Новости

Адский мир юного маньяка Джеффри Дамера (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииАртКнигиКомментарии: 19

В наше время маньяки, серийные убийцы, некрофилы, насильники и садисты вроде Теда Банди давно уже стали частью массовой культуры. О них пишут книги, снимают фильмы. Джеффри Дамеру вот посвятили комикс. Но комикс комиксу рознь, и если вы склонны согласиться с министром культуры насчет того, что, дескать, книжки с картинками могут читать только дети, то графический роман "Мой друг Дамер" (My Friend Dahmer) способен стать для вас настоящим открытием, если не сказать откровением.

Правда, для этого вам сначала нужно понять, что эта книга - а "Мой друг Дамер" издан именно как книга, over 200 страниц в твердой обложке с длиннющей аннотацией и большим количеством важных авторских комментариев в конце - это не столько про юность знаменитого монстра, убившего семнадцать человек. Хотя в центре истории действительно Дамер в свои школьные годы. И даже не то чтобы про становление, первые шаги маньяка - хотя и этому уделено должное внимание. Это даже не про автора книги, известного на Западе карикатуриста Дерфа Бекдерфа, который и правда был однокашником Джеффри. И уж совершенно точно это не про дружбу, о чем мы еще скажем позднее.

"Мой друг Дамер" - книга, после прочтения которой есть о чем подумать, поскольку ощущения от нее остаются очень странные и неоднозначные. Но как раз это и делает ее такой особенной. Перед нами своеобразное, стилистически безукоризненное полотно, без прикрас живописующее жизнь капиталистической Америки в те годы, когда автор и его сверстники ходили в старшую школу. Мир американской глубинки, заштатного городишки, населенного самыми обычными американцами... и это настоящий Ад на Земле.

В этой маленькой копии большой страны мы видим, как окружающие глубоко больного социопата люди - и подростки, и взрослые - просто не замечают, как рядом с ними растет чудовище. Хотя нет, замечают, но... игнорируют. Всем наплевать друг на друга. И проще простого обвинить людей в черствости, но... Собственно, сам автор на первый взгляд так и делает - Бекдерф прямым текстом пишет, что с него и его школьных приятелей какой спрос - "мы были тупыми подростками", а вот родители Дамера, учителя... Именно на взрослых пытается валить вину Дерф.

Вот только на последних страницах романа автор показывает реакцию уже взрослого человека на сообщение о том, что кто-то из тех, с кем он учился, убил кучу народу - и то, что первым на ум ему приходит именно Дамер, ясно говорит нам: понимали, все они понимали, какими бы тупыми не были и сколько бы лет им тогда не было.

И на протяжении всего произведения регулярно встречаются такого рода "маячки" - факты, свидетельствующие о том, что странности юного Дамера были известны всем, кто его знал. Он был способен нагнать жути. Он был алкоголиком уже в школе - и это знали все, потому что от Джеффри разило за версту. Он вел себя неадекватно, он порой проявлял жестокость. Не нужно было быть гением, чтобы догадаться, что у этого парнишки с головой не все в порядке.

Просто им, детям, было плевать. Точно также, как было плевать и взрослым - возможно потому, что, как ни крути, а дети всегда берут пример со старших.

Но проблема здесь даже не в людях. Людей, социум - формирует государственное устройство, экономика и политика. Тот факт, что по статистике на территории США рождается больше всего серийных убийц - говорит о многом. Равно как и то, что в США стали обыденностью случаи массовой стрельбы в школах, кинотеатрах, барах и даже церквях.

"Мой друг Дамер" хорош именно как яркий срез того больного в самом своем сердце социума, который образовался в США уже к 70-м и проблемы которого лишь усугублялись в последующие десятилетия. Того общества, в котором по-тихоньку живет уже и наша страна - мира, в котором у людей нет времени уделить внимание ближнему, выслушать, помочь... И не потому, что люди так уж плохи, а потому, что времени РЕАЛЬНО НЕТ. Мы всегда куда-то спешим, что-то не успеваем, и время для нас такой же важный ресурс, как и деньги. Мы проходим мимо лежащего на газоне человека, думая про себя, что даже если это не какой-то алкаш, то все равно пусть на него потратит драгоценное время кто-то другой, у кого, быть может, этого времени в достатке.

Также и в адском мирке той самой "благословенной Америки", Америке Джеффри Дамера - взрослые слишком заняты собой и своими проблемами, чтобы уделить внимание детям, а дети... ведут себя также, как взрослые. Пока родители Джеффри погрязли в скандалах и препирательствах - его школьные учителя были достаточно близки к своим ученикам, чтобы курить с теми на переменах, но слишком далеки, чтобы замечать, что некоторые из этих учеников (не только Дамер, да) - психически не здоровы. У всех своя жизнь, а чужими проблемами пусть занимается кто-то, у кого есть на это время... Кто-то другой, не я.

Книга называется "Мой друг Дамер", но на ее страницах нет ничего, что понимают под настоящей дружбой. Бекдерф и компания просто проводили вместе время, а Дамер был для них, скучающих подростков, просто еще одним способом поразвлечься. Он был не таким, как все, и это было прикольно. Но никто с ним не дружил, как не дружил ни с кем и сам Бекдерф - разница между Дамером и кем-то еще для него заключалась лишь в том, что с "кем-то еще" они могли затусить дома у Дерфа, а Джеффри - странного, временами пугающего Джеффри - в гости никто не звал.

Многие считают, что проблема Дамера состояла в том, что он был геем. Однако скорее тот мог стать геем в силу того, что у него были глубокие психологические проблемы, а не наоборот. Дурная наследственность - мать-невротик (если не сказать шизофреник), у которой регулярно случались истерики и, по слухам, эпилептические припадки. Эдипов комплекс, желание любви - юный Джеффри не мог получить ее у своей вечно беспокойной мамаши и мечтал (а в итоге реализовал мечты самым страшным образом) о том, чтобы рядом с ним жили полностью подконтрольные его воле зомби. Те, кого Дамер считал друзьями (а он вспоминал школьные годы как самое счастливое время в жизни!), его бросали, вдоволь постебавшись над его странностями. И Дамер мечтал о друге, который всегда будет рядом.

И, уже будучи взрослым, сверлил черепа усыпленных молодых людей и заливал внутрь кислоту. Чтобы их мозги менялись. Чтобы они забывали про все, забывали про время... И не покидали Дамера.

Тот Дамер, каким он показан в романе, не вызывает жалости. Как не вызывает жалости и взрослый Дамер, осужденный, посаженный в тюрьму и убитый там другим зеком-психопатом. Но если говорить о Дамере не как о человеке, индивидууме, а как о явлении, как о проблеме - то становится понятно, что такие проблемы в таком обществе, какое отразил Бекдефр в своем романе, неизбежны.

А отразил Дерф все замечательно. Пусть вас не смутит несколько аляповатая манера рисунка - художник вполне себе мастеровитый, умеющий, Бекдерф осознанно выбрал стиль "а ля рисунки подростка", с несколько странными пропорциями и подчас нарушенной перспективой. В данном случае форма комикса идеально сочетается с темой детства, а нарочитая уродливость, угловатость рисунка подчеркивает болезненность двух миров Джеффри Дамера - его внутренней кошмарной Вселенной и того гадкого мирка, который его окружал в жизни...

И нас с вами тоже уже окружает. Будьте бдительны.

"Мой друг Дамер" в интернет-магазинах:

БУК24

ЛАБИРИНТ

ОЗОН

МАЙ-ШОП

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 927.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 19 RSS

  • Офигенная рецензия! Такая, которую захочется перечитать. Больше, чем рецензия - размышление. Давно такого кайфа не получал. Спасибо большое!

  • Хотелось бы мне посмотреть на этот фильм

  • В фильме, к слову, есть сцена, не описанная ранее в графическом первоисточнике. Spoiler:

    Та, где Дамер на рейде со своими одногруппниками им же на потеху симулирует приступы то ли соматического расстройства, то ли слабоумия. Кривляется, корчится, а потом кричит - "HERE I AM!". Достаточно мощный момент, хоть и по-киношному. Как человек, не заимевший за все одиннадцать школьных лет ни одного друга, и просто наблюдавший, как мир вокруг идёт своей дорогой, к которой можно прибиться, но по которой никогда не сможешь пойти вровень хоть с кем то,я тут сник прилично.Тяжело так жить, и понимать, что ты одновременно и виноват сам в своих неудачах, и в то же время по иному у тебя и быть не могло. Это боль, не депрессия, социофобия, интровертизм, или пубертатный нигилизм, а именно боль. Боль существования. Ты можешь со всеми говорить, давить лыбу, влюбляться, верховодить в компании, быть среди двоешников или отличников. Но ты один, каждую секунду, по настоящему, всегда. Живёшь сам с собой и сам по себе. Ты пустое место. И это не самоуничижение, просто правда. Можно спиться, как Дамер, от осознания этого, или удавиться. Или прожить среднестатистические 50 лет, переехать на свою квартиру, работать, заиметь семью. Но сбежать - нет. Поэтому Дамера до его первого убийства, можно только бесконечно жалеть. Ведь ему изначально даже было неведомо, насколько он ущербен, перекручен, болен и одинок. И так, если честно, для него было даже лучше.

  • Сколько раз ждал этот фильм,надо как-нибудь глянуть.

  • добавил бы эту рецензию в избранное если бы это было возможно)

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!