют просто "Мартой", расположено в морском форте посреди океана — аккурат на полпути от северян к южанам. Чтобы вовремя обнаружить угрозу с севера и привести "Марту" в действие, на форте, носящем название "Часовой", несет вахту команда из четырех человек. Их биография дается в фильме скупо, но кое-какие ее детали уяснить все же можно:

Командир — сержант Хендрикс (Томас Кречманн), ветеран войны. Кажется, в команде только он встречался с врагом лицом к лицу. Бесконечную вахту на "Часовом" сержант избрал себе в качестве добровольного наказания за допущенную в бою ошибку, стоившую жизней его отряду.

Вторая по старшинству — капрал Кэссиди (Кейт Босворт), единственная женщина в команде. Ее родители и брат погибли под бомбежками, сама она выросла в пансионе. Армейская служба – ее жизнь. Раз приказано служить на "Часовом", значит будет служить на "Часовом".

Салливан (Люсьен Лависконт), радист. Состоит в любовной связи с Кэссиди. На "Часовой" отправился, спасаясь от тюрьмы. С которой, судя по наколотой на шее воровской звезде, знаком не понаслышке. Именно Салливан выступает протагонистом фильма — события, в основном, показаны с его точки зрения.

Наконец, Бейнс (Мартин МакКанн) — неуравновешенный, но гениальный инженер. Заворожен довоенной историей мира до такой степени, что рекламный каталог мебельной фирмы из канувшей в Лету Эстонии стал для него чем-то вроде Библии. На "Часовой" Бейнс отправился за деньгами для жены и новорожденного ребенка.

Вахта обычно длится два года, но наши герои провели на "Часовом" уже на три месяца больше, а смены с Большой земли все нет. Нет и новостей с континента, но это, как раз, нормально – видимо, чтобы не раскрыть противнику координаты "Часового", связь с командованием — односторонняя, и заключается в кратких сеансах передачи неизменного сообщения: "Инцидентов — ноль". Запрос обратной связи предусмотрен только в чрезвычайной ситуации. Команде остается только ждать.

Голод и жажда дозорным не грозят: питьевую воду обеспечивает опреснитель, а разнообразить рацион помогает рыба, которую даже не надо ловить – раз в месяц шторм сам пригоняет ее в расставленные сети, которые нужно только вовремя поднять, не дав урагану сорвать их. Это непросто – в открывающей фильм сцене Салливан упускает улов, обрекая себя и сослуживцев на месяц невкусных консервов, что, конечно, неприятно, но не смертельно. Единственный невосполнимый ресурс – йод для противорадиационных ванн, но и его, даже с учетом повышения уровня излучения (оболочка бомбы несовершенна), должно хватить еще, как минимум, на месяц.

И всё же мелкие бытовые неудобства в сочетании с неясным будущим, изоляцией от внешнего мира и бременем ответственности ведут к тому, что отношения в команде становятся все напряженнее…

Трейлер фильма обещает что-то вроде "Десяти негритят" в антураже фильма-катастрофы и параноидальной атмосфере если не "Нечто", то хотя бы "Крикунов". Реальность увы, скорее разочаровывает: манера повествования тут же разрушает едва наметившуюся детективную интригу, да и поведение героев слишком часто диктуется не внутренними мотивами и элементарной логикой, а своеволием сценариста.

-- Осторожно, раскрытие сюжета, спойлеры! --

Собственно, сюжет начинается с появления на горизонте таинственной шхуны, медленно дрейфующей в сторону форта. Может, это прибыла смена? На попытки установить контакт неизвестное судно не отвечает, сигналов бедствия не подает. Шхуну берут на прицел, но вместо приказа разнести ее в щепки, не давая приблизиться (что было бы логично: учитывая назначение форта, любой направляющийся к нему объект должен расцениваться как угроза, если нет прямых и однозначных указаний на то, что это свои), сержант посылает к ней Салливана – для разведки. Цель вылазки остается неясна – видимо, простое любопытство скучающего командира. При этом все выглядит так, будто от разведчика просто хотят избавиться.

— Если там враг, его сразу убьют, — говорит сержант Бейнсу, занявшему пост у гаубицы, — поэтому стреляй не мешкая.

Понятно, что для развития сюжета нужно, чтобы судно-призрак еще какое-то время оставалось на плаву, но сцену отправки разведчика можно было решить, исходя из логики и характеров персонажей, а не вопреки им. Например, Салливан сам просит подождать с уничтожением шхуны и вызывается ее обследовать: он же рыбу упустил, а на борту могут быть припасы. А если погибнет — без лишнего рта оставшиеся дольше протянут, дожидаясь сменщиков... В сцене сразу появились бы конфликт и ясная мотивация: чувство вины (и усталость от однообразия) у Салливана против верности уставу у Хендрикса.

Как бы то ни было, Салливан на лодке добирается до шхуны (интересная деталь — она называется "Аврора"), поднимается на борт, и… отключает рацию (перед этим, правда, буркнув в микрофон "Тут никого нет"). Зачем?! Он же должен понимать, что подумают на "Часовом", потеряв с ним контакт, и что после этого предпримут, он же слышал сержантское "стреляй, не мешкая". Судя по всему, единственный смысл отключения рации — дать создателям фильма поупражняться в нагнетании саспенса. Объясняя, что такое саспенс, Альфред Хичкок приводил в пример бомбу с часовым механизмом под столом, люди за которым о ней не подозревают (в отличие от зрителя) и беззаботно болтают о бейсболе. Так вот, следующие несколько минут – практически дословная экранизация этого примера: не получив ответа от разведчика, сержант предполагает худшее и запускает протокол активации "Марты".

— В виду неопознанного судна бомба приводится в боевую готовность. Инструкция однозначная, капрал, — напоминает он Кэссиди. Правда, непонятно, почему он не вспомнил об этой инструкции до отправки разведчика.

Как бы то ни было, пока забывший обо всем разведчик наслаждается шоколадками из найденного борту "летучего голландца" запаса сухпайков, таймер начинает отсчёт времени до взрыва – и предполагаемого конца человеческой цивилизации.

Разумеется, буквально в последний момент Салливан вспомнит про рацию и успеет сообщить, что на судне все чисто, и угрозы нет.

С одной стороны, сцена работает – создает напряжение, объясняет диспозицию и наглядно демонстрирует безумие доктрины ядерного сдерживания, с другой, немотивированная глупость героя, отключившего рацию — не лучший триггер для запуска сцены. С этой задачей легко бы справились внешние обстоятельства. Допустим, шхуну развернуло другим бортом, и на "Часовом" потеряли визуальный контакт с разведчиком, а тот тем временем спустился в трюм, и сигнал его рации не мог пробиться через металл переборок…

Итог разведывательной операции: шхуна без экипажа, полная припасов, пришвартована к форту, сержант, недовольный поведением капрала Кэссиди, забирает у той второй ключ для активации "Марты", и теперь может единолично устроить ядерный апокалипсис. На Большую землю в очередной раз направляется сообщение "Инцидентов – ноль". Впрочем, в том, что сообщения доходят до адресата, возникают обоснованные сомнения.

Бейнс, тем временем, восстанавливает двигатель "Авроры". Теперь у команды появляется шанс самостоятельно добраться домой — время до следующего шторма еще есть. Но сержант, изучив бортовой журнал шхуны, приказывает ее разобрать:

— Проводка, мотор, болты, гайки, обшивка – все снять подчистую… Нам нужны запчасти.

Команда ропщет, и, чтобы избежать бунта, Хендрикс идет на компромисс. Но авторитарная манера командовать, не снисходя до объяснений, в конце концов, приводит к закономерному финалу: получив очередной безапелляционный приказ, подчиненные решают, что командир окончательно поехал крышей, обездвиживают его и помещают под арест.

В камере Хендрикс, наконец, рассказывает, к каким выводам пришел, изучив бортжурнал "Авроры", и почему считал шхуну, готовую к плаванию, скорее угрозой, чем спасением для команды. Это признание запускает череду смертей. Протагонист понимает, что кто-то в команде – шпион и убийца, но к этому моменту население "Часового" успевает сократиться ровно наполовину, и вычисление злодея не требует особых детективных способностей. Достаточно уметь сложить один и один.

Заканчивается картина оптимистично. Последнюю мировую войну (с учетом высочайшей ставки противостояние двух представителей Севера и Юга можно охарактеризовать именно так, тем более о том, есть ли жизнь за пределами "Часового", ничего не известно) удается закончить пусть и вынужденным, но миром. Финальные кадры дают надежду, что и птицы над "Часовым" однажды запоют.

-----

Итого: "Рубеж выживания" — не детектив и не триллер, а антивоенная притча (удивительно актуальная, учитывая десятилетнюю историю создания). К плюсам фильма можно отнести детальность воссозданного фрагмента дистопичного мира будущего и крепкие актерские работы, к минусам — мягко говоря, странные сценарные решения.

--- Бесполезные Интересные факты ---

• "Часовой" представляет собой копию одного из морских фортов Манселла — башен ПВО, защищавших Лондон и Ливерпуль от воздушных атак со стороны моря в годы Второй мировой войны.

• В роли "Авроры" — прогулочная яхта "Juku", в прошлом – траловый бот СТБ-7125, построенный в 1953 году в ГДР по заказу СССР, и использовавшийся сначала по прямому назначению – для ловли рыбы, а после масштабной переделки, в результате которой стал трехмачтовой шхуной – для обучения молодых моряков.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 5 RSS

  • Спасибо, хороший материал, понравилось! Скажите, а вы есть в ВК? Если да, то напишите в личку мне (контакт можно найти в паблике ЗУ).

    • Спасибо! В ВК есть, но там давно ничего не пишу. Думал сделать паблик только под творчество, но туда пока особенно выкладывать нечего :) В личку написал.

  • Сергей цветков хорошие рецензии пишет, вот только надо было фильму оценку повыше поставить. В целом, не такой уж хороший фильм, на шедевр не претендует.

    • Спасибо! По поводу оценки вы, наверное, правы. Видимо, на оценке сказалось разочарование из-за завышенных ожиданий, порожденных рекламой (хорошо таргетированной, надо отметить).

  • Слишком много пишут про фильм, очень слабый....с натягом на разик*

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!