ПРОКЛЯТИЕ

Фэнзона

Капли сочащегося страха глава 2 / 3 / 4 » Вид на битву с высоты » » Спасите Галю » Цикл про Алису Селезневу

РецензииКомментарии: 0

глава вторая " Вид на битву с высоты "

Словно мячик, гонимый жестокой судьбой,

Мчись вперед, торопись под удар, на убой!

Хода этой игре не изменишь мольбой.

Знает правила тот, кто играет тобой.

Омар Хайям.

Театр теней — это серия из трёх книг Кира Булычева: "Старый год", "Вид на битву с высоты", "Операция „Гадюка“", в которых описываются приключения героев в некоем параллельном, "теневом" мире, существующем бок о бок с нашим, обычным. Этот мир очень похож на наш, но практически безлюден. При определённых обстоятельствах люди отсюда могут попадать туда и жить там. Кто-то просто живёт, а кто-то тут же находит способ превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды власти. Герои, общие с циклом "Институт экспертизы", пытаются исследовать этот мир. Главный герой Георгий Алексеевич (Гарик) Гагарин — археолог, по происхождению инопланетянин-подкидыш — найденный 12 апреля в лесу. Исследование этого мира учеными не нравится его правителям и их реакция не заставит себя ждать.

"Вид на битву с высоты"

Землянин инопланетного происхождения Гарик Гагарин стал сотрудником института Экспертизы. Этот институт занимается изучением необъяснимых явлений и людей со сверхъестественными способностями. Гарик владеет левитацией и даром внушения. В небольших городах стали пропадать целые группы мужчин, прошедших службу в "горячих точках". Все они были одинокими и состояли в ветеранских организациях. Гарика направили раскрыть тайну их исчезновения в город Меховск.

Я читал " Вид на битву с высоты " где то в конце девяностых годов когда они сумбурные, тревожные и безденежные уже почти подходили к концу. Мне как то резко и неожиданно любимый с детства писатель открылся совсем с другой стороны, мне никогда еще не было так страшно от творчества жизнелюбивого и оптимистичного до то того автора.

Ну да конечно с одной стороны жизнерадостный и никогда ни унывающий Гарик Гагарин знакомый еще с давнего рассказа " Выбор " ( 1971 ) есть даже экранизация данной новеллы в альманахе " Этот фантастический мир " ( 1981 ый ) с другой… ну посудите сами.

Начало романа, распахнутая жизни, летняя, так любимая Булычевым Москва красавица но дальше больше, по ходу начала миссии агента Гарика провинциальные городки обшарпанные, целиком опутанные сетями криминальных структур, пьянство, дебоши, и разврат, полная безнадега, но как оказалось все это еще просто прелюдия.

Совсем необычно для автора всегда оптимистично смотрящего в будущее, да и описано так что невольно возникает ощущение что автор будто специально окунулся в атмосферу дна что бы написать роман, хотя конечно это не так, вспомним Жюль Верна описывающего путешествия вокруг земного шара столь достоверно не выходя из одного кабинета.

А дальше собственно переход в мир по соседству где все уже совсем страшно и непонятно, и тайны чередой следуют одна за другой. Этот мир безлюден, полностью разрушен, везде только жалкие остатки и руины давно стертых временем городов, да и течет оно здесь как то совсем по иному.

Но с какой красочностью описывает Булычев этот тусклый, пустынный, и жуткий полустанок иной вселенной, нет таланта у автора ни отнимешь, такое ощущение что он сам побывал там лично, не у многих авторов подобное встретишь.

Чем то этот мир даже напоминает " Плюк " из " Кин — дза — дзы " недаром же Булычев в соавторстве с Георгием Данелия работал.

И вот в этом полностью разрушенном и обезлюдевшем мире зачем то существуют жестокие гладиаторские бои между двумя уцелевшими на этой планете народами, пребывающими в состоянии постоянной войны. Эту тайну и предстоит разгадать Гарику Гагарину который в поиске истины дойдет до самого дна ада, до жуткой, кошмарной истины стоящей жизни многим агентам до него.

И хотя мотив того как некие хозяева, демиурги устраивают себе развлечение стравливая и похищая подобных себе далеко не нов, здесь в интерпретации Булычева это прозвучало как то по особому жутковато.

Отрадно и то что герой не какой то там уж безупречный супермен, и именно в этом романе данная миссия меняет его сознание на все сто процентов, пройдя ад он стал настолько ценить жизнь что в финале вовсе принимает решение уйти из агентов.

По сути вся серия " Театр Теней " попадает под категорию литературный хорор или триллер, но по сути " Вид на битву с высоты " драматичнее, жестче, и гораздо страшнее остальных романов в этой серии.

глава третья " Спасите Галю "

Аннотация:

При проведении экскурсии по Предприятию пропала ученица 7 класса Галя Н. Предположительно она пошла в Зону, где надеялась на исполнение своих желаний. Известно, однако, что из Зоны живыми возвращались буквально единицы. Если есть шанс спасти девочку, то он в руках сталкера Жоры и технолога Щукина.

Эту маленькую повесть можно сравнить с коробкой шоколадных конфет. История одна, но "начинку" Булычев приготовил на разные вкусы.

"Спасите Галю!" можно прочитать просто как приключенческий квест. Действительно, сюжетную схему хоть сейчас бери и в компьютерную игру переделывай. Кир Булычев всегда отличался иронией и юмором. "Спасите Галю", конечно, и пародия тоже. Не столько даже на Стругацких и "Пикник на обочине". Сейчас книги о сталкерах и аномальных зонах издаются конвейерным методом, а Кир Булычев посмеялся над штампами жанра еще в 90-х… Но пародией дело не заканчивается. Что такое Зона, придуманная Булычевым? По-моему, прежде всего метафора. Воплощение неустроенной российской жизни, изменить которую не в состоянии никакие революции и реформы. За высоким забором фабрики игрушек имени Лассаля неизменно — одна большая Аномалия. Вот здесь, наверное, и начинается настоящий хорор.

Честное слово не читал ничего страшнее на тему аномальных зон чем этот небольшой рассказик. Конечно весьма трудно сопоставить имя Кира Булычева с таким понятием как хорор, однако я увлеченный его творчеством с раннего детства то и дело теперь нахожу мотивы страшного в его многочисленном и далеко неоднозначном творчестве.

Тема эта отчетливо звучит так и в ранних его вещах " Журавль в руках " однозначно чумовая вещь! на стыке фантастики и хорора, так и даже в цикле про Алису " День рождения Алисы " где юная героиня сталкивается со смертью столь реально что временами у меня ребенка мурашки по коже бегали при прочтении самая сильная вещь в цикле про Алису.

Возвращаясь к " Спасите Галю " самое удивительное чувство при прочтении возникает от того что ты понимаешь это все как бы чистой воды стеб, но по прочтении зона описанная Булычевым уже не отпускает. Все эти комнаты с брошенными куклами, трубы превращающиеся в змей, дезертир ставший пленником зоны, стая катящихся лавиной глаз, прыгающая нога все эти твари пленили мое сердце настолько что позже в своем фантастическом романе " Потаенная Битва " я заставил двух героев идти через подобную зону и только потом хватился насколько описанная мной зона напоминала Булычевскую.

Но переделывать я ничего не стал, возможно дело ещё в том что работая сейчас на самом большом металлургическом комбинате в мире Магнитогорском я с удивлением вижу каким провидцем был Булычев.

Само замкнутая территория уже временами действительно напоминает такую вот аномальную зону, ибо тут есть места полные жизни а есть участки где нет присутствия людей, и горы брошенного железа и предметов производят неоднозначно мистическое восприятие.

Да, отсылки к "Пикнику на обочине" не заметит разве что слепой, но рассказ не выглядит каким — то фанфиком, не выглядит чем-то убогим по отношению к оригиналу. Он любопытен и ярок сам по себе. Да, простой квест, но квест этот очень динамичен, очень раскрашен всеми "чудесами" Зоны, которые мелькают как искры фейерверка и запоминаются очень ярко (своей необычностью). Да и подоплёка: Зона-то эта – всего лишь свалка… вот такая вот вековая свалка завода игрушек, зажившая своей жизнью. Но всё же – свалка. И в этом предупреждении о том, что там может произойти качественный скачок, и она поглотит ближние улицы… Если изначально глядеть на неё как на Свалку, то понятно к чему ведёт автор, и от чего он хочет предостеречь – и выходит неплохой рассказ на экологическую тему. Да и тот момент, когда лучше вытаскивать трупы, чем взять и разобраться с проблемой пусти и затратно, но раз и навсегда – тоже человеческую природу обнажает. До пенсии-то два года…

Да, и хотел сказать: теперь видно, что автор умудрился ещё и предугадать волну "Сталкеров"-подражаний, нахлынувшую через десятилетие. Предугадать, но остаться самобытной и оригинальной вещью (уж очень меня удивила именно такая Зона!). "Сталкеров" читать не могу… А этот рассказ читаю с большим удовольствием!

Цикл про Алису Селезневу

Глава 4 Незатейливо о страшном.

Итак мы подошли к циклу о девочке из будущего Алисе Селезневой, казалось бы какой уж тут хорор? однако даже здесь Булычев смог заложить в вроде бы невинные тексты те самые " Капли сочащегося страха " . Итак, за что я так любил и ценил цикл об Алисе в детстве? мне нравилось как бы странно это не звучало что почти в каждой повести, в рассказах реже Булычев ставил героиню на грань почти смертельной опасности, ничего подобного в советской детской стерильной литературе никогда не было. Ни принято было ни в кино ни в литературе что бы детей пытали, брали в плен, истязали, ну может за исключением произведений о войне, да и там все старательно вымарывалось. Булычев действительно был здесь первооткрывателем, если внимательно прочесть весь цикл про Алису исключая позднее написанное в девяностых просто ради денег, условно названное пересмешником Алиса и то, Алиса и это, будешь немало удивлен сколько раз автор сталкивал героиню с смертельными опасностями. Эта девочка воистину рекордсмен по спасению своей жизни из безвыходных ситуаций. Так как многие произведения про Алису были экранизированы мы рассмотрим и литературную основу и экранизацию, так уж получилось что в некоторых кино и телефильмах то самое страшное сознательно удалялось а иногда наоборот в экранизации режиссер делал все намеренно страшнее чем в тексте Булычева.

" День рождения Алисы " повесть 1975 ый.

Маленькая героиня впервые очень близко сталкивается со смертью, она участвует в археологических раскопках на мертвой планете погибшей от страшной эпидемии, в отличии от экранизации ( 2008 ) эпидемия переносимая разумными вирусами не проникает в современность, она осталась в прошлом. Повесть замечательная, шикарная, входящая в золотой цикл тех самых первых повестей про Алису, поздний балаган из девяностых годов здесь и рядом не стоял, и вообще она какая то совсем не детская по глубинам поднимаемой темы о жизни и смерти. Алисе предстоит волей археолога Громозеки проникнуть в прошлое планеты и попытаться спасти её от эпидемии космической чумы занесенной первыми космонавтами. И опять же посылая ребенка на столь смертельное задание Громозека несмотря на то что храбрится совсем не уверен что Алиса сможет вернутся назад. Но прыжок в прошлое свершается и Алиса с котенком археологом Рррр совершает долгое путешествие через страну отдаленно напоминающую Советский Союз эпохи застоя. А далее кульминация где невероятным усилием Алиса распыляет на космодроме вакцину, потом тюрьма, побег, и финальное возвращение со словами Громозеки пробивающими до слез.

— Доченька милая спасибо

" День рождения Алисы " мультфильм ( 2008 )

Вот это как раз пример грамотного подхода к литературному первоисточнику. Пребывание Алисы на планете в лагере археологов когда она из любопытства посещает руины заброшенных городов Колеиды и пробужение дремлющей сто лет чумы ( в книге такого не было ) в виде монстра состоящего из белых бабочек хорор ещё тот! помню от этих кадров любящего и помнящего повесть наизусть было совсем не по себе.

В мультике пока Алиса ищет в прошлом путь к космодрому чума монстр окутывает лагерь археологов пеленой, счет идет на секунды, и снято это так что захватывает дух!

Сто лет тому вперед / Гостья из будущего 1976 / 85

В целом конечно же никакого хорора здесь нет но забавен один момент, в повести космические пираты поймав Колю прячущего " Миелафон " бьют и пытают его совсем по настоящему, описаны и кровоподтеки и синяки, в фильме же тот же эпизод пираты мучают и пытают Колю но на лице ни царапинки. Говорят кинорежиссер Арсенов был резким противником всего подобного, я читал сценарий " Гостьи из будущего " там предпологалось несколько подобных сцен но в итоге осталась только одна условно страшная сцена убийство робота Вертера.

" Лиловый шар " 1986 ой

Это произведение мало того что одно из самых неудачных в цикле про Алису но оно так же послужило основой для самого слабого и неудачного фильма о котором некоторым Алисоманам даже вспоминать больно. Повесть все же спасало того что она была достаточно динамичная с яркими персонажами и насыщенностью приключениями, и в ней была одна сцена которая мне например врезалась в память на всю жизнь эта та сцена где пришельцы пытали гномов огнем, причем описано просто так что диву даешься как такое проходило литературную цензуру. Ничего этого в фильме разумеется нет, он скучный, с вяло текущим действием, с куклами изображающими фауну эпохи легенд над которыми видны нити. Лишь один эпизод в нем достоин внимания это сцены когда пришельцы на " Черном страннике " под действием вируса вражды истребляют друг друга, в этих сценах ещё можно прочесть какие то потуги на хорор.

" Остров ржавого генерала " повесть 1988 ой.далеком будущем пробуждается эхо казалось давно отживших военных технологий, маленькая девочка в плену обезумевших машин созданных исключительно убивать и уничтожать. Булычев здесь превзошел сам себя, Алиса здесь оказывается в настолько смертельной опасности что жизнь её кажется совсем уже ничего ни стоит. Все настолько драматично и всерьез что читая повесть в детстве я едва успевал переводить дух. Настоящий детский триллер, ведь мог же мэтр когда хотел, но это повесть уже одна из последних всплесков его вдохновения перед спадом в девяностые годы.

" Остров ржавого генерала " фильм 1988 ой

По своему фильм неплох но в нем есть два недостатка, он телевизионный и спецэффекты в нем заменяют коряво нарисованные мультяшные вставки, второе из него убрана вся драматическая составляющая так цепляющая в повести, авторы фильма сделали уклон в комедийность потому фильм хороший, но совсем другой далекий от повести увы.

" Узники Ямагири — Мару " повесть / мультфильм 1987 / 88

А эта повесть уже чистой воды триллер, история о том как Алиса и ее одноклассник Пашка Гераскин во время летней практики на атолле " Моруту " попали в плен к мутировавшим муренам убийцам обретшим разум держала в напряжении от первого слова до последнего. Журнал Юный Техник где она печаталась как великую драгоценность передавали из рук в руки это я хорошо помню.

Но мультфильм вышедший годом позже увы оказался совсем никаким, не знаю как вообще кому то в голову пришла идея экранизировать такую красивую историю в кукольной мультипликации, тут явно нужна была именно рисовка, мультфильм прошел совсем незамеченным и сейчас его мало кто помнит.

И в конце обзора ни могу ни упомянуть что повестей в цикле где Алиса сталкивается со страшным конечно же больше, это и крайне неудачная повесть " Гай — ДО " и золотая трилогия в которую кстати вошли и " Узники Ямагири — Мару " " Конец Атлантиды и " Город без памяти " вещи наполненные действием и приключениями до предела порой очень страшными. Они замыкают золотой цикл приключений Алисы перед девяностыми годами когда Алиса превратилась у писателя исключительно в коммерцию.

Вот и весь мой краткий разбор цикла про Алису, в следующей статье мы расскажем о романе " Поселок " и снятом по его мотивам мультфильме " Перевал ".

Продолжение следует

А вот эту маленькую повесть я считаю яркой жемчужиной цикла про Алису… В

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!