УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фэнзона

Ящер, возродивший ужас - политизированная рецензия на кайдзю-хоррор "Годзилла: Возрождение"

РецензииКомментарии: 2

Название японского фильма о монстрах "Shin Godzilla", идиосинкразического взгляда на чудовище кайдзю, можно трактовать по-разному: "Новый Годзилла", "Истинный Годзилла" или "Бог Годзилла". "Бог Годзилла" кажется наиболее подходящим, поскольку слово "Gojira", изначально представляющее собой сочетание японских слов "горилла" и "кит", ну а сами герои фильма переводят слово как "Воплотившийся Бог". Наши же умельцы как всегда отличились абсолютной креативностью, переведя название не иначе как "Годзилла: Возрождение". Фильм "Годзилла: Возрождение". - это перезагрузка, ознаменовавшая первую встречу японских военных и всего мира с неуязвимой Годзиллой. В этой версии американское правительство снова ответственно за появление на свет жуткого чудовища. Правда, на сей раз виной появления существа стали не испытания водородных бомб, а сброс всё теми же американцами ядерных отходов, которыми питается вымершая ящерица. Но "Годзилла: Возрождение" это также первый японский фильм о Годзилле со времен безумного пародийного боевика 2004 года "Годзилла: Финальные войны", и в отличие от вышеперечисленного, он относится к монстру как к богу и как к деянию Божьему: Он здесь, и с ним нужно бороться независимо от того, кто его создал. Вышла лента спустя два года после премьеры фильма Гаррета Эдвардса "Годзилла" 2014-го года выпуска. Доверить же возвращение японского символа на сей раз было решено сразу двум режиссёрам. Ими стали Хидэаки Анно и Синдзи Хигути, до этого набившие руки в работе над такими известными аниме-франшизами, как "Вандред", "Атака Титанов", ну и конечно же, "Евангелион". Вооружившись сравнительно небольшим бюджетом в 15 миллионов долларов и получив полную свободу действий, постановщики принялись работать по сценарию самого Хидэаки Анно, который предпочёл свести к минимуму любые фантастические примочки, которые не связаны с самим чудовищем.

Не будет здесь ни путешествий во времени, ни гигантских роботов, стреляющих лазерами из глаз, ни даже поющих миниатюрных феек-близняшек, способных вызвать гигансткую бабочку Мотру. Говоря проще, Анно и Хигути действуют по классическому сюжету научно-фантастического типа: показывают фантастическую ситуацию, которая невозможна, но показывают её так, что если бы подобное случилось, то, вероятно, произошло бы именно так, как показано в ленте. Их решимость обосновать свой фантастический сценарий чем-то похожим на реальность, пожалуй, лучше всего иллюстрирует сцена, которая напоминает эпизод из фильма Гэвина Худа "Всевидящее око", в котором военные пилоты обсуждают, стоит ли рисковать невинными прохожими, чтобы начать ракетную атаку на монстра. Не хватает только кадра с Хелен Миррен, кричащей: "-Мы видим цель!". В перерывах между действительно разрушительными и губительными атаками Годзиллы на все городские районы на своем пути, фильм почти в документальном стиле рассказывает о бюрократических проволочках и политических распрях, которые в данной вселенной, придуманной Анно и Исихарой, должны были бы бушевать среди японских правительственных чиновников, столкнувшихся с буквально чудовищной угрозой для национальной безопасности. На экране то и дело появляются титры, обозначающие значимые для сюжета места и персонажей, по мере того как повествование скачет от штаб-квартиры премьер-министра до импровизированного научного аналитического центра и, без шуток, самолета "Air Force One", где не показанный президент США предупреждает своего специального посланника, уроженку Америки, потомка японских бабушки и дедушки, что она может нанести непоправимый ущерб своим президентским перспективам, если помешает плану уничтожения Годзиллы ограниченным ядерным ударом по Токио. Неудивительно, что к этому варианту скептически, если не сказать гневно, относятся японские чиновники, помнящие Хиросиму и Нагасаки. В конце концов, заместителю главного секретаря кабинета министров предстоит разработать менее разрушительный план "Б" с помощью наспех собранной команды "одиноких волков, ботаников, смутьянов, изгоев, академических еретиков и просто зануд". Команда не отличается самоотверженностью, иногда пренебрегая едой, сном и личной гигиеной.

Хотя игра со штампами, которые высмеивают авторы, иногда теряется из-за слишком большого количества деловых костюмов, разговаривающих в залах заседаний, и недостаточного количества разрушения, устраиваемых Королём Монстров, здесь есть несколько без преувеличения, актуальных и очевидно, провокационных политических моментов, в первую очередь беседа Ягучи и Акасаки ближе к финалу о реальных отношениях между Японией и США. К сожалению, все эти словесные рассказы, а не прямая демонстрация, снижают общее воздействие истории, что очень жаль. Тем не менее, в этом Годзилле есть некое неосязаемое качество, которое Эдвардс (Эммериха забудем, как страшный сон), так и не смог передать, и которое всегда добавляет огромных баллов фильму об огромном японском кайдзю-чудовище, побороться с которым также решились и американцы. Сложные отношения между Японией и Соединенными Штатами используются здесь более ловко, чем в большинстве предыдущих фильмов о Годзилле. С другой стороны, "Годзилла: Возрождение" заметно более осторожен, чем тот же "Годзилла против Кинга Гидоры" 1991-го года выпуска, фильм, который пролил свет на военное прошлое кошмарного ящера, показав, как предварительно облученный Годзилла помогает японским солдатам сражаться с американскими войсками во время Второй мировой войны, а те впоследствии создают чудовищного Кинг Гидору, с целью полностью разрушить уже современную Японию. Это объясняет, почему, в то время как фильм "Кинг Гидора" 91-го года был запрещён к показу в кинотеатрах США, "Годзилла: Возрождение" получил ограниченный кинотеатральный показ в нескольких американских городах, менее чем через три месяца после своего гигантского кассового успеха в Японии.

Местный Годзилла представляет собой оцифрованную на компьютере аниматронную модель, которую снимали на фоне синего экрана при помощи камеры со специальными линзами для захвата движения. Благодаря столь умелому сочетанию практических эффектов и компьютерной графики, Анно и Хигути сумели показать старого доброго монстра с новой, доселе невиданной визуальной точки зрения. Возможно, тут столь удачно сказалось прошлое Хигути в качестве специалиста по спецэффектам. И здесь он был не только сорежиссёром, но и лично курировал изготовление эффектов. Кстати, это первый раз за всю историю японских фильмов о радиоактивном чудовище, когда монстра полностью оцифровали через компьютерную графику. Также новаторскими для франшизы можно отметить трансформации, происходящие с монстром по ходу действия фильма. Хотя разнообразные мутации и трансформации происходили с Королём Монстров и раньше, подобных эволюционных скачков со столь радикальной сменой внешнего вида, бессмертный ящер ещё ни разу не знал. Быстро превращаясь из ползающего на брюхе морского существа, похожего на мурену, в динозавроподобного исполина, которого мы знаем и любим, Годзилла находится в постоянном движении. Его руки растут на глазах, костная структура постоянно перестраивается, а когда он выходит на сушу, то перестает дышать через жабры. Как и ксеноморф из фильма "Чужой", этот Годзилла назван "совершенным организмом, превосходящим человека". А его трансформации с постоянно кровоточащими кожными порами и буквально выпадающими из груди и брюха органами, и вовсе напоминают о пришельце из "Нечто" Джона Карпентера. Особенно выделю последний кадр фильма – восхитительный и жуткий снимок чудовищного хвоста Годзиллы, на конце которого начинают формироваться безобразные гуманоидные монстры. Очень хороша и работа оператора. Картинка фильма намеренно минимизирована по части цвета, но при этом, достаточно светлая и чёткая. Также в наличии и псевдо документальные кадры, снятые при помощи телевизионных камер и видеорегистраторов, что придаёт "Возрождению" определённые сходства с американским "Монстро" 2008 года.

Экшн-сцены в "Возрождении" сделаны на совесть и наверняка порадуют многих, хотя они довольно вялые и стилистически спокойные по сравнению со сражениями в "Годзилле" 2014 года или тем же недавним "Годзиллой: Минус Один". Фактически, во многих эпизодах Годзилла просто стоит на месте. Он принимает все атаки на себя, потому что знает, что человечество не представляет для него угрозы, после чего, просто сметает всех врагов при помощи одного мощнейшего удара Тепловым Лучом. Фирменный лазерный луч динозавра тоже претерпел ряд изменений. Теперь вместо традиционного синего, окрас разрушительного дыхания сделался фиолетовым, а сам луч стал гораздо более тонким. При этом мощность луча возросла не просто в десятки, а, наверное, даже в сотни раз. Одного энергетического удара из пасти динозавра хватило на то, чтобы буквально испарить целую половину Токио! К тому же, теперь монстр может выпускать лучи не только изо рта, но и (!!!ВНИМАНИЕ!!!) прямо из кораллов на хребте. Причём, по несколько залпов одновременно. И если говорить о разрушениях, показанных в картине то здесь нас порадовали действительно масштабными и реалистичными спецэффектами с уничтожением целых районов мегаполиса буквально за несколько секунд. Хороши и кадры с демонстрацией пострадавших от лап монстра, беженцами, солдатами, организующими эвакуацию и защиту гражданских, установление блокпостов и работа ремонтной техники, устраняющей последствия разрушений. Благодаря таким скрупулёзным деталям, фильм получает ещё более реалистичный и правдоподобный вид, в который хочешь верить. В этом смысле "Годзилла: Возрождение" - это ещё и фильм о ликвидации последствий. Здесь есть отдельные герои, такие как аналитик/руководитель бюро по предотвращению стихийных бедствий Ягути и биолог-консультант Огасира во впечатляющем исполнении Микако Итикавы.

Но по большей части человеческие сегменты фильма – присутствуют для донесения диалогов и консультаций между различными начальниками, наблюдательными комитетами, министрами, учеными, главами бюро и секретарями кабинета министров. Политики пытаются решить свою проблему с Годзиллой, независимо от причин. Некоторые из них - карьеристы, стремящиеся вырваться вперед. Другие - государственные служащие, желающие служить обществу. Режиссёры позволяют зрителю легко понять, кто из персонажей действительно хороший парень, а кто - неэффективный бюрократ и самовлюблённый карьерист. Но несмотря на ряд разногласий и разнообразия виденья проблем, в конечном итоге, все люди-политики должны работать вместе, чтобы остановить Годзиллу, независимо от их намерений и навыков. В этой команде нет такого понятия, как "я". Чтобы остановить столь уникальное, постоянно изменяющееся чудовище, лидеры Японии должны эволюционировать вместе с Годзиллой. Этот фильм - аллегория на ядерную катастрофу в Фукусиме, но только косвенная. Ведь как мы помним, в фильме 1954-го года Годзилла был создан в результате испытаний ядерной бомбы в Тихом океане, здесь же он был рождён из ядерных отходов, сброшенных в океан. Речь здесь идет об уроках, которые политики обязаны извлечь из такой страшной ядерной катастрофы, и о том, как они могут двигаться дальше с минимальным количеством бравады и битья в грудь. Уверен, вы уже поняли, что "Годзилла: Возрождение" отличается от других фильмов о Годзилле. Возможно, он менее эмоциональный и более ориентирован на диалоги, чем хотелось бы фанатам. Возможно, за постоянными разговорами о проблемах с экономикой и социальными неудобствами, несколько потерялась главная суть данной франшизы – а именно драма людей. Возможно, что в конце концов, наш любимый радиоактивный злодей не получил достаточного количества экранного времени. Тем не менее обновлённое видение персонажа продуманно и умно, и при этом оно не отходит слишком далеко от формулы Годзиллы, заложенной в таких фильмах, как оригинальный "Годзилла" 1954-го или "Годзилла снова нападает" 1955-го года выхода. Ряд поклонников Годзиллы может расстроиться, увидев, что ящер снова стал злодеем, после многих лет, когда он, спасая челоечество, сражался с такими куда как менее симпатичными монстрами, как Хэдора, Орга, Разрушитель и Гайган. Но они должны быть в восторге от мысли, что увидят современный фильм о гигантском монстре, который не будет просто повторением уже пройденного.

Вывод: В 2016 году всеми любимый кайдзю-ящер получил вполне удовлетворительную перезагрузку в фильме "Годзилла: Возрождение", удивительно умной мешанине из монстро-муви, драмы, саспенса, политического триллера и масштабного фильма-катастрофы. Создатели сделали основную ставку на условный реализм а также некую серо повседневную мораль, и получился у них из этого этакий "Бэтмен: Начало", но с Годзиллой вместо миллиардера в костюме летучей мыши с протёкшей черепушкой, и в японском антураже. Сорежиссеры Хидеаки Анно и Синдзи Хигути, работающие по сценарию Анно, прекрасно понимающего жанр и в то же время искушенного в политике, заимствуют основные элементы из оригинального фильма Исиро Хонды "Годзира" 1954 года и его многочисленных продолжений - вплоть до упоминания Горо Наки. Это вдумчивое и хорошо продуманное по части сценария повествование, которое разыгрывает перед зрителем максимально правдоподобную идею противостояния человечества с неведанной ему ранее масштабной угрозой полного уничтожения. То, что Анно и сорежиссер Синдзи Хигути сделали особый акцент на бесконечных обсуждениях и политиканстве, которые предшествуют участию японских военных, действительно захватывает. Сопряжено всё это великолепной операторской работой, хорошими спецэффектами, достойной игрой актёров и замечательным музыкальным сопровождением. Фанатам бессмертного японского сокрушителя городов к просмотру однозначно обязательно!

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 2 RSS

  • Мой самый любимый фильм про Годзиллу и любимый дизайн. Глаза без век ещё в детстве вызывали лютый ужас от мужика из бидона в "Возвращении живых трупв", а тут с этими кривыми зубами прям вообще достигли идеала в образе жуткого монстра. Ну и как луч исполнен, как он огнём буквально "Блюёт" вниз,распространяя во все стороны по городу - насколько же грандиозные сцены. И первые фазы тоже крутые. Прям полный восторг от фильма.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!