Фэнзона

Мнение редактора о рассказах, включенных им в антологию ПАЗЛ

РецензииКомментарии: 5

Что ж, скоро уже хронометр отмерит ровным счетом месяц с момента начала продаж сборника рассказов ужасов "ПАЗЛ", того самого, составителем которого является ваш покорный слуга. Пока еще очень и очень рано подводить окончательные итоги, хотя лично меня радует, что в течение четырех недель подряд наша книга держалась в топ-10 самых популярных книг категории "Фантастика и мистика" сети книжных магазинов "Московский Дом книги". На самом деле вот только к вечеру последнего дня четвертой недели продаж мы опустились ниже первой десятки по текущей популярности, на двенадцатое место. На самом деле мне дюже приятно было видеть, что мы выдерживаем конкуренцию и даже опережаем книги из популярных, раскрученных серий-проектов, таких как "Этногенез" и "S.T.A.L.K.E.R.". Возможно, потом они нас и обгонят, но в течение целого месяца мы были как минимум не хуже, а подчас и лучше. И это круто.

Меж тем, уже накатывает второй волной антология "Самая страшная книга", в которой я указан составителем формально, но в тоже время, без лишней скромности скажу: без меня этой книги не было бы. Но составлял ее не я, там было "народное голосование". А вот "ПАЗЛ" составлял именно я и, соответственно, несу всю ответственность за сей проект. Если вам эта книга понравилась - можете хвалить меня. Если не понравилась - ругайте меня.

Но, возможно, кому-то будет интересно узнать и мое личное мнение о рассказах, вошедших в "ПАЗЛ". Как я их отбирал, как компоновал эту книгу. Вот об этом сейчас - когда, повторюсь, окончательные итоги продаж подводить еще рано - я и скажу несколько слов.

Каким образом вообще родился этот проект? Все с той же "Самой страшной книги". Когда я подготовил уже конкретное предложение (оно же - описание проекта) и начал выходить с ним на издателей, интерес проявили три издательства. Одно быстренько "слилось", а вот два других - московское "Эксмо" и питерская "Астрель" - высказали предметный интерес и принципиально работать были готовы. Мой выбор по части "Самой страшной книги" пал на "Астрель", так как тамошние условия оказались во всех отношениях лучше - и финансово, и в плане самого подхода. "Астрель" были готовы выпустить книгу в сопровождении предисловия, послесловия, вне рамок какой-то серии. А нам это было важно, т.к. сам проект "ССК" был настолько уникальным, что требовалось об этом рассказать и упомянуть многих людей, не являющихся авторами, но помогавших создать эту книгу. "Эксмо" же были готовы пустить книгу в серии MYST, без какой-либо сопроводиловки, с "вырезанием" нескольких рассказов, прописыванием "Александра Варго" в качестве автора и т.д. и т.п. - что нам, прямо скажем, не очень подходило. Да и сама "ССК" не слишком подходила под формат серии.

Так что я выбрал "Астрель", о чем и уведомил редактора серии MYST, дабы все у нас было по-честному. Но почти тут же мне в голову пришла мысль: а почему бы не выпустить сразу ДВЕ антологии русских ужасов? Раз уж "Эксмо" принципиально не против?.. Собрать рассказы, более подходящие под формат MYST (то бишь по большей части - сплаттерпанк), "усилить" парой рассказов от тех авторов, которые имеют право использовать псевдоним "Александр Варго" (в отличие от многих других, выступавших под этим коллективным псевдонимом, Сергей Демин и Алексей Шолохов - это такой "золотой фонд" варговцев)? Я вновь списался с редактором. И получил ответ: "А почему бы и нет? 9 а. л. за месяц собрать сможете?"

9 а. л. - это девять авторских листов, единица измерения объемов текста, принятая в книжном мире. По объему это как небольшой роман (для сравнения, стандартного объема книга насчитывает где-то 14-16 а. л., а в "Самой страшной книге", например, больше 20 а. л. текста). Обрадованный ответом редактора, я сказал "да, смогу" и принялся за дело. И смог.

Чего таить, я достаточно давно занимаюсь хоррором профессионально, у меня хватает знакомств с пишущими хоррор людьми, меня как раз в 2013 году дважды приглашали выступить судьей на литературных конкурсах. Так что "в копилке" уже имелись несколько текстов, которые я в общем и целом видел в будущей книге. И несколько авторов, на которых я мог рассчитывать.

Не все сложилось, два текста от двух авторов до меня не дошли (но я надеюсь, что они появятся в одной из следующих книг серии). Но как нельзя кстати, ряд авторов, к которым я обратился по поводу некоторых их текстов, прислали мне более одного произведения. Плюс у меня имелся и собственный "багаж" по итогам пары конкурсов, так что возникшие было бреши я сумел заполнить, ибо, не смотря на сжатые сроки, у меня имелся хороший выбор в плане материала.

У меня, кроме того, имелась уже готовая концепция такой книги. Напомню, что "ПАЗЛ" стал первой антологией (сборником рассказов разных авторов) в серии MYST - прежде там выпускали только романы и еще, один раз, сборник рассказов "В моей смерти прошу винить..." - за авторством Алексея Шолохова, но под псевдонимом "Александр Варго". Редактор серии предложил следующее: указать на обложке авторов как "Александр Варго и Апостолы Тьмы" (поскольку меня он знал, как человека из Литературного общества "Тьма"), а в самой книге, в содержании и везде - уже давать имена нормально. Концептуально важно было включить в сборку рассказы от Сергея Демина и Алексея Шолохова, чтобы не обидеть поклонников самого "Варго". Я решил, что будет красиво открыть и закрыть книгу их рассказами. Из присланных текстов от других авторов мне понравились сразу несколько рассказов Марии Артемьевой и Александра Подольского. Так родилась мысль сделать этакую "жирную рамку" для сборника. Начинали его рассказы Варго (Демина), Подольского и Артемьевой - именно в таком порядке. А заканчивалась книга рассказами Подольского, Артемьевой и, опять-таки, Варго (уже Шолохова).

Ближе к середине я решил поместить те рассказы, которые из традиционного Варго-стиля (развлекательный бодрый сплаттерпанк) несколько выпадали, а чтобы в этой части для поклонников Варго книга "не провисла" - я поставил свой рассказ "Бабай", в интересности которого был уверен. Это не самовосхваление, я способен достаточно разумно оценивать свои собственные тексты и чаще подхожу к ним критически. По поводу "Бабая" у меня была практически стопроцентная уверенность в том, что читателям серии MYST этот рассказ в общем и целом придется по душе.

Что же касается самих текстов... Мой подход был таким: это должен был быть в общем и целом достаточно легкий для чтения хоррор-сборник, довольно простая литература, с обилием кровавых и мерзких моментов, но с некоторыми вкраплениями чего-то "потяжелее", посерьезнеее. То есть общая тональность книги была такой, как я описал, но иногда было бы неплохо (как я подумал) эту общую тональность подразбавить - где-то снизить градус "кровавости", где-то добавить литературности более высокой.

1. Варго Александр (Демин Сергей) — "Зефир в шоколаде"

Надо сказать, что у Сергея не так и много рассказов-то. Надеюсь, в будущем будет больше. Этот текст мне переслали для ознакомления и, прочитав его, я не был в восторге, но понял, что для "затравки" он вполне подойдет. Самое главное - читать было интересно.

2. Подольский Александр — "Пазл"

Саша написал одну из своих лучших вещей, хотя самому ему "Пазл" не слишком нравится. Меня же увлекло непрерывное действие этого рассказа, впечатлило обилие крови и шок-моментов, а еще - понравился стиль произведения, в котором все было ровно, все было уместно. Я не чувствовал в этом рассказе ничего лишнего, плюс он был весьма бодрым и довольно оригинальным. Отличное начало для книги такого рода, какой я видел этот сборник изначально. Если у Сергея был просто довольно интересный текст, то текст Подольского вообще проглатывался. Я решил, что это отличное начало - когда читатель, не успев оглянуться, уже оказывается затянут с головой в книгу. Глядь - уже пара рассказов прочитаны.

3. Артемьева Мария — "Шрам"

Мое личное мнение - это лучшее, что я читал у Маши Артемьевой. Четкий, строгий, выверенный рассказ. "Мясо" присустствует. Градус сплаттерпанка, заданный Деминым и Подольским, здесь не спадал, но получал иную тональность. Мне этот рассказ напомнил некоторые лучшие вещи Стивена Кинга. Кроме того, на мой вкус, "Шрам" и "Пазл" вообще одни из лучших рассказов в сборнике, так что я рассчитывал еще больше увлечь читателей.

4. Кабир Максим — "Грешница"

Рассказ Максима уступал предыдущим двум в чисто литературном плане, но у автора на руках был сильный козырь в виде неожиданного и действительно страшного финала. Окей, подумал я, если предыдущие рассказы будут интересны, но не напугают, то "Грешница" уже будет серьезной заявкой на то, чтобы читатель, закончив книгу, не сказал "ну и ничего страшного". Еще один плюс - мне хотелось время от времени читателей удивлять, и страшилка Кабира была как раз чем-то таким, что могло и должно было удивить. Во-первых, своим финалом, а во-вторых - тем, что этот рассказ сильно отличался от предыдущих.

5. Маскаль Максим — "Терминатор против Пиковой дамы"

В середине книги я задумал поместить несколько довольно тяжелых рассказов. Не в смысле плохих (напротив, они - из лучших), но чисто по стилю - довольно длинных, без обилия экшена. Если такие рассказы шли бы один за другим - многих читателей, кто берет в руки книги сугубо для развлечения, это бы напрягло. Так что два наиболее "тяжеловесных" текста я разбил своим "Бабаем", а перед ними поместил парочку очень легких и простых рассказов. Рассказ Макса Маскаля вслед за "Грешницей" продолжал удивлять - в нем вообще не было насилия. Ни насилия, ни смертей. Этим "Терминатор..." отличался от всех рассказов сборника. И при этом текст написан очень простым языком. Лично мне он поэтому не нравится, но я понимал, что в данном случае речь именно о моих вкусах. В итоге, насколько знаю, очень многим читателям именно рассказ Максима понравился и показался одним из лучших в сборке. Значит, я угадал.

6. Карпов Сергей — "Вечером они смотрели телик"

Бодрый и легкий рассказ, не без толики юмора. Его я, как и "Грешницу", подметил на конкурсе "Чертова дюжина". Рассказ интересный, но главное - очень легкий, как и рассказ Маскаля. Вдвоем эти парни хорошо дали расслабиться нашему читателю перед первым "тяжеловесом".

7. Тихонов Дмитрий — "Трапеза"

Дмитрий Тихонов - давно знакомый мне автор. Автор, который любит и умеет создавать в своих текстах специфическую атмосферу ужаса и кошмара. Но частенько из-за этого его рассказы не так легко читать. Если какие-то тексты хватают вас за горло и не отпускают до тех пор, пока вы не дочитаете последнюю строчку, то рассказы Димы скорее аккуратно приоткрывают перед вами дверь, за которой темнота и затхлость. И вы погружаетесь в эту тьму не спеша, неторопливо... Я опасался, что поклонникам серии MYST такое "погружение" может быть не слишком по душе, но в самом рассказе в концовке было припасено брутальное и ужасающее блюдо, оценить которое фэны сплаттерпанка были обязаны. Поэтому "Трапезу" я поместил в середину книги, чтобы читатель подходил к ней после увлекательного и достаточно легкого чтива.

8. Парфенов М. С. — "Бабай"

Здесь могу лишь повториться. После атмосферности и языковых красот рассказа Тихонова и перед психологизмом и холодом следующего текста я посчитал нужным дать читателю что-то более бодрое. "Бабай" с этой задачей справился. В плане стилистики мой текст скорее всего проигрывает и "Трапезе", и "Таймеру" (я ставил перед собой другие задачи в "Бабае", не атмосферу и психологизм), но и откровенных слабостей по этой части в нем не наблюдается. Идеально для создания эффекта "американской горки", между двумя тяжелыми подъемами - достаточно энергичный спуск.

9. Матюхин Александр — "Таймер"

"Таймер", на мой взгляд, является самым сильным рассказом сборника. Но опять же - это не совсем то, что, как мне думалось, привыкли читать в серии MYST ее фанаты. Рассказ Саши Матюхина занял в суровой борьбе второе место на конкурсе "Чертова дюжина", но мне понравился больше победителя (разница в баллах была на самом деле в пределах статистической погрешности). Кроме того - он был ни на кого не похож. А я хотел сделать свою антологию, с одной стороны, несущей определенную общую атмосферу, но с другой стороны - разнообразной. Разнообразной в том числе в плане того, чем и как авторы пугают читателей. У меня были рассказы, которые пугали ситуациями, в которых оказывались герои. Были рассказы, которые пугали кровавыми деталями. Были рассказы, создающие особую атмосферу. "Таймер" пугает так, как никакой другой рассказ сборника - от него возникает эффект легкой жути. Сознательной такой жути, когда ты невольно ассоциируешь себя с главным героем и невольно же примеряешь на себя его болезненную манию. Страх-отождествление и один из самых мощных текстов - то, что доктор прописал для того, чтобы начать вторую половину книги, когда многие читатели уже подумали, что все самое-самое уже позади. Фиг вам, все только начинается.

10. Киоса Михаил — "Паразиты памяти"

С этим текстом связана любопытная история. Первоначально я приметил совсем другой рассказ своего тезки - он участвовал в небольшом конкурсе ужасов на форуме журнала "Мир Фантастики", где я был одним из судей. На том конкурсе были рассказы лучше, но под серию MYST не подходящие совершенно. Рассказ Михаила, как мне казалось, ложился неплохо в общую канву. Я списался с автором, и тот прислал мне запрошенный текст, а "до кучи" с ним еще и "Паразитов памяти". В итоге по поводу рассказов Киосы мы довольно долго не могли ничего решить с редактором серии MYST - у того были сомнения насчет первого текста. И мы решили использовать второй, "Паразитов памяти". И не прогадали - думаю, этот рассказ особенно страшно читать представительницам прекрасного пола.

11. Подольский Александр — "Метео"

"Метео" Подольского, как и "Шатун" Артемьевой, по моей оценке, послабее их же рассказов, помещенных в начало книги. Но - незначительно. И что важно - они были полны действием, отличались по тональности... Если "Пазл" и "Шрам" давали мне хороший зачин для книги, то эти два рассказа дельно подводили сборку к окончанию - плавно, постепенно, с некоторым понижением градуса.

12. Артемьева Мария — "Шатун"

После ужасов психологических, которых хватало в "Таймере" и "Паразитах памяти", тексты Подольского и Артемьевой вернули сборнику мистическую составляющую, став, помимо прочего, еще и хорошим переходом для финального, сугубо реалистического аккорда, который я доверил второму из "Варго".

13. Варго Александр (Шолохов Алексей) — "Кошкин дом"

Ну а завершить я решил совсем простой и дюже мерзкой историей от Алексея Шолохова. "Кошкин дом" примитивен и в целом довольно слаб сам по себе. Но - он как анекдот, только не смешной, а страшный. И этим он мне показался хорош на роль своеобразного "эпилога" к книге. Такая жирная и отвратительная точка.

Вот как я делал этот сборник. Сборник, который, конечно, кого-то разочаровал, но (к моей радости) большинству читателей, если судить по отзывам - либо просто понравился, либо очень понравился. И многих - по-настоящему приятно удивил.

Теперь, уже имея за плечами, после "ПАЗЛА" и "Самой страшной книги", некоторый опыт, я готовлю еще кое-какие проекты. И, конечно, надеюсь, что они будут не только не хуже, но лучше этой сладкой хоррор-парочки. Прямо сейчас собираю еще одну антологию для "Варго и Апостолов Тьмы", в планах - еще одна к осени. И есть идейка для третьего сборника под серию MYST. Что для меня важно - это будут (ну, если будут) три ОЧЕНЬ разные книги. Разные концептуально, но, надеюсь, одинаковые в плане того, что их будет интересно и страшно читать.

И помимо MYST'а тоже идеи есть. Но эти идеи - разговор отдельный. Глядишь, и до него еще дойдет. А пока - пока! Покупайте и читайте "ПАЗЛ" и, конечно, "Самую страшную книгу". In Russian Horror We Trust!

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 5 RSS

  • Спешу отметить, очень понравились четкая и ясная формулировка отбора рассказов в антологию, прямо таки Миш, ты проделал кропотливую а главное ювелирную работу, здесь не только нужно скомпановать рассказы по стилю повествования, но еще и подогреть бодрый интерес читателя, тут прямо таки идешь по лезвию бритвы, нужно не только выдержать плавные переходы от рассказа к рассказу но еще и умудриться завлечь и поймать читателя в коварные сети сюжетной интриги) Проделана поистине огромная работа! и это большая заслуга не только Михаила но и всех авторов антологии.

  • В выходные приобрела и прочитала «Пазл». Полностью согласна со словами DjeyArs-а: рассказы подобраны и расставлены очень удачно. Книга читается легко, интерес не ослабевает на протяжении всей антологии. В каждом рассказе есть что-то особенное, есть своя изюминка. Мне понравились все рассказы, но самым сильным я (как и уважаемый составитель сборника) считаю рассказ «Таймер».

  • Спасибо, ребята) Сегодня в основной ленте будет небольшой материал, промежуточные итоги по продажам книги за 4 недели. Ну и повторюсь, уже работаем над следующим сборником. Ну и, как вы можете наблюдать, уже начали рекламировать антологию "Самая страшная книга", которая выйдет в ближайшее время.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!