ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Новости

Восставший из ада (1987). Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

«Я видел будущее жанра хоррор.

Его имя – Клайв Баркер»

Стивен Кинг

Кто из поклонников «хоррора» не слышал этой знаменитой цитаты? Какой любитель ужасов не помнит издевательски-пустого взгляда Пинхеда? Кто не замирал от сказанных его каменным голосом слов «We will tear your soul apart!» и не пытался разгадать тайну дьявольской головоломки?

«Восставший из Ада» - культовый фильм ужасов, поставленный в 1987 году легендарным писателем, режиссером и художником Клайвом Баркером по своей собственной повести (или небольшому роману). В русском переводе книга и фильм получились одноименными, но в оригинале повесть называется «Hellbound Heart» (т.е. «Плененное Адом сердце»), а фильм – именно «Hellraiser».

Сюжетный стержень в экранизации остался практически неизменным. Фрэнк Коттон, большой любитель чувственных удовольствий, покупает на восточном базаре старинную шкатулку-головоломку, известную как «шкатулка Лемаршана» или «Конфигурация Плача», полагая, что она откроет ему путь к величайшим наслаждениям вселенной. В некотором роде, так оно и есть: шкатулка являет собой врата в некое параллельное измерение, условно названное Адом, и обитатели этого измерения, сенобиты (или кенобиты – англ. сenobites), забирают туда всех разгадавших головоломку. Забирают, чтобы вечно дарить им наслаждение – через ужасную физическую боль.

Фрэнку удается раскрыть тайну шкатулки, и сенобиты («Демоны для одних, ангелы для других», как говорит впоследствии Пинхед) являются за ним…

Через некоторое время после исчезновения Фрэнка в дом, где все это произошло, переезжает его брат, скромный банковский клерк Ларри Коттон, со своей женой Джулией. У Ларри есть дочь от первого брака, Кирсти, но она отказывается жить вместе с отцом и мачехой и решает снимать комнату. Джулия, которую Фрэнк соблазнил перед самой свадьбой, втайне все еще любит его и в душе презирает своего мягкотелого и занудного мужа, так не похожего на брата.

Занося мебель в дом, Ларри глубоко ранит руку о торчащий из стены гвоздь. Ему всегда становилось плохо при виде крови – вот и теперь он в ужасе ищет Джулию, чтобы она помогла ему, и находит ее наверху, в той самой комнате, где Фрэнк встретился лицом к лицу с сенобитами. Несколько капель крови падают на пол. Не обратив на это никакого внимания, супруги спускаются вниз и уезжают в больницу.

Между тем, кровь дает Фрэнку возможность вырваться из Ада и вернуться к жизни – уродливым, искалеченным существом, больше похожим на скелет, чем на человека.

Через некоторое время Джулия вновь заходит в ту комнату и находит Фрэнка. Поначалу его жуткая внешность безумно пугает ее, но потом она все-таки узнает любовника и соглашается помочь ему – для того, чтобы вновь стать полноценным человеком, Фрэнку нужна кровь. И вот во время отсутствия ничего не подозревающего Ларри Джулия начинает заманивать в дом мужчин и убивать их. Постепенно Фрэнк восстанавливается, обрастает мясом, и теперь ему не хватает лишь кожи. Однако во время последнего «рейда» Джулия попадается на глаза падчерице. Кирсти, возмущенная тем, что мачеха ведет в дом незнакомого мужчину, решает проследить за ними – и встречает Фрэнка. Охваченная диким ужасом она бежит прочь, на улице теряет сознание – и приходит в себя уже в больнице. Шкатулка Лемаршана у нее (она выкинула ее в окно, чтобы отвлечь Фрэнка, а потом подобрала на подъездной дорожке к дому). Кирсти начинает сосредоточенно разгадывать головоломку. Тем временем Фрэнк и Джулия понимают, что медлить больше нельзя и решают воспользоваться кожей бедного Ларри.

А сенобиты ждут своего часа. Они еще никому не прощали побега…

Безусловно, «Восставший из Ада» - это шедевр. Шедевр во всех смыслах и со всех сторон. У фильма практически нет слабых мест. Полагаю, это обусловлено тем, что «Восставший» - кино авторское. Это детище Клайва Баркера от начала и до конца. Маэстро занимался всем: сам писал сценарий, сам подбирал актеров, сам режиссировал и руководил монтажом. Фильм смотрится необыкновенно цельно и стильно. Реплики всех персонажей выстроены очень грамотно, а уж про Пинхеда и говорить нечего – что ни слово, то афоризм. Спецэффекты даже сейчас, по прошествии более чем двадцати лет, выглядят достойно и внушительно, создавая неповторимую мрачную атмосферу. К особым техническим сложностям Баркер не прибегал, сделав ставку на старую добрую театральность. Пробивающиеся из-под пола кости Фрэнка, раздвигающиеся стены, за которыми оказываются бесконечные лабиринты Ада, льющийся сквозь щели призрачный свет, свисающие с потолка и чуть позвякивающие в тишине цепи с крюками на концах (любимое оружие сенобитов) – все это очень впечатляет и оставляет неизгладимое ощущение гротескной потусторонности. Только в самом конце создатели не удержались и добавили немного графических эффектов, которые современному искушенному зрителю покажутся, естественно, чересчур наивными.

Ну и само собой, главная сила фильма, центральный, завораживающий образ, принесший «Восставшему» признание и славу – это Пинхед (англ. Pinhead – букв. «Булавкоголовый»). Формально, Пинхед не является главным героем, да и экранного времени ему отведено всего ничего, однако этот «жуткий, но симпатичный» парень с головой, равномерно усеянной десятками булавок (наслаждение через боль!), созданный воображением Клайва Баркера и блестяще сыгранный его старым другом Дагом Брэдли, стал настоящим любимцем публики и одним из самых знаменитых монстров за всю историю кино.

Следует заметить, что в литературном первоисточнике никакого Пинхеда не было и в помине, а его функции выполняло существо, называемое «Инженером» - странный субъект с телом человека и сгустком света вместо головы. Однако в самом начале повести встречается описание нескольких сенобитов, и один из них – девушка – выглядит следующим образом: «Каждый дюйм головы был татуирован сложнейшим узором, на каждом пересечении горизонтальных и вертикальных линий сверкала булавка с драгоценным камнем, насквозь прокалывавшая кость».

Эволюция налицо.

«Восставший из Ада» сразу завоевал себе широкое признание публики, как широкой, так и элитной – а в 1988 году, на Международном Фестивале Фантастического Кино «Fantasporto» взял приз критики. Кроме того, он оказался необычайно удачен и в коммерческом отношении – недаром с него началась целая серия фильмов, последний из которых, «Восставший из Ада-8: Мир Ада», вышел на экраны в 2005 году.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 3743.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. МЕДИУМ
Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!