Фэнзона

Танатофобия и страх взрослых. Анализ образа высокого человека из фильма "Фантазм"

БлогиКомментарии: 2

В чем состоит самый привлекательный для зрителей элемент любого художественного произведения? Грамотно составленный, запоминающийся сюжет, декорации, метафоричность и многослойность повествования, головокружительный монтаж, операторская работа - все это, несомненно, важно для успеха, но как бы красива не была сцена, и как бы нам не преподносили разворачивающееся на ней действо - все наше внимание в первую очередь удерживают персонажи, изображённые на экране/страницах книг. Именно их мы ассоциируем/дистонируем от себя, и по их образу и актёрской игре, в рамках созданного сценария, мы можем составить значительное мнение о всей картине в целом.

И зачастую, внимание наше в большинстве своём концентрируется не на положительных, но на отрицательных героях, ведь именно их действия являются двигателем всего, что повествуется нам, и их образы, в противовес протагонисту, не имеют рамок, границ в использовании негативной лексики или действий, что само по себе даёт гораздо больше пространства для выражения своих мыслей, поступков и фантазий, скрытых в самой глубине человеческого подсознания. Самые тёмные, мерзкие и низменные инстинкты выражаются в подобных персонажах, воплощающих в себе, ограниченные нормами морали, социальных норм и закона, качества практически любой сформированной личности.

И наиболее запоминающиеся, открытые для насилия, ярости и садизма, антагонисты, разумеется, - это персонажи хоррора, наиболее смелого и радикального из всех направлений в искусстве.

Жанр ужасов предоставил нам огромное количество запоминающиеся кинозлодеев, пик появления которых пришёлся на вторую половину 20-го века. Кожаное Лицо, Пеннивайз, Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз - думаю, что добавлять к этим именам какую-то информацию бесполезно. Вынужден признать, что в 2000-19-х годах кинематограф так и не смог предоставить нам достойных конкурентов, способных заменить своей харизмой или сравниться в мастерстве доводить до дрожи и негодования, вышеперечисленных порождений авторской фантазии. Ведь все, кто хоть сколько-нибудь запомниться зрителю, были персонажами ремейков или каверов на уже ранее отснятые ленты. Исключения есть, но зачастую они не относятся к жанру "чистого хоррора" и потому заслуживают отдельного анализа.

В начале 2010-х интернет пространство было захвачено новой тенденцией в хорроре - крипипастой. Обитателям хоррор-коммьюнити, я надеюсь, известно данное выражение. Первые крипипасты начали публиковаться ещё в 2000-х, та же “Свечная бухта”, ”Тед пещерник”, потерянные эпизоды якобы популярных телешоу, не существовавшие в реале взломы телестанций, смертельные файлы и т.д. В общем, набор подростковых пародий на "Звонок", "Видеодром", фильмы Романа Полански и нуар немецкого экспрессионизма. И первым персонажем, начавшем массовую коммерциализацию данного явления, стал всем известный Слендер. Тёмная фигура без лица, в похоронном костюме, обитающая в темноте и тумане бесконечного леса, заманивающая подростков, детей и прочих отвергнутых социумом индивидов в свое измерение, дарующая им нечто, ради чего становится кайфово резать ножами бывших друзей и родственников. И ещё, символ, слизанный у серийного убийцы Зодиака, в качестве финального штриха. Молодёжь, как вы можете догадаться, вошла в новую волну интернет-хоррора с головой, благодаря возможности корректировать характеры и поведение персонажей самостоятельно, появились миллионы каверов и интерпретаций, фан-арта и прозы, в которую авторы вкладывали собственные эмоции, переживания и депрессивное зачастую мировосприятие, что ознаменовало рождение первого великого мема интернета. Позже появился Джефф, бездарно списанный из "Тетради Смерти", и все завертелось…

Автор, чью посредственную графоманию вы читаете, в то время праздновал свое вступление в первый десяток небо-коптения, и был завсегдатаем в данном симпозиуме юных пессимистов. Он также фанател от _9MOTHER9HORSE9EYES9, запоем читал фанфики, от которых сейчас бы блеванул, слушал Dark Ambient, DSBM, и сам писал копипасты о тленности бытия. Хотя, почему все это в прошедшем времени?

Но в одном у автора, весьма зелёного мозговым веществом, была солидарная точка зрения со старшим поколением, раскритиковавшем Слендера - не за его видение школьниками, и не за весьма избитую уже к тому времени концепцию злодея, элементы мифологии которого может распознать и привести источники вдохновения любой хоррор-фэн, но за то, что центральная фигура - ещё одно грубоватое заимствование, оригинальной версией которой является фильм, появившийся до начала так называемой “Галереи Бестий” кинохоррора, и который предвосхитил и сконцентрировал в себе большую часть мотивов, жанр ужаса сформировавших. А именно, "Фантазм".

Сравнивать эту ленту с кем-либо из более поздних представителей бессмысленно - она слишком самобытна, генерирует слишком много эстетических элементов и стилей, свойственных и боевикам, и фантастике в самом безобидном её облике, и тёмного фэнтези. Что не приведи в пример из декораций, мотивов рассказа и тематических углублений - здесь есть все. И космический хоррор, и тема путешествий в ад, и зомби, и реанимация, и похоронные элементы, и призраки, и ведьмы. Подобный гремучий винегрет практически невозможно создать, не умалив при этом важность каждой отдельно взятой ноты ужаса и не получив, при соблюдении равно направленной энергетики ко всем частям сценария и декорации, скучно выверенную, декоративную подделку. Но в "Фантазме" удалось создать практически монстра Франкенштейна от гайда хоррора - голема, собравшего в себя большое количество течений, уникум, превзойти в оригинальности который почти нереально.

Фабулу фильма напоминать не стану - сейчас этим уже не удивить. Протагонист, второстепенные герои сносно исполнили свои функции. Как зачастую происходит, движущей силой становится главный злодей. В сиквелах станет известно его бывшее имя, но называть его все равно будут Высоким Человеком, или верзилой. Внешний облик персонажа не блещет чем-либо выразительным. Тонкая высокая фигура в строгом похоронном костюме явно не по размеру, пепельно-серые волосы, бледная кожа, иссиня-блеклые губы, похож на покойника, и передвигается он соответственно - наподобие огромной марионетки, чьи движения диктуются нитями на пальцах кукловода. Размер персонажа - не только важный элемент создания нервозной атмосферы, но и хороший способ выразить фатализм, обреченность всех ему противостоящих. Ведь все они - карлики, жалкие живые тёплые создания, в чьих венах течёт тёплая красная кровь. И всё это: жизненная энергия, желание выжить, ум и интуиция - ничто перед самой смертью, пришельцем, мрачным жнецом, сущностью, непостижимо далёкой и более совершенной, чем кто-либо. Хотя, слабости у него есть - и они довольно неожиданны, ведь в альтернативной концовке Верзила принимает свой конец, естественно, временный, от банального огнетушителя. Иным словом, от холода. И это крайне необычно, так как смерть, со всей её атрибутикой, ритуалами и этикетом, ассоциируется именно с низкой температурой, в примере коей можно использовать аллегорию на “могильный холод”. Единственный “тёплый” момент в похоронном бюро - это его крематорий, так называемое сердце всей конторы. В случае же с маленьким предприятием Верзилы, печь заменяет нечто весьма более футуристическое, свойственное скорее высокобюджетным космо-боевикам, и являющееся, это можно точно сказать, порталом в место, с Землёй имеющее мало общего. Оно генерирует электрическое напряжение, состоит из металла, то есть вступает в прямой конфликт с тематикой кладбищ, колдовства, алхимии, и прочей сверхъестественной мишурой, будучи средством технологии. Красное же пространство с серыми камнями, невероятно жаркое и непригодное для жизни (привет “мёртвым огонькам” и “Вспомнить все”), куда Высокий отправляет своих реанимированных карликоподобных подопечных - второй по красоте момент во всей ленте. Его превосходит только момент с шариком, “мажущим зелёнкой” своей жертве лоб.

В интервью Дон Коскарелли заявлял о том, что черпал вдохновение для этой сцены из собственных ночных кошмаров. Блестящий латунный шар, с лёгким свистом рассекающий визуально плотный воздух мраморной галереи, где стоят прекрасные скульптуры. Странный гибрид робототехники, капкана-мышеловки и ничем не запрограмированного стимпанковского изобретения, выполняющего команды по принципу заведенной музыкальной шкатулки. Механизм, впивающийся в голову парой миниатюрных гарпунов, мгновенно трепанирующий череп и всасывающий кровь. Подобной конструкции не удалось повторить не одному фильму ужасов, навсегда оставив её за фантазмом. Дроны, и разрыватели челюстей из пилы не в счёт. Подземелье, представленное в фильме, отсылает нас к древнегреческому и древне римскому пантеону. Сама же природа зла, являемая Высоким Человеком, непознаваемая, бесконечно древняя, связанная с алхимией, автоматическими механизмами (шар) и высокими технологиями (врата), берет свое и у Лавкрафтовского, и у Мэри Шелли. Сочетание ангельско-чистого и непередаваемо-грязного, рационально сформулированного и абсолютно абсурдного позволяет вам ощутить физический дискомфорт от просмотра, добиваясь фактически деморализирующего эффекта на зрителя.

И над всем этим похоронной поступью доминирует Высокий, неотвратимый, не до конца без эмоциональный, сверхсильный, мудрый, как само Время, и безжалостно эффективный в нагнетании мертвецки давящей клаустрофобии. Учитывая, что главные герои - по сути, дети, которые становятся взрослыми, он превращается в неосязаемый страх перед неотвратимой смертью, осознание о приходе которой рано или поздно, приходит именно в пубертатном периоде. А также в страх перехода во взрослую жизнь, взрослый, строгий, жестокий мир взрослых людей, которые в буквальном смысле дали похоронить часть себя, нарядились в официальные костюмы, отдающие кладбищенской атмосферой, и вспороли себе череп, забрав, высосав оттуда с кровью и мозгами ту самую доброту, весёлость и невинность, которая делает нас беззаботными и счастливыми. Страх потери близких людей, своего мыслящего я в толпе гномов социального безмозглого легиона, похороненного и реанимированного какой то жёлтой дрянью, а затем через серебристые врата отправленного в пепельно-красное измерение выполнять богом проклятую неизвестную мерзкую работу. Страх ехать в машине, когда твоё сидение пустует, а любимый раньше автомобиль отныне - твой личный катафалк. Страх перед высокими, идущими за тобой в определённый момент, и не останавливающимися ни перед какими преградами, будь то погони с перестрелками, или груды камней, наваленных сверху.

Они все равно придут за тобой.

Не важно, что делать, и как бороться.

Всё равно, однажды ты их увидишь, в зеркале, по ту сторону улицы, на кладбище.

Сон не важен, кончился он или нет - ты в любом случае ощутишь дрожь, волну ужаса и холод в груди.

И поймёшь, что физически или нет, ты уже мертвец.

Когда фигура в зеркале напротив произнесет с того света :

“BOOOOOY!”

Поделитесь ссылкой на эту страницу с друзьями!

ЗАМОК ДЬЯВОЛА

Комментариев: 2 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!

Еще на сайте: