Новости

Кабир, Парфенов и их зловещие «Голоса из подвала» (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 29

Локомотивом современного русского хоррора смело можно признать серию "Самая страшная книга", которая уже несколько лет успешно продвигает жанр в массы и на наших глазах меняет к нему отношение. Если раньше читатели, говоря о литературе ужасов, вспоминали Стивена Кинга, Лавкрафта и еще несколько привычных имен, то теперь в этом списке все чаще можно увидеть и отечественных авторов. Люди признаются, что не воспринимали русский хоррор всерьез или не слышали о нем вовсе, а тут вдруг выяснилось, что наши тоже умеют качественно рассказывать страшные истории. И произошла такая перемена во многом благодаря ССК.

За какие-то десять лет жанр в России выбрался из небытия, окреп, а вместе с ним заматерела и "Самая страшная книга". Антологий и авторских сборников публиковалось все больше, и в итоге одной серии стало мало. Начались попытки расширения. Сперва был неудачный эксперимент с заходом на территорию темного фэнтези, затем более удачный — с официальным спин-оффом ССК про Страшную общагу. И вот теперь миру явлена новая серия — "HorrorZone", названная в честь лучшего сайта ужасов в Рунете.

Первой ласточкой выпорхнула из типографии книга "Голоса из подвала" Максима Кабира и Парфенова М.С. Представлять этих двоих тем, кто хоть немного следит за русскоязычным хоррором, не имеет смысла. Оба автора давно в фаворитах у читателей, оба беззаветно любят ужасы и умеют их писать. А еще они практически одногодки, поэтому выросли на одних и тех же книгах и фильмах. Видеосалоны, VHS-хорроры с гнусавыми переводами, жанровые альманахи вроде "Баек из склепа", пожелтевшие страницы с рассказами Блоха, Матесона и других авторов старой школы — всё это сформировало их любовь к жанру, и теперь Кабир с Парфеновым хотят этой любовью поделиться.

"Голоса из подвала" можно назвать и концептуальным романом, и сборником рассказов с объединяющим сюжетом. Под симпатичной обложкой притаились истории на любой вкус, охватывающие едва ли не все жанровые архетипы. Не можете представить хоррор-альманах без вампиров, маньяков, оборотней, пришельцев и фольклорной нечисти? И не нужно представлять, потому что здесь без них (в том или ином виде) не обойдется. Зато обойдется без нудных философствований и описаний природы на десять страниц, ведь еще на этапе анонсов отдельно подчеркивалось, что читателей ждет "палп" — качественное развлекательное чтиво. Кого-то это заявление смутило: мол, неужели в книжку напихали простенькие страшилки? Но "просто" — не значит "примитивно", и "Голоса из подвала" помогут в этом убедиться.

Два десятка рассказов встроены в историю мальчика Алеши, которого спятившая бабуля закрыла в подвале деревенского дома. Там, в клубящейся темноте, он и услышал голоса. Они не призывали кого-нибудь убить, а увлекательно рассказывали о страшном, потихоньку превращая Алешу из перепуганного пацана в благодарного слушателя. И это знакомство навсегда изменило жизнь мальчика.

Первый блок рассказов может показаться чересчур легковесным — даже с учетом заявленной "палповости". Здесь располагаются драйвовая одноходовочка "Снеговик", призрачная "Лиза" и "НЛУ" о злобных инопланетянах. Рассказы хорошие — все-таки авторы планку держат достаточно высоко — но не особо запоминающиеся. Из тех, что в составе сборников и антологий обычно выступают в качестве массовки. Почему же "Голоса из подвала" открывают именно они, а не какая-нибудь бронебойная вещь, сразу хватающая читателя за горло? Ответ прост: это своего рода вступление; маленький Алеша только привыкает к потусторонним соседям, а его детский разум еще не готов к более сложным историям. Но скоро мальчик повзрослеет, и тогда начнется самое интересное.

Собственно, оно начинается уже со следующего рассказа — "Улица мертвой пионерки" — в котором умело переплетаются городская легенда, мальчишечьи ужасы и грязный реализм. Эта история знакома читателям еще с 2014 года, но для новой публикации автор поменял финал, и теперь все гораздо страшнее. С жутью во втором блоке вообще полный порядок. Страшны маньячные нотки в очень кинематографичном "Диафильме", страшны метаморфозы в оригинальном и лихом "Халке". Своей странностью пугают "Обрывки", а "Метастазы" — своей атмосферой. Но лучший рассказ этого блока — да и, пожалуй, всей книги — это "Весна". Благодаря подаче и сюжету, читателя буквально обволакивает какой-то неведомой хтонью из иных миров, и это ощущение не отпускает даже после того, как подвальные голоса переходят к следующей истории. Высший пилотаж.

Ознакомительный фрагмент:

Скачать: PDF

Превью:

PDF

Пока читатель переворачивает страницы книги, Алеша делает то же самое с листами календаря. Годы по ту сторону обложки идут быстро, выросший на историях из подвала мальчик превращается в мужчину и даже заводит семью. Но голоса никуда не уходят, им по-прежнему есть, что рассказать. И Алеше — точнее, Алексею — хочется, чтобы это услышал кто-то еще.

В двух последних блоках особого внимания заслуживают мощный психологический триллер "Свое место", жуткая и натуралистичная "кукольная" история "Ма-ма", а также изящная "Королева цветов", жанр которой можно определить как сельская готика. К этому моменту авторы разошлись на полную катушку, и от той самой "палповости" практически ничего не осталось. Тут уже и ярлык "развлекательное чтиво" не везде прилепишь — чего стоит только финальный рассказ "Юные влюбленные мертвецы" с его депрессивно-ностальгической атмосферой, когда вместе с героями грустишь об ушедшей молодости. И подобное разнообразие только в плюс сборнику. Желаете чистый "палп"? Пожалуйста: рассказы про снеговика-убийцу или гильдию банщиков к вашим услугам. Хотите более взрослых и серьезных вещей? И такого добра тут хватает.

Вместе с книгой заканчивается история Алеши-Алексея — без сюрпризов, ровно так, как и должна была. Но голоса… Они продолжают звучать. Возможно, скоро их услышите и вы. Эти голоса могут быть похожи на голоса Кабира и Парфенова, а могут быть совершенно иными. В книге ведь не написано, кто какую историю сочинил. И из какого подвала авторы черпали вдохновение. Так или иначе, в одном можно не сомневаться: если голоса придут к вам, скучно не будет уже никогда.

КУПИТЬ КНИГУ

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 29 RSS

  • Спасибо! Рад, что понравилось)

  • Отличная реца! Я сейчас ровно на середине книги, но пока что "Весна" — действительно сильнейший рассказ, очень близко по духу к Брэдбери. Ну и в принципе пока даже средних не попадалось, все классные.

    • Ну дык, в посвящении на первой странице Брэдбери не просто так помянут)

    • Не то чтобы я нонконформист, но я искренне не понимаю за что всем так понравилась "Весна". Среди всего сборника этот рассказ я читал с наименьшим интересом, так же не особо зашли:

      "Халк" - тут можно было как-то докрутить, да и сама подача не понравилась

      "Лиза" - стандартная история, вариации которой 100 раз уже слышали лично мне не хватило изюминки. Ну и "Всё хорошо" в этот же список.

      А теперь о хороших. Рассказы которые понравились: "НЛУ", "Снеговик", "Улица Мёртвой Пионерки", "Хуже, чем смерть" и, конечно, два моих фаворита (The best of the best): "Задание на дом" и "Гильдия банщиков" (ну что поделать, кому-то нравится тема Панспермии, а мне эти 2).

      Хотелось бы уточнить по поводу рассказа "Кто-нибудь, помогите!" который, в принципе, тоже неплох, кроме одного момента. У меня сложилось впечатление, что рассказ выстроен таким образом, чтобы читатель прочувствовал, что гг получил по заслугам. Только вопрос - бедность и социальное неравенство(из-за чего его скверный характер и озлобленность) - это то, за что следует наказывать? А может быть нежелание помогать благотворительному фонду? Или я глубоко капаю? И дело не в этом?

      • Только вопрос - бедность и социальное неравенство(из-за чего его скверный характер и озлобленность) - это то, за что следует наказывать?

        За бедность наказывать, конечно, не надо. И рассказ, конечно, не об этом. Только с чего вы решили, что скверный характер и озлобленность у гг из-за этого? Он там скорее напротив, опустился на дно из-за говеного характера своего и эгоизма.

        • Он там скорее напротив, опустился на дно из-за говеного характера своего и эгоизма.

          Вам, как автору, безусловно, виднее.

          Только с чего вы решили, что скверный характер и озлобленность у гг из-за этого?

          Да далеко ходить за примерами не надо. Сборная вылетела с Евро и начался хейт в её сторону. Типа "За что платят такие деньги?" "Бездари!" "Да я бы за такие деньги бы умирал на поле!" и прочее. Всё это кричат люди, которые в десятки-сотни-тысячи раз получают меньше, чем футболисты. Каждый второй делает упор на их зарплаты. И не важно рабочий на заводе или директор небольшой конторы - если сравнивать с футболистами, то неравенство на лицо. Может, если бы они получали как простой рабочий то не было бы и столько злобы в их адрес. Т.е. злобу рождает бедность и социальное неравенство. Может я и не прав, но моя логика такова. С другой стороны - значит рассказ получился хорошим, раз мы о нём сейчас говорим и у всех разная интерпретация образа гг ;-)

          • Так зачем нам примеры с футбольной сборной и т.д.? Мы же про конкретный рассказ говорим. Герой этого рассказа - ленивая эгоистичная мразь, которая никого, кроме себя, не любит и никогда не любила, а свои грешки и грехи имеет привычку для успокоение совести на "высшие силы" перекладывать - перекреститься, в церковку зайти "для галочки" и т.п.. И мне кажется, что это вполне четко показано в самом тексте.

  • Забавно, уже вторая статья про "Голоса из подвала" в которой я узнаю, что финал рассказа "Улица Мёртвой Пионерки" оказывается страшный. Я уже успел порадоваться за героя и лишь тень сомнения при чтении промелькнула, кто читал тот знает о чем я. Но тогда я решил, что раз конкретики никакой нет, а герой ЛИШЬ ПОДУМАЛ о том, о чем подумал и о чем знает тот кто читал, то значит, тут автор, так сказать, предоставляет читателю возможность самому решить для себя каков исход.

    Собственно потом на стене на странице Кабира я нашёл подтверждение своей догадки. Там где Кабир играл в челлендж про 11 фактов правды и 1 факт неправды, он в том числе рассказывал про ход написания "Улицы Мертвой Пионерки" что он поменял финал на более радушный, а потом ещё раз поменял на более страшный. И тогда то я заопасался. Мол, неужели я неправильно понял. Но когда в комментариях один мой товарищ спросил примерно тоже самое, но уже лично у Максима Кабира, Максим Кабир ответил: "Читатель сам решает" или "Я оставил право решать читателю".

    Получается, что всё-таки не так страшно. Ибо я для себя абсолютно точно решил, что финал благоприятный для героя. Ведь его "а вдруг?", для меня прозвучало именно как догадка.

    Такие пироги.

    Возможно это зависит от восприятия, мироощущения и ожиданий от рассказа, каждого отдельного человека.

    • Я думаю, страшным финал делает именно допущение со стороны автора о его двоякости. Некоторые читатели и без этого абзаца могли заподозрить неладное, но с этим дополнением Кабир напрямую намекает, что история не так проста, как кажется. И это действительно очень жуткая концовка, которая сделала из рассказа конфетку.

      • Ну, сейчас я ещё раз заглянул в финал, и могу сказать что мне кажется до сих пор финал именно (для меня по-крайней мере) не однозначен, а всё-таки, именно содержит допущение.

        Но сейчас я вспомнил, почему у меня у самого мыслишки стали мерзкие закрадываться.

        Все дело во фразе: "Пусть всё закончится так:". Вот это вот "Пусть", не поймешь, это "пусть" со стороны героя или "пусть" со стороны автора. Но в противовес ему идут "Хватит" и "Спасенный Егор". Т.е. да, ты не можешь знать точно, что он спасен, но и точно, я считаю, не можешь знать, что он под очкариком лежать остался.

        Но я вот настолько люблю рассказы с такими же ситуёвинами и положительными финалами, что для себя решил....ох, по-крайней мере, мне просто хотя бы было приятно читать о расправе статуи над маньяком, даже если это и может оказаться неправдой.

        Я могу вспомнить рассказ "Зуборезы" (не помню кто автор, но можно послушать озвучку Руслана Ворона ПОкровского на ютьюб) там оч схожая концепция, только вот финал написан вполне однозначно. без всяких допущений. Т.е. там

        Показать...

        • Я могу вспомнить рассказ "Зуборезы" (не помню кто автор, но можно послушать озвучку Руслана Ворона ПОкровского на ютьюб) там оч схожая концепция, только вот финал написан вполне однозначно. без всяких допущений.

          Дык этот прием корнями еще из Бирса растет и его "Случая на мосту через Совиный ручей")

  • Скоро куплю, обещааааааю!

  • А подскажите: не планируется ли аудиокнига? По какой вообще критерию и по каким принципам решается, будет ли озвученная версия или нет? У "ССК2021" озвучка есть, у "Колдовства" есть, у сборника Кабира и у "Вьюрков" есть, а у многих других Самых Страшных Книг - нет. Как это определяется? Спасибо!

    • Здравствуйте. Спасибо за вопрос. Официальные аудиоверсии ССКниг стали делать не сразу, поэтому их меньше, чем печатных изданий - восемь, кажется. Решают тут, с одной стороны, издатели, с другой стороны - компания "Аудиокнига", которая занимается такими озвучками. Пока я не знаю, будут ли что-то делать с "Голосами из подвала", но в данном случае даже не уверен, что хотел бы, чтобы сделали так, как обычно делают, т.к. сам формат этой книги позволяет всякие разные интересные эксперименты и, если сами издатели ничего не сделают, то мы постараемся, чтобы "Голоса..." зазвучали в каком-то нестандартном варианте, в виде аудиосериала какого-нибудь или вроде того. С "Голосами..." за счет их необычной для книг структуре вообще можно много чего придумать, но пока рано что-то обещать, так как важно, конечно, посмотреть на скорость и динамику продаж печатной версии.

  • Мои фавориты -ДИАФИЛЬМ и ХАЛК, но МА-МА - самый-самый.

    Перечитаю книжку ещё попозже. Жду МУХ.

  • Мне тоже нравится Бредбери, я не спорю, что он классный писатель, но ужасы у него не очень получаются. Мне больше Стивен Кинг, Стайн, Донцова и Стефани Мейер нравятся. Советую.

    Мух прочитал, очень понравилось, халк, весна, задание на дом-сильные рассказы. Хотелось бы рецензию на каждый рассказ отдельно. Это лучше, чем ССК, что-то новое в наших ужасах.

    • Протестую, ужасы у Брэдбери великолепны. Одни только "Ветер", "Толпа" и "Гонец" чего стоят, да и вообще весь сборник "Октябрьская страна" шедеврален.

      • А я обычно у Брэдбери в пример всегда ставлю прекрасные хорроры "Маленький убийца" и "Бред". Вообще Брэдбери очень сильный был хоррор-автор и на Западе он едва ли не больше признания получил именно как автор ужасов - это у нас (точнее, в СССР) упор делали на его фантастике и лирике в силу скорее политических, чем каких-то иных причин.

      • А вообще у меня ощущение, что ты, Феликс, в диалог с очередным клоном Киреева (или как там его) ведешь. Донцова и Мейер у него ужасы, ага.

        • Да, тоже так думаю) Но за одного из любимых авторов не смог не вписаться)

          •  Аноним | 8 июля 2021

            Это не Борис, а залётный) Борис добрый, а этот целенаправленно троллит. Неудачно, конечно. Троллинг, как и секс, требует воображения)

            Но это значит, что Зона Ужасов набирает популярность! С чем я вас всех поздравляю.

  • Голоса из родвала очень оригинальное название и издание. Я бы все купил.

    Михаил, когда вы новую книгу напишите после Зоны ужаса, не считая ССК.

  • Ну честно говоря на троечку.. Читается легко, но все сюжеты избиты, ничего нового, концовки практически везде предсказуемы практически до деталей. Этакая Мёртвая зона или Калейдоскоп ужасов локализованные под русскую глубинку нулевых, для любителей зайдет наверное. Да и многовато внимания уделяется сискам и пискам, нет ли у автора проблем каких то с этим делом? Или нынче без этого не пишется совсем современная проза?

    • нет ли у автора проблем каких то с этим делом?

      Даже не сомневайтесь. Еще автор ест младенцев и зоонекропедофил.

      •  Аноним | 19 июля 2021

        Главное, что хороший писатель и достойный человек, а ещё не интернет-тролль)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!