ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Новости

Абсолютное зло - сериал "Фишер" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииТВКомментарии: 6

Если вы еще не в курсе - в России научились снимать хорошие сериалы. И среди хороших и просто отличных отечественных сериальных проектов видное место занимают сериалы о серийных убийцах. За последние годы были выпущены "Метод", "Душегубы", "Хороший человек", "Коса", "Хрустальный", "Чикатило", "Замерзшие" - список можно и продолжить - и практически каждый из них стал заметным явлением. Не все из названных одинаково хороши, но некоторые - такие как "Душегубы" и "Хрустальный" - Зона Ужасов искренне рекомендует к просмотру. Равно как и "Фишер".

Последний относится к подвиду "сериалы, рассказывающие о реальных маньяках", что, безусловно, требует от создателей и определенной смелости, и определенного чувства такта. Необходимо выдерживать некий баланс, когда затрагиваешь настолько острую, мрачную и во всех смыслах болезненную тему. Деяния людей вроде Сливко или Головкина - за гранью человеческого понимания. И важно, с одной стороны, показать весь запредельный ужас подобного, а с другой - не свалиться в сугубо развлекательную составляющую, но и не переборщить с чернухой. И при этом еще сохранить, насколько это возможно, верность реальным фактам из реальных уголовных дел. Нельзя сказать, чтобы в "Фишере" все в этом смысле получилось прямо-таки идеально, однако общее впечатление сериал оставляет нужное, правильное - и это уже успех.


Фишер - кличка Сергея Головкина, садиста и педофила, с 1986 по 1992 годы замучившего одиннадцать подростков в Одинцовском районе Московской области. Прозвище это маньяк не придумал для себя сам, и не следователи или журналисты его таким "погонялом" наделили, а сами дети, пугавшие друг друга страшным, едва ли не мистическим Фишером точно также, как современные подростки пугают сверстников историями про Слендермена или Рейка. О Головкине в свое время много писали, делу Фишера посвящали документальные фильмы, включая памятный телесериал "Криминальная Россия" - благодаря этим статьям, книгам и передачам сохранились и до сих пор доступны широкой публике материалы, запечатлевшие самого Головкина и раскрывающие многие детали его жутких, кошмарных деяний. Отдадим должное создателям сериала "Фишер" - по всему видно, что все эти материалы ими были внимательно изучены. И это при том, что сам маньяк появляется лишь в последних эпизодах и экранного времени получает не так чтобы много.

Большую часть хронометража основную лямку тянут настоящие герои сериала - разношерстое трио следователей, роли которых исполнили Иван Янковский, Александр Яценко и Александра Бортич. Именно в таком порядке и хочется оценивать актерскую игру каждого из них.

Многими нелюбимый Янковский что называется "тащит", похищая любую сцену со своим участием. Его персонаж - опытный ростовский следак Евгений Боков, специализирующийся на "серийниках", которого начальство буквально заставляет приехать в Москву, чтобы заняться делом Фишера. Боков - быдловатый провинциал с массой черт, которые заставят его (ну либо по привычке Янковского) ненавидеть ту часть аудитории, которая мнит себя "современной" и "прогрессивной". Тут и "гэкающий" южный говор, и неприкрытый шовинизм, и откровенное хамство по отношению практически ко всем окружающим. Все это бросается в глаза с первых же сцен, однако умный зритель сразу отметит и высокий профессионализм Бокова, по сравнению с которым эти самые "коллеги" долгое время и правда смотрятся бездарными неумехами, и что за хамством его скрываются прямота, честность и умение быстро ухватить, увидеть самому и показать другим самую суть. Презрение Бокова к Наталье Добровольской (Бортич) связано не столько с тем, что она - женщина, сколько с тем, что она из рук вон плохо справляется со своими служебными обязанностями. Аналогично и в отношении Валерия Козырева (Яценко) Боков не испытывает никаких симпатий, но зададим себе вопрос, что в подобной работе важнее - сойтись, понравиться кому-то из сослуживцев или же разыскать убийцу? Примечательно, что именно Боков, а не Козырев в итоге как голодный пес на кость бросается на новый случай пропажи ребенка, уверенный в том, что маньяк вернулся. А Добровольская к тому времени уже давно лишилась работы, спилась и опустилась до того, что ее словам (а по сюжету сериала она случайно сама выходит на след Фишера) не верит даже собственная дочь, чего уж говорить о бывших коллегах. Опять же, именно Боков, а не кто-либо еще из трио, в конце концов "ломает" убийцу, умудряясь при этом не "сломаться" сам, не перейти грань - в отличие от других героев. Впрочем, свою грань герой Янковского перешел гораздо раньше - хотя и здесь у него есть весомое оправдание, ведь пока он пашет в Москве, в Ростове медленно умирает от рака его молодая и любимая жена. И ради нее Боков готов преступить любую черту, готов терпеть унижения и идти на что угодно. И все-таки Фишера в итоге ловит именно он, а не кто-то более "правильный".

Интересен и персонаж Яценко. Впрочем, сугубо по сценарной части интерес вызывают все трое главных героев, каждый из которых в чем-то неоднозначен, у каждого свои проблемы, свои личные "загоны". Конкретно Козырев-Яценко первоначально предстает культурным, интеллигентным "служакой", этаким столичным элитарием. Такой мог бы в наше время трудиться в офисе "Газпрома" или любой иной госкомпании. Кажется, он способен найти общий язык с любым, даже с Боковым. Однако по ходу развития истории выясняется, что Козырев не может при этом наладить взаимопонимание даже с собственными женой и сыном. Дело Фишера меняет его - и нельзя сказать, чтобы в лучшую сторону. Но если Добровольская теряет работу и спивается, то Козырев и в начале "лихих девяностых" остается при деле, в строю, и карьера его вполне успешна. Вот только разногласия с семьей ему решить так и не удается. В тоже время ни Валерия, ни Наталью, ни Евгения не назовешь персонажами отрицательными - напротив, все они по сути люди хорошие, просто каждый по своему, и каждый со своими недостатками. Никто не идеален, но непосредственно в следствии Боков в этом трио - лучший, Козырев и Добровольская лишь тянутся и стараются соответствовать, более или менее удачно.

Наконец, персонаж Александры Бортич - увы, одно из самых слабых, если вообще не самое слабое звено в актерском ансамбле сериала. Большую часть хронометража - а Добровольской его уделено немало - актриса уступает не только Янковскому и Бокову, но и практически всем актерам второго плана. И приятная внешность не спасает - отнюдь, наиболее аутентично Александра смотрится как раз в финале "Фишера", когда ползает в грязи то среди бутылок из-под водки, то среди расчлененных детских трупов в болоте. Если Яценко в своем образе чувствует себя вполне уверенно, а Янковский просто очень хорош и демонстрирует мощный перформанс и отличную игру в деталях (например, ни разу не сбивается в своем "гэканьи", а чего стоят его трясущиеся от нервов руки в концовке сериала!), то Бортич, к сожалению, частенько фальшивит или сваливается в "никакую" интонацию, скороговоркой бормоча текст, словно боясь забыть слова и торопясь все реплики вывалить как можно быстрее, даже там, где настоящая актриса могла бы развернуться по полной и СЫГРАТЬ. И опять же - тут не обвинишь сценарий, что, мол, играть-то особо нечего. Персонаж сценаристами прописан сложный и интересный - может даже поинтереснее того же Козырева. Взять хотя бы такую деталь, что Добровольская - мать-одиночка, родившая, судя по всему, от какого-то африканца во время Московской Олимпиады. Или ее взаимная неприязнь с Боковым, в котором она долгое время видит лишь женоненавистника. Да и в розысках маньяка она играет важную роль, и с рядом второстепенных (но ярких, запоминающихся) персонажей активно взаимодействует. Нет, хорошей актрисе точно было, что играть в этом сериале. И то ли Бортич просто не очень хорошая актриса, то ли еще что, но смотрится порой (и не сказать, чтоб редко) просто не на своем месте.

Вообще, с персонажами второго, третьего и прочих планов в "Фишере" все отлично - гораздо ровнее и потому в целом лучше, чем с основной троицей, в которой, как мы отметили, есть явный лидер и столь же явная отстающая. Все, абсолютно все без исключения действующие лица выглядят, общаются и ведут себя вполне реалистично. Как говорится, "верю" - и так мы верим в каждого и каждому из мелькающих на экране людей. И мальчишкам, играющим "в Фишера", и их родителям, и разным подозреваемым. И самому маньяку в конце концов - эту роль, небольшую, но важную, сыграл молодой (25 лет) Андрей Максимов, актер с совсем куцей фильмографией. И вроде бы ничего особо выдающегося в смысле актерской игры тот же Максимов не демонстрирует, но тут важен сам кастинг и точное попадание в образ - его Фишер поразительно похож на реального Головкина и внешне (неряшливого вида, с совершенно безэмоциональной речью), и повадками.

Хороши и чертовски аутентичны Сергей Гилев в роли журналиста-международника в загнивающем "совке", Роман Евдокимов в образе подозреваемого гомосексуалиста, Никита Тарасов, сыгравший эпизодическую роль маньяка Сливко, и все остальные, включая тех, кому достались совсем уж крохотные роли. Общий отличный уровень кастинга сглаживает серьезный в нем ляп в лице Александры Бортич - тем паче, что и она, повторимся, не всегда плоха и безнадежна, и ближе к концовке словно бы подтягивается к коллегам (чего героине ее в сериале сделать так и не удастся).

Аутентичности в сериале вообще уделено первостепенное внимание. Интерьеры, множество мелких деталей из жизни и быта людей того кризисного времени на сломе эпох - все передано с выдающейся тщательностью и куда менее навязчиво, чем в том же "Чикатило", в котором зрителю чуть ли не лицо бросали всевозможные детали позднесоветского быта. Разве что с курением в кадре возникает ощущение перебора - однако же в СССР той поры и правда курили многие, в том числе женщины, так что и в этом создатели сериала не соврали.

Без художественных вольностей, впрочем, совсем уж не обошлось. Правда, некоторые из них вольностями на самом деле не являются. Скажем, эпизод с крестиком убитого мальчика, который Головкин носил на шее, взят из жизни - это реальные факты, а не выдумки сценаристов. А вот некие интеллектуальные игры, которые маньяк ведет со следствием, показушные инсталляции из трупов, которые Фишер устраивает то тут, то там - это уже дань голливудским образцам жанра, вплоть до едва ли не оммажей "Молчанию ягнят". В какой-то момент начинает казаться, что авторы сценария совсем уж увлеклись "отсебятиной", уведя историю куда-то совсем в другую область, куда более киношную, выдуманную по сравнению с жестокой, ужасной реальностью дела Головкина. Однако в этот самый момент первая - и большая - часть сериала заканчивается. Последние же его эпизоды в общем и целом напротив - очень близки к реальным фактам. И оттого ужасают еще больше.

Всякая показушность, проскальзывавшая в сериале до поры, в концовке отставлена в сторону. Финальные серии содержат целый ряд сцен, которые неподготовленному зрителю смотреть точно не рекомендуется. Тем же, кто знаком с шокирующими деталями и событиями, имевшими место в том самом гараже Головкина, следует знать - они БУДУТ показаны. Да, не во всех подробностях, без откровенного смакования, но будут - и более чем однозначно. Напомним, что сериал основан на реальных фактах из дела душегуба, извращенца, садиста и педофила. Такие нелюди, как Головкин - абсолютное зло. И зло это зрителям демонстрируют без каких-либо прикрас и купюр. Ощущения от просмотра последних эпизодов сродни тем, что вызывают те же выпуски старой, из 90-х, "Криминальной России", с кадрами хроники и видео реальных трупов. Максимально жестко.

Напоследок хочется отметить еще один жирный плюс "Фишера" - стилистическое, в том числе музыкальное, оформление. Редкий случай, когда не хочется пропускать вступительные и заключительные титры - визуально они сделаны с большим вкусом и тщанием и идеально передают атмосферу сериала, как и играющие фоном музыкальные треки.

В целом впечатления от увиденного у разных зрителей будут самые разные. Кому-то он вне всякого сомнения покажется "чернушным", и чернуха эта такого зрителя отторгнет. Но это не тот случай, когда авторы утрируют. Кто бы что ни говорил про ту пору, эпоха позднего, "на издыхании" СССР, равно как и начало 90-х - реально очень чернушное время. Время таких как Головкин, Спесивцев и другая нечисть. Время, в котором приходилось жить и работать миллионам реальных людей. В том числе тем, кто ловил всех этих монстров. Допускал непростительные ошибки, психовал, срывался, боролся с прогнившей системой, спивался, опускался на дно, но - находил, ловил и уничтожал Абсолютное Зло, вольготно ощущавшее себя на просторах нашей необъятной.

При том, что сериал не лишен ряда шероховатостей, ценен он именно этим своим неочевидным, но вполне улавливаемым отношением к той эпохе и тем людям.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 6 RSS

  • У Михаила какие-то личные (или политические) счёты с Бортич))) сначала пассаж о том как плоха актриса, а потом снисходительно, что есть удачные моменты: где в среди бутылок и трупов))) обидела Сашка как-то...

    • Да нет, Михаил ровно относится ко всем. Просто реально был удивлен низким уровнем игры Бортич, особенно на фоне столь же удивившего, но в лучшую сторону, Янковского. И да, под конец сериала она немного выправилась, но разве это отменяет ее "никакую" актерскую игру до этого?..

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!