КУКЛОВОД

Новости

Производство Хоррора в России

РазноеКиноКомментарии: 18

Совсем недавно в Фонде Кино состоялась ежегодная очная защита кинопроектов, претендующих на частичное государственное финансирование производства, в том числе на безвозвратной основе. Питчинг теперь разделен на две части: защита проектов компаний-лидеров отечественного кино и презентация условно независимых проектов. Для обывателя это мероприятие представляет интерес с точки зрения понимания текущих трендов или как таковые представляют себе отечественные кинопроизводители, а также предварительно пощупать то, что появится в прокате примерно через год.

Отрадной особенностью этого года было необычайно большое для отечественного кинематографа количество хоррора и родственных ему жанров. Видимо, жанровые успехи прошлого года, о которых я уже писал, внушили продюсерам веру: новый самый кассовый фильм ужасов в истории кино ("Оно"), ряд других коммерческих и культурных хитов ("Прочь", "Сплит"), а также успехи отечественного проката с релизом, преодолевшим трехмиллиардную отметку в лице "Движение вверх" (да и "Последний Богатырь" недалеко, а "Оно" перешагнул ранее невообразимый для хоррора миллиард в российском прокате).

Однако, перед тем как кратко рассказать о представленных на питчинге хоррор-проектах, имеет смысл в общих чертах описать стоящую за отечественным производством и прокатом экономику, чтобы проникнуться сочувствием и уважением к честным жанровым производиделям. Я специально отмечаю честность, потому что ни для кого не секрет, что огромное количество продюсеров зарабатывает не на прокате, а на производстве. Схема весьма нехитрая (очень упрощенно и без учета рисков): бюджет заявил на сто лямов, безвозвратно получил от государства пятьдесят, снял на двадцать и уехал в прекрасную даль на новом майбахе с разницей в кармане.

А вот реальная экономика здесь весьма жестокая. До половины от всех театральных сборов забирают киносети, от 7 до 15% - дистрибьюторы, а цифры по сборам для хоррор-жанра весьма скромные. По официальным данным в 2017 году в отечественном кинотеатральном прокате побывало 33 фильма в жанре хоррор, общие сборы которых составили чуть более 3,5 млрд. рублей (около 6,7 % от всех сборов по стране) со средней ценой за билет в 250 рублей и усредненными сборами в 111 млн. при 445 тысячах зрителей за фильм.

На картинке - то, как выглядит топ-лист фильмов ужасов за прошлый год и рейтинг хоррор-релизов домашнего производства за последние пару лет. Список немного условный, потому как я из него убрал весьма спорные по жанровой принадлежности картины: вторая по сборам "Мумия", "Чужой: Завет" и ряд других, - и одновременно включил сюда "Гоголя", поскольку это весьма успешный, пусть и не чистый по жанру проект, который позволяет оценить реальный потенциал фильмов темного жанра отечественного производства. Также стоит отметить в качестве эпикфейловых примеров "Вурдалаков" с бюджетом более 150 млн. и "Конверт" с бюджетом более 80 млн. Учитывая вышеописанную формулу, такие проекты нужно убивать в зародыше. Они несут для жанра только зло (да простят меня производители, если руководствовались добрыми помыслами).

Забавно, что наши производители, снимающие хоррор, пытаются как можно дальше дистанцироваться от ужасов, нарекая стыдливо релизы триллером или фэнтези. Вполне вероятно такая установка дается еще на стадии разработки. В итоге получается ни то, ни се. О чем красноречиво свидетельствуют финансовые показатели "Вурдалаков". В этом плане закономерным выглядит то, что первых серьезных успехов в жанре добились именно те, кто не пошел на компромиссы, а сыграл в абсолютно честный жанр - "Невеста", "Пиковая дама".

Можете поиграть с цифирью, но упрощенный взгляд на экономику ужасов получается примерно следующим: 1 млн. зрителей в качестве очень хорошего показателя дает вам около четверти млрд. по сборам, из которых около 60 % забирают дистрибьюторы и сети и у вас остается 100 млн. рублей, 30 - 40 млн. в качестве скромного промо-бюджета, а оставшийся один миллион долларов вы можете рассматривать в качестве честного бюджета для успешного фильма. Да, есть продажа прав на другие носители, ТВ и зарубежные рынки, но это все пока скорее приятная и бонусная неожиданность. Не стоит забывать и про возрастные рейтинги, когда присутствие таких почти обязательных атрибутов хорошего хоррора как сиськи, наркотики и чрезмерная натуралистичность убийств автоматически ставит рейтинг 18+, существенно сокращая потенциальный объем зрителей.

ОДИН МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ, друзья. Ни в чем себе не отказывайте, создавая гигантских монстров, армию зомби, захватывающие трансформации и CGI на каждый миллиметр пленки… Ну что, прониклись сочувствием и пониманием к, повторюсь, честным отечественным продюсерам, которые вообще помышляют о работе в этом жанре? Вот поэтому и существует Фонд Кино, который может около половины из этого условного миллиона долларов выделить на безвозвратной основе. А иначе никаких майбахов. Шучу.

Итак, если в основной секции все было достаточно традиционно с точки зрения тематик, то в разделе независимых проектов стоит рассказать о целых ШЕСТИ проектах, которые можно отнести к любимому жанру (также были представлены фантастические фильмы).

"Закрытая комната" от Арсения Гончукова (веб-сериал "Район Тьмы") о молодой паре, которая во время ремонта обнаруживает дверь в спрятанную комнату. Фильм заявлен как мистический хоррор о семейных ценностях и проблемах взросления. Указывается 40 млн. производственного бюджета + 35 млн. на маркетинг с прогнозом по театральным сборам в 170 млн.

"Красные. Белые. Мертвые" от компании "Инвиктус". Авторы насыпали не всегда рифмующихся жанровых обозначений: истерн, хоррор, кинокомикс, саспенс, неонуар и сделали отсылки в том числе на "Белое солнце пустыни" и "30 дней ночи". Показанный тизер вызвал недопонимания и сомнения со стороны экспертов в перспективности такой затеи, особенно учитывая заявленные 94 млн. бюджета и 40 млн. на промо с естимейтом по театральным сборам аж до 320 млн. Впрочем, комментарии отдельных продюсеров тоже "доставили". В частности, было высказано сомнение в том, что красноармейцы и белогвардейцы соприкасались с упырями. Это все, что вам надо знать о понимании органики жанра в России.

"Резервная копия", представленная продюсером Ильей Стюартом и сценаристом "Горько" Алексеем Казаковым в брифе обозначен как "хоррор, который вламывается не территорию артухи" и повествует о девушке, похитившей чужой телефон и выращивающей собственную тень. По мнению авторов, «Я шагаю по Москве» встречает «Сияние» Кубрика. Триллер и мистика. Заявлено насилие и секс. Производственный бюджет 57 млн., промо 50 млн. прогноз по сборам 200 млн. Запрашивается 28 млн.

• Создатели скоро выходящей "Русалки" и "Маршрут построен" Святослав Подгаевский и Иван Капитонов представили на суд экспертов атмосферное переосмысление фольклорного образа "Яга. Кошмар темного леса". Скажем так, даже по фейковому тизеру было видно, что конкретно эти люди в жанре понимают и любят его. 70 млн - производство, из которых 45 просят у фонда кино, промо - 40 млн. Прогноз по сборам 220 млн.

• Интригующая реплика от компании "Водород" о космонавте, притащившем в себе из космоса инопланетную тварь во времена СССР - "Пассажир". Экономику проекта не показали, но сами авторы сказали, что для отечественного рынка и жанра проект дорогостоящий. Судя по привлеченной конторе для производства монстра, чудовище будет взрослое без всяких там скидок. Эксперты вполне закономерно попеняли авторам на вторичность идеи.

"Рассвет" от (без сарказма) главного хоррор - продюсера страны Влада Северцева про осознанные сновидения. 70 млн. - производство, из которых 45 млн. запрашивают + 50 млн. - на промо и 200 млн. спрогнозированных театральных сборов. Выглядит очень разумно.

См. также: Съемки тизера нового российского хоррора "Рассвет" (ФОТО)

Да, один миллион долларов в качестве честного бюджета для производства фильма не выглядит внушительно и вряд ли позволит создать собственное «Оно», однако этих денег, учитывая производство внутри страны, вполне может быть достаточно на съемки фильма уровня «Прочь» (свыше четверти миллиардов долларов сборов по миру при бюджете менее 5 миллионов и Оскар за оригинальный сценарий). В конце концов, главное в жанре по-прежнему попадание и качество сценарного материала. Всем удачи!

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1027.

Комментариев: 18 RSS

  • Вот "Яга. Кошмар темного леса"...это точно у них выгорит...может не на заявленные 220 лямов,но половину схавает уж точно... есть где развернуться...Пусть ищут сценарий в наших сказках и у меня))) Какие там гуси-лебеди...избушка на курьих ножках,ступа,ягоды,грибы и Иванушка,естессно -дурачёк))))

  • Уважаемый автор, выйдите на связь, а то вы у нас конкурс выиграли, а адрес ваш и ФИО для отправки приза мы что-то никак не получим(

  • Интересная статья, информативная. Что они там наснимают про осознанные сновидения? Как знать.

    • что мы там наснимаем вы увидите уже достаточно скоро)

      • Хотелось бы увидеть. Дело в том, что кино я смотрю не так часто, где-то раз в месяц (не считая аниме и сериалы, их немного чаще смотрю). Так что вам придётся сильно постараться, чтобы я посмотрел ваш фильм. Успехов! Удивите нас)

      • Я люблю ходить в кино. Ходить люблю каждыую неделю. Бывает досадно, когда на неделе не бывает чего-то стОящего в прокате и нечего посмотреть. Так что жду) Сегодня например неплохое кино посмотрел - "Логово Монстра" (Bad Samaritan)

  • Корейцы вон снимают за тот же $1-2 млн прекрасные образчики жанра. И вырастили своего зрителя.

    У нас те же комиксы еще 10 лет назад собирали копейки. Теперь от почти каждого ждут миллиард. Дисней вырастил своего зрителя.

    Подгаевский внес огромный вклад в развитие русского хоррора. Тот же "Гоголь" выстрелил на тренде любви к русскому кино (не только хоррору).

    ...Что касается заявленных на питчинге проектов. Явные фавориты - "Яга" и "Пассажир". Этими проектами занимаются серьезные люди с репутацией.

    "Крассные. Белые. Мертвые" - интересная концепция. Вопрос - какой будет реализация?

    "Резервная копия" - сразу жирное НЕТ. "Территория артухи" это никто в России в широком прокате смотреть не будет. Такие проекты наносят вред русскому хоррору и их нужно душить в зародыше. Мозговая пенетрация - это точно не то, зачем наш массвый зритель ходит на хоррор.

    • Ардженто, ну не смешите мой шрам-смайлик. Я такой фильм, может быть, и посмотрю. В широком прокате, если в нашем Задрюченске такое вообще покажут. Если не в день выхода, то позже, если фильм окажется хорошим и приобретёт культовый статус. Это не вред русскому хоррору, это в пользу ему. Потому что популяция более разнообразная, так сказать. Много разных фильмов. Это плохо? Ни фига.

      • Судя по тому, что РК не получил поддержку ФК - киноделы и киночинтвники поддерживают мое мнение, а не ваше.

        Зритель ходит на хорроры развлечься и пережить острые ощущения. А не что бы ему е.али мозг очередным несмотрибельным унылым и депрессивным арт-гавном.

  • В итоге ПАССАЖИР, ЯГА и РАССВЕТ получат деньги от Фонда кино. Первые два на безвозвратной основе.

    http://www.kinometro.ru/news/show/name/fond_inye_projects2018_0545

  • "Закрытая комната" - молодцы, не поленились и сняли ролик. Но получилось в стиле Гончукова (удалось его посмотреть в прямом эфире) - хреновая игра актеров и глупые косяки вроде аккуратного стучания кулаком по стеклу в двери - якобы в тщетных попытках выбраться.

    "Яга" - интересный и стильный ролик. Надеюсь учтут косяки с Невестой и, предполагаемо - с Русалкой, если судить по его трейлеру.

    "Пассажир" и "Рассвет" наиболее ожидаемы. Насчет "Рассвета" - надеюсь, что избегут показа скучнейших фантасмагоричных блужданий по подсознанию.

    Ну и не премину пнуть жюри. Люди стараются, готовят свою презентацию, а эти в мобилки тупят и в итоге денег не выдают - пропустили все. Позорище.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!