УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Схватка. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

Зарубежные кинокритики назвали картину Джо Карнахана "очень мужским кино" и оказались совершенно правы. Причем выражается это качество фильма отнюдь не только в обилии мата и насилия (этого, в принципе, не так уж и много). И даже не в том дело, что все герои ленты - мужчины, можно даже сказать "мужики", парни "от сохи" - хотя "Схватка" один из немногих фильмов, где это обстоятельство по-настоящему неслучайно. "Мужественность" создателей заключается прежде всего в глубоком погружении в саму психологию Мужчины: который может быть глупцом, может быть ворчуном, может бояться до смерти, но при этом оставаться настоящим героем. И на протяжении всего фильма нам показывают, как и почему - и ради чего и кого! - так происходит. Так что "Схватка" действительно очень мужской фильм. И не по-голливудски честный.

При желании, можно упрекнуть создателей в некоторой вторичности их работы по отношению к ленте 2009 года "Замерзшие". И там, и там несколько человек в силу обстоятельств вынуждены бороться за свои жизни с холодом, снегом, собственным страхом и стаей волков. Сходство ситуаций, возможно, даже позволяет говорить о некотором заимствовании. То, что в "Замерзших" трое молодых любителей горных лыж оказываются забыты на застрявшем фуникулере в течение нескольких дней, а в "Схватке" работники нефтедобывающей компании оказываются оторваны от мира после крушения самолета, - не оправдывает сценаристов. Оправдывает другое: большая серьезность их интерпретации того же сюжета, лучшая реализация той же идеи.

Вообще "Схватка" вызывает у нас две совершенно четкие ассоциации, одна из которых, изложенная выше, естественна (плагиат не плагиат, но сюжетные аллюзии с "Замерзшими" бросаются в глаза), а другая - удивительна и заставляет задуматься. Кино снято так, как если бы Адам Грин снял свой фильм ужасов лет этак 25-30 тому назад на киностудии имени Горького. Кроме шуток: пока российские киноделы напрасно пытаются угнаться за фабрикой грез по части клипового монтажа, "летающей" камеры и цифровых спецэффектов, такие люди как Джо Карнахан берут для своих фильмов все лучшее, что было еще у великого советского кинематографа: некоторую дозу "притчевости" (и черт с ним, где-то даже "тарковщины"), философичность, упор при не самых эффектной и модной манере съемки (которая вообще-то помогает ощутить себя отчасти на месте героев картины - в, мягко говоря, не очень комфортных условиях) на реалистичности персонажей и прекрасной игре всех без исключения актеров.

Тысячу раз правы те, кто говорит, что если вслед за древними греками делить искусство на "высокую" трагедию и "низкую" комедию, то хоррор, фильмы ужасов, триллеры - это все-таки трагедия. В "Схватке" это ощущается как никогда сильно, поскольку выдающимся образом здесь объединены самая натуральная драма и самый натуральный энимал-хоррор (а также, без сомнения, survival horror). От голливудского шика и лоска почти ничего не осталось, а то, что осталось - вроде сцены-штампа в самом начале, когда главгерой подумывает о самоубийстве, - кажется не очень-то естественным. И поэтому слава богу, что таких сцен в "Схватке" крайне мало. В остальном, пока смотришь фильм, невольно начинаешь гадать, а куда же ушли те 25 миллионов долларов бюджета, ибо снято все по-советски аскетично и сурово. Авиакатастрофа показана исключительно изнутри салона самолета, без всяких вам эффектных приземлений-погружений в снега, отрывающихся крыльев, мнущихся компьютерных винтов и множественных взрывов. Зато напряжение и страх тех, кто оказался внутри злосчастного самолета, переданы блестяще. Волки также не рисованные, да и вообще показываются в основном в темноте или в снежной буре или - крупными планами (лапа, глаза, морда). Тот случай, когда главными спецэффектами становятся игра актеров, сюжет и диалоги, звуковое сопровождение. Впрочем, одну по-настоящему эффектную и масштабно снятую сцену в фильме мы все-таки обнаружим - эпизод с переправой через пропасть заставит судорожно сжаться сердце даже тех из вас, кто никогда не боялся высоты. А сразу за ним последует, возможно, самая страшная сцена с участием волков - сцена, которая способна шокировать ужасом безысходности - и поспорить с ней этом плане может разве что кошмарный (хотя и угадывавшийся, чего греха таить, заранее) финальный твист.

Да, мы имеем дело с психологической драмой, а иные диалоги у костра сложно воспринять без улыбки, настолько они перекликаются с сотнями виденных нами в американском кино сценами психотерапии. Но все-таки большую часть фильма нам совсем не до смеха, наоборот - очень трудно бывает удержаться от слез. Не всякому героическому военному кино удается выбить "скупую мужскую слезу" так же хорошо как "Схватке".

И в тоже время это хоррор - и в обратном нас уже никто не переубедит. И уж коли начали мы со сравнений с "Замерзшими", то закончим еще одним сравнением: "Схватка" смотрится так, как если бы советский фильм ужасов "Псы" (1989 года выпуска) решили снять в США двадцать лет спустя. И у них получилось.

P.S.: А куда все-таки ушли те самые 25 миллионов бюджета, ведь выглядит "Схватка" от силы на 5? Кажется, львиную их долю сожрали отнюдь не волки, а масштабная рекламная кампания фильма и гонорар Лиама Нисона. По крайней мере, мы не хотим верить, что Джо Карнахан и продюсеры переняли у советско-российского кино еще и любовь к "распилу" бюджетных средств.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!