"Челюсти": От эксплуатации к искусству
"Челюсти" Стивена Спилберга продолжают традицию, заложенную "Беспечным ездоком" Дениса Хоппера. Если "Ездок" превратил в искусство эксплуатационное байкерское кино, то "Челюсти" проделали этот трюк с пляжными фильмами и хоррорами в духе фильмов Роджера Кормана и AIP. Что же позволило фильму выйти на более высокий уровень, помимо большого бюджета и соответствующих спецэффектов?
1) Монстр. Является ли акула чудовищем? Или это просто опасное животное, а "Челюсти" - не фильм ужасов, а морские приключения? Фишка фильма как раз в том, что он смешивает жанры, превращая рыбу в монстра. Это сделано с помощью нескольких простых приемов. А) Невидимость. Почти всю первую половину фильма мы не видим акулу (зато она видит нас) - это очень странно для монстр-муви, но именно это качество невидимости делает акулу чем-то почти сверхъестественным, одновременно призрачным и демоническим. Б) Древность. Когда шериф рассказывает жене об акуле он говорит, что ученые даже не знают, когда акулы появились - 2 или 3 тыс. лет назад. Эта древность и неопределенность наделяют акулу качеством загадочности и непознаваемости, непостижимости для человеческого разума. В) Смерть. В разговоре с шерифом охотник на акул Квинт говорит, что у акулы глаза мертвеца, сравнивая ее с машиной в противоположность живому организму, а также с куклой (кстати, тоже излюбленный персонаж хорроров). Акула тем самым сближается с миром мертвых - традиционным источником сюжетов в жанре ужасов.
2) Киноповествование. Особенность "Челюстей" - это постепенное нарастание ужаса. Сначала мы не видим акулу, но при этом отождествляемся с ней с помощью субъективной камеры. Затем мы видим нападение акулы на жертв и их ужасную гибель (сначала опять же менее кровавую, а затем все более и более). Затем акула появляется на картинках в книжке шерифа, в прицеле игрового автомата, затем в виде ложно пойманной акулы, затем мы видим часть настоящего чудовища, и лишь ближе к концу, во время охоты, монстр появляется во всей красе. Одновременно с этим нарастанием ужаса ускоряется и темпоритм картины, скорость действия и резкость монтажа. Это идеально выстроенный нарратив.
3) Жанр. Киноповествование "Челюстей" интересно также тем, что с одной стороны, это типичная страшилка: главное в фильме это шоу-стопперы с кровавыми нападениями акулы. Казалось бы, история должна быть при этом вторична, главное кровь, мясо и эмоции. Но нет. Если посмотреть с другой стороны, "Челюсти" - это детально проработанная мужская экзистенциальная драма. Маленькими штрихами Спилберг раскрывает нам предысторию каждого персонажа, его комплексы, травмы, особенности характера и мелкие детали поведения. Чем ближе мы подходим к решающей схватке с акулой, тем глубже раскрываются личности персонажей и тем больше они сближаются друг с другом, а мы с ними. Если в начале фильма мы отождествляемся с акулой, то в конце - с охотниками на нее и ее потенциальными жертвами. Подводные сцены в начале и конце фильма решены одинаково - субъективная камеры, подводные звуки, музыкальная тема акулы: тем самым форма отражает содержание.
Историки кино говорят, что "Челюсти" породили феномен "коммерческого авторства". И действительно, с одной стороны это летний пляжный фильм, заточенный под сезон и определенную целевую аудиторию, чтобы срубить побольше бабла. Но с другой стороны, это прекрасно построенная история с интересными художественными приемами и даже некоторым социально-политическим подтекстом (борьба честного шерифа с коррумпированным мэром, что, кстати, напоминает нам о вестерне, который зачастую легко комбинируется с хоррором). Да, эксплуатация. И да, искусство.
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Отличный анализ, спасибо! Честно скажу - это касается практически всех ваших текстов на сайте - если бы вы хоть чут-чуть внимания уделяли оценке фильма и делали скидку на то, что не каждый читатель фильм видел (то есть стоит немножко посвятить людей в сюжет), то ваши тексты регулярно бы появлялись не только в ФэнЗоне, но и на главную попадали бы.
Но в любом случае спасибо!
Учтем:)
Не знал, что акулы появились во времена Иисуса Христа. В остальном очень даже неплохо
Да скорее раньше...
Хм...возможно либо я либо переводчик перепутал тысячи с миллионами:)
Прямо сейчас захотелось посмотреть "Челюсти". А вы занимаетесь кино профессионально ?
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!