ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Молчание ягнят. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

Про этот шедевр говорилось и писалось уже немало. И еще больше будет сказано и написано в дальнейшем. Внесем и мы свою лепту.

В 1990-м году режиссер, сценарист и продюсер Джонатан Демме экранизирует бестселлер Томаса Харриса "Молчание ягнят". До тех пор (да, в принципе, и после) в особой любви к триллерам или ужасам господин Демме замечен не был, снимал в основном комедии с элементами драмы, просто драмы и мелодрамы. Так, например, другая известная работа Демме - криминальная комедийная мелодрама "Замужем за мафией" 1988 года выпуска с Мишель Пфайффер в главной роли. А после "Молчания" поставил такие картины как "Филадельфия" с Томом Хэнксом (про больного СПИДом, отстаивающего свои права) или "Маньчжурский кандидат", жанр которого можно наиболее близко определить как "политический детектив" (в обоих этих фильмах, кстати, снялся Дензел Вашингтон). Или вот недавняя лента "Рэйчел выходит замуж" (2008 год) - комедийная мелодрама. В общем, все мы должны понимать, что мистер Демме - это вам не Дэвид Финчер "какой-нибудь", это постановщик старой закалки, не склонный к эпатажу и визуальным эффектам или экспериментам с камерой, ему больше по душе работа с актерами, кино с небольшим бюджетом (собственно, "Молчание ягнят" было снято за 19 миллионов долларов - тоже не бог весть какая сумма для Голливуда даже по меркам 1990 года). Тем интереснее, что именно Джонатан Демме снял картину, которая и двадцать лет спустя остается эталоном для жанра триллер (наряду с Семь того же Финчера!), подарил миру образ одного из самых страшных, харизматичных и запоминающихся маньяков всех времен - знаменитого доктора Ганнибала Лектора.

"Молчание ягнят" вышло в мировой прокат в январе 1991 года и собрало там сумасшедшую кассу более чем в 270 миллионов долларов. Ставка на Демме как на "режиссера-психолога" (в противовес ныне модным "визионерам") оправдала себя даже не на сто - на все двести процентов. Помимо великолепных показателей в бокс-офисе, картина завоевала и массу престижнейших кинопремий на самых крупных кинофестивалях планеты. Две номинации на Серебрянного медведя Берлинского кинофестиваля 1991-о года (и победа в номинации "Лучший режиссер"). Девять номинаций от Британской киноакадемии 1992-о года (и победы в категориях "Лучшая мужская роль" и "Лучшая женская роль"). Пять номинаций на Золотой глобус 1992-о года (и победа в категории "Лучшая женская роль"). Наконец, главный триумф создателей - семь номинаций на премию "Оскар", в пяти из которых (самых главных и престижных) были одержаны победы: "Лучшая мужская роль" (Энтони Хопкинс), "Лучшая женская роль" (Джоди Фостер), "Лучший адаптированный сценарий" (примечательно, что Тед Тэлли первые варианты сценария писал, когда права на экранизацию еще не были куплены, поэтому ему приходилось изменять имена персонажей), "Лучшая режиссерская работа" и "Лучший фильм года". Как вы понимаете, Джоди Фостер и Энтони Хопкинс, уже бывшие к тому времени достаточно известными актерами, проснулись после той оскаровской церемонии абсолютными суперзвездами.

Стоит, однако, упомянуть и о других артистах, приложивших свои силы и умение к впечатляющему успеху "Молчания ягнят". Действительно, центральные роли и максимум экранного времени досталось Хопкинсу с Фостер, но грех не вспомнить о таких людях как Скотт Гленн (прекрасный актер, исполнивший в фильме роль начальника отдела ФБР по охоте за серийными убийцами Джека Кроуфорда) и Тед Левайн (великолепный характерный актер, наверняка знакомый вам по фильму ужасов Давилка, где он сыграл главного героя, что, увы, Левайну удается сделать редко - гораздо чаще мы видим его в ролях второго, а то и третьего плана - так, совсем недавно он появился в Острове проклятых Мартина Скорцезе), который за несколько минут экранного времени в "Молчании ягнят" явил нам образ совершенно безумного социопата-убийцы-извращенца по кличке Баффало Билл. Безусловно хорош оказался и Энтони Хилд в роли тщеславного, но глупого психиатра Чилтона. Совершенно замечательно для всех поклонников ужасов также то, что спустя годы после выхода "Молчания ягнят" в одной из сцен среди массовки был обнаружен не кто-нибудь, а культовый режиссер зомби-муви Джордж Ромеро: сцену эту нельзя назвать даже камео, Ромеро просто мелькает на заднем плане.

Кроме того, всевозможные киноакадемии оставили без внимания (в смысле без наград) отлично потрудившихся в своих ипостасях оператора фильма Така Фудзимото и композитора Говарда Шора, хотя музыка одного безукоризненно дополняет отснятое другим, создавая специфическую атмосферу даже там, где в кадре ничего особого не происходит. Между прочим, учитывая творческие пристрастия Джонатана Демме, таких моментов в "Молчании ягнят" очень даже много: начать хотя бы с тренировок и пробежек начинающего агента ФБР Клариссы Старлинг (Фостер). "Страшность" и "триллерность" этого фильма, вероятно, замешаны как раз на тонком сочетании таких долгих, спокойных и мирных сцен с последующим переходом к чему-то неожиданному и оттого шокирующему. Безусловно, самый впечатляющий пример использования в "Молчании ягнят" подобного приема - продолжительная сцена с побегом Лектора из тюрьмы, когда стандартная рутинная процедура кормления психопата, плавно развивающаяся под классическую музыку, прерывается жутким двойным убийством с откусыванием рта. Окровавленный маньяк, наслаждающийся музыкой стоя посередине своей камеры - апофеоз того потаенного мрака и напряжения, которое до этого момента преобладало в фильме в виде музыкального сопровождения, написанного Говардом Шором.

По нашим наблюдениям, большинство фэнов жанра хоррор на Западе считают "Молчание ягнят" фильмом ужасов, хотя в России многие с этим и не согласятся. Ужас не должен наполнять все кино, что бы оно было признано имеющим отношение к этому жанру. Иногда, как в случае с фильмом Демме, он может даже вполне успешно сочетаться с психологической драмой и феминистскими и фрейдистскими мотивами.

Вероятно, Джонатана именно это и заинтересовало в представленном ему сценарии. Клариссе Старлинг, чтобы спасти девушку, попавшую в лапы к безумцу Баффало Биллу, приходится обратиться за помощью к осужденному на пожизненное заключение в психиатрической лечебнице для преступников маньяку-каннибалу (до момента поимки практиковавшему психиатру) доктору Лектору. Извращенный и утонченный садист Лектор, наслаждающийся в том числе и душевными муками юной курсантки ФБР, удивительным образом оказывает Клариссе гораздо большую помощь в ее задании, чем, допустим, полицейские-мужчины, для которых в большинстве случаев Старлинг - лишь предмет сексистских шуточек. Лектор выступает едва ли не в качестве современного Мефистофеля: стремясь к злу, он "причиняет благо". Проводя свои почти насильственные сеансы психоанализа с Клариссой (кто-то назовет это "психиатрическим изнасилованием", мы выразимся яснее - Лектор е..ет девчонке мозги), он сталкивает девушку лицом к лицу с ее внутренними демонами и, как результат, сталкивается с ними сам. Поняв, что же движет Старлинг, Лектор не преследует ее даже когда вырывается на свободу. Позднее, в Ганнибале, эти тонкие мотивы, связывающие Лектора и Клариссу, пришли в киноинтерпретации к довольно надуманной любовной тяге меж двумя этими противоположностями, но в "Молчании ягнят" нам видится не банальное влечение мужчины к женщине, а потрясающее по своей нежданности пересечение жизненных философий: в паре "Лектор-Старлинг" садист-людоед частично выступает перед Клариссой в роли отца и учителя, а Джек Кроуфорд вроде как соперничает с Ганнибалом за право на это.

Подводя итог... "Молчание ягнят", как и многие шедевры мирового искусства, не удерживает себя в заштампованных рамках какого-то одного жанра, но органично сочетает в себе многое: реализм, психологизм, драму как личную так и социальную (роль женщины в мире мужчин), философскую - да все это еще и вкупе с действительно интересной сюжетной линией триллера о серийных убийцах и целым рядом сцен и образов, по праву вошедших в пантеон символов хоррор-культуры. Будучи снято без всякой надуманной экспериментальности и эпатажа, это практически идеальное кино.

Источник: Зона Ужасов.

Следующая новость
R.I.P. ДИНО ДЕ ЛАУРЕНТИС
Предыдущая новость
Трейлеры от УВЕ БОЛЛА
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!