КУКЛА. ЗАРОЖДЕНИЕ ЗЛА

Новости

Эстонский связной - как Танел Тоом снимал постапокал "Рубеж выживания" (ИНТЕРВЬЮ)

ИнтервьюКиноКомментарии: 0

20 июля 2023 года в российский прокат выходит фильм "Рубеж выживания" (Last Sentinel) - кино во многих отношениях удивительное. Его снял эстонский режиссер для британцев с участием известных голливудских актеров. Работа над фильмом заняла около 10 лет. Его жанр - научная фантастика, но в тоже время это и триллер, и детектив, и постапокалипсис. А еще "Рубеж выживания" затрагивает темы, которые сегодня актуальны как никогда.

В загребущие лапы Зоны Ужасов попало интервью с режиссером этого фильма, Танелом Тоомом - парнем, который родился в Таллине, учился в Великобритании, номинировался на премию "Оскар", а теперь снимает мрачную социальную фантастику ближнего прицела.


В фильме содержится послание о глобальном потеплении?

За последние двенадцать лет мир здорово изменился, глобально изменился. Когда мы начинали двенадцать лет назад, о климатических изменениях мало говорили – но тогда не было Греты Тунберг, не было движения зеленых. Забавно, что многие наши темы, даже атомная бомба, вдруг стали значимы сейчас, в две тысячи двадцать втором. Это очень страшно – то, что фильм более значим сейчас, чем в далеком 2010-м. В 2010-м мне казалось, что это научная фантастика! Но сейчас всё страшнее, потому что ближе к реальности, и да, я надеюсь, что люди об этом задумаются. Я бы не сказал, что фильм только об изменении климата – мы еще призываем не забывать, что люди лишь один из многих видов, живущий на этой планете. Да, это наш дом – но он не только наш, мы лишь малая часть его обитателей!

Когда начался конфликт России и Украины, много говорили об угрозе ядерного оружия, и все знали, что случится, если кто-то сделает первый шаг. Это будет наша последняя война. Я начал думать – боже мой, да кто мы такие, чтобы решать судьбу этой планеты? Как мы можем быть такими наглыми? Да, мы постоянно конфликтуем друг с другом, но как же остальные – кошки, лошади, рыбы, кто угодно? Мы ведем себя эгоистично, мы легко забываем... что мы всего лишь один вид! В то же время это всё так тривиально – все знают, что, конечно же, мы не одни на планете, но всё время об этом забывают. Это странно и забавно – мы всё знаем, но ведем себя неподобающе.

Что изначально привлекло вас в этом проекте?

Я работаю над ним с 2010 года! Изначально меня привлек сам сеттинг. Эпический сеттинг! Воистину эпичный, в самой середине океана, эпичнее уже некуда, но в то же время это очень камерная история, в которой всего четыре персонажа. Помню, мне понравился этот контраст – между огромным пустым миром и четырьмя героями, которые заключены в замкнутом пространстве.

Двенадцать лет – долгий срок, и за это время ты меняешься, как человек. В какой-то момент начинаешь думать: "Хочу ли я рассказать эту историю, или срок годности уже истек?" История продолжала меня волновать, помню, перед съемками я почувствовал, что в ней чего-то не хватает. Мы внесли небольшие, но важные изменения и приступили к съемкам.

С какими трудностями вы столкнулись в процессе съемок?

Надо подгонять историю и картинку в соответствии с бюджетом. Конечно, есть выбор – вообще ее не делать, и пусть остается только на бумаге, или, если хочешь, чтобы она попала на киноэкран, значит, надо внести кое-какие изменения! К счастью, мы придумали, как это сделать. Конечно, я хотел сделать историю как можно более визуальной. Но главное – это персонажи, то, что происходит внутри них, человеческие отношения и то, что мы хотим сказать. В процессе это было все более похоже на инди-фильм! Приступаешь к производству и понимаешь – о, на самом деле мы не можем позволить себе это или то, так что же нам делать? Но, мне кажется, в данном случае это было не так уж плохо. Это заставляло нас более творчески подходить к процессу, рассказывать историю более эффективно. Ограничения стимулируют креативность, то же относится и к режиссуре – нельзя быть режиссером, если не умеешь работать под давлением. Определенное количество стресса и давления заставляют принимать эффективные решения. В прошлых своих фильмах я вижу сцены, во время съемок которых у нас были проблемы со сроками, или случалось что-то непредвиденное, и я должен был придумать новый план. А теперь я смотрю эту сцену и думаю – с ума сойти! Я горжусь тем, что снял ее самым эффективным способом. Я подготовился к съемкам по-другому, не самым лучшим способом, а через десять минут пришлось придумывать, как все переделать!

Чем вы вдохновлялись, снимая фильм?

Знаете, с этим фильмом не было очевидных примеров. В течение многих лет я вспоминал "Нечто". Может, "Чужой"? Это одни из моих любимых фильмов, и там тоже замкнутое пространство. Необязательно должен быть настоящий монстр, как Чужой или Нечто, главное – атмосфера, напряжение, давление, изоляция. Что касается изоляции, может, еще немецкий фильм "Подводная лодка". Я назвал три картины, но не было такого, чтобы мы говорили – о, надо попробовать снять, как у тех или как у этих! Оператор спросил – может, стоит на них взглянуть? И мы вместе посмотрели "Нечто". "Чужого" он и так уже видел. Кстати, "Солярис" тоже повлиял. Двенадцать лет – это такой долгий срок! Но "Солярис" был одним из фильмов, который я также посмотрел в процессе работы.

Забавно, мне не хочется говорить, что это научная фантастика. Конечно, это она и есть, ведь, если действие происходит хоть завтра, это уже научная фантастика, потому что это не настоящее и не прошлое, и это альтернативная реальность. Но было бы неправильно представлять фильм как научную фантастику. На самом деле мы делаем шаг назад, мы создаем аналогию – через сорок лет в этом мире не будет ничего привлекательного. Мы движемся к миру Безумного Макса. Взять, к примеру, "Безумного Маска" или "Водный мир" - вы назовете их научной фантастикой? Они далеки от той реальности, в которой мы живем, но вряд ли это фантастика. Это нечто иное. И еще я смотрел фильмы об изоляции, о том, как люди находитлись вдали от дома, не зная, что там происходит, у них дома.

Пожалуй, на iMDb надо было бы поставить "Детектив", "Триллер", ну ладно, и "Фантастика", третьим или четвертым эпитетом.

Как вы помогали актерам подготовиться к роли?

Я знал, что с этим проектом времени на репетиции будет очень мало – всего дня три, когда актеры соберутся вместе. Обычно я люблю репетировать с актерами, проводить с ними много времени перед съемками, но в данном случае это было невозможно. Поэтому, прежде, чем они прилетели, мы много разговаривали через zoom. Мы обсуждали персонажей, их истории, с чего они начинали, чего они хотят, каковы их цели? И что мы не видим в фильме, что должны не видеть, но чувствовать. Больше предысторию и становление, чем самого персонажа. Потому что не всегда слова в сценарии или на экране создают историю, надо чувствовать, что стоит за ними, какие человеческие потребности лежали у истоков. Так что я пытался по возможности проговорить это до того, как они собрались.

А потом начинается классика. Чем меньше времени у тебя на репетиции с актерами, тем больше должен быть готов режиссер. Самое забавное в режиссуре – твоя работа, как режиссера, это поделиться своим видением, чтобы все работали в одном направлении. Ты можешь это сделать, ты это сделаешь, и люди вокруг будут тебя понимать, но всё равно получится не совсем то. Нужная история лишь у тебя в голове. Ты единственный хранитель истории. У тебя в голове должна быть рабочая версия, ты передаешь ее актерам и надеешься, что вместе вы вывезете.

Путь к производству

Группа необычных железных платформ возвышается над устьем Темзы у Кентского побережья Англии. В той части света живет продюсер Бен Пуллен, который много лет хотел рассказать историю, вдохновленную этими заброшенными и чужеродными строениями, одновременно историческими и странно футуристичными. Режиссер Малачи Смит разделял его энтузиазм – так началась история "Рубежа выживания".

Они запустили долгий процесс разработки сценария, который принес свои плоды. Сначала Бен заинтересовал сценарием молодого эстонского режиссера Танела Тоома. В то время Танел завершал обучение в престижной "Национальной школе кино и телевидения" в Великобритании и только что был номинирован на Оскар за свою короткометражку "Признание". Он с готовностью присоединился к команде. Сложная мировая ситуация – это касалось и хрупких отношений между сверхдержавами, и климатических изменений – в последние годы стала еще сложнее. Мы находимся на переломном этапе. Иногда кажется, что события, назначенные в "Рубеже выживания" на 2063 год, могут случиться куда раньше.

После перерыва из-за ковида подтвердились съемки в Эстонии, при этом основная часть постпродакшна планировалась в Германии, а в Великобритании уже шел кастинг. Нам посчастливилось найти четырех замечательных актеров: Кейт Босворт из США, Томаса Кречмана из Германии, Люсьена Лависконта из Англии и Мартина МакКанна из Северной Ирландии. Внутренняя часть буровой была построена в заброшенном оперном театре в Таллинне, а натурные съемки проходили в таллиннских доках и в Балтийском море.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

ОДЕРЖИМАЯ

Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!

    Еще на сайте: