ПРОКЛЯТИЕ

Фэнзона

Привет, графоманы!

БлогиКомментарии: 7

Какое неимоверное множество самых разнокалиберных сочинений безвестных авторов переполняют сегодня бесконечные просторы Сети! Ведь сейчас стать производителем текста, претендующего, например, на отвратительнейшую страшность, очень и очень просто. Всего лишь требуется компьютер под рукой и простое желание что-нибудь этакое попротивнее забабахать. Забабахал, перечитал – блин, круто получилось: мужик подкараулил наивную девочку в перелеске у железнодорожной станции, изнасиловал, голову отрезал, кровь выпил сырой, мякоть из попы нарезал, печёнку, лёгкие – ливер, в общем, собрал, на костре подрумянил в виде шашлыка, поперчил, посолил и со свежим хлебушком умял за обе щеки. Да, пивка ещё залил в глотку для сопровождающего, чтоб в сухомятку не жевать это дьявольское ассорти из человеческого мяса. Вот и получается, что чувак и страсть маньячную свою удовлетворил, и поужинал ничего себе как. Чем не хоррор-спаттер, я вас спрашиваю? Идея есть, осталось набрать текстик странички на две-три-четыре, запятые дать соседке-учителке проверить и в Сеть кинуть на какой-нибудь сайт типа хоррор.сом или иже с ним. Уф-ф, полегчало, теперь и я писатель как бы.

Вот и я в сомнениях. Где же границы между пишущими кастами? На первый взгляд вроде всё донельзя размыто, субъективно, безкритерийно. Для простоты, в начале этих сумбурных рассуждений предположим, что все пишущие и выкладывающие в Сеть свои тексты – „графоманы“, то есть, по сути как дети, не ведающие, что творят. Кстати, графоман в переводе с какого-то там звучит как пишущий человек и не более того. Это уже богатый русский язык присвоил слову другое значение, в переносном смысле – мол, графоман - это бумагамарака, шизик, что изводит тонны бумаги на свою никчёмную билиберду и ахинею. Но не всё так просто, поверьте мне. По моему твёрдому убеждению, между человеком, начавшим писать отвлечённые тексты, и остальной массой людей пролегает глубочайшая пропасть. Самим фактом собственной писанины человек уже сумел абстрагироваться от своего Я, от окружающего материального мира и начал творить собственные миры подобно Богу. Худо ли бедно, но творить и никак иначе! Но вот одного этого факта богоподобия человеку почему-то оказывается мало, ему хочется признания других людей, то есть власти над ними, поэтому сразу же в его внутренностях начинает шебуршиться сладкая парочка - самолюбие и тщеславие.

Ага, оказывается, и этому, гложащему тебя изнутри червю легко подсобить. Ведь существует сегодня Сеть, а в ней - сетевые журналы. Однако, туда попадают уже не просто так, по воле вольной собственной, а через редактора, модератора, то есть преодолев первый объективный барьер, располагающийся уже вне наших мозгов. Я бы окрестил, в шутку, конечно, прошедших этот барьер и опубликовавший свой опус в каком-нибудь вэбзине, – „не-совсем-графоманы“. Кстати, персон, прошедших подобный первый барьер, довольно-таки много, полагаю, практически все, написавшие, например, пяток рассказов и приложивших хотя бы минимум усилий в поисках лояльного к ним вэбзина. В эту же касту, до кучи, можно присовокупить и выпустивших самостийные электронные книжки, которые сегодня пекутся для нас с удовольствием на всех углах и перекрёстках, только захоти. И правильно всё это делается, кто ж спорит? Пусть будет больше электрокнижек, хороших и разных! Пар творческий выпускать надо периодически, иначе неровен час и мозги разорвать может, в худшем, конечно, случае.

Дальше на очереди бумага. Казалось бы, прошлый век уже, зачем леса переводить, где дома держать эту желтеющую со временем, пропылённую насквозь бумажную массу? У меня библиотека бумажных книг занимала две стены в двадцатиметровой комнате, а теперь в компе и читалке – уже в несколько раз больше книг имеется, чем в бумажной библиотеке было, а могло - в тысячу раз больше, просто пока не нужно столько. Всё поменялось, бумажная книга мертва, сейчас идёт агония, которая затянется, думаю, совсем ненадолго. Тем не менее, инерция былого престижа пока работает (плюс мини-гонорарий). И напечатавший официально, не за свой, а за чужой счёт, конечно, хотя бы один рассказ в бумажном формате сразу переходит в следующую шуточную, некую переходную, промежуточную категорию - „не-графоманы-писатели“. И таких счастливчиков уже существенно меньше, чем представителей предыдущих категорий, намного меньше. Не иначе, намного выше этот второй барьер, который преодолеть требуется. Опять же, денежки бедолага-издатель тратит на покупку бумаги для вашей книжки, печатание, распространение, рекламу. Бедолага - потому что не окупается никогда дебютная книга за редчайшим исключением, есть, к сожалению, такая неудачная закономерность. Ну, а дальше уже пошла высшая каста - просто „писатели“, это единицы счастливчиков, выпустивших бумажную книжку под собственным авторством, причём опять же не за свои кровные, а на денежки того же несчастного издателя (который точно знает, что никогда первая книжка нового автора не окупится, а всё равно печатает её в бесконечных поисках синей птицы). Про таких крутых авторов и рассуждать дальше страшновато, они - уже в статусе небожителей. А среди этих писателей-небожителей существует ещё мини-подкаста авторов, штампующая по несколько книг в год стотысячными тиражами, - это уже вневременные и внепространственные фантастические существа, которых каким-то чудом занесло на нашу грешную Землю.

А нужно ли вообще что-то сравнивать между собой, кого-то выделять, награждать, хвалить или хулить? Однако принято делать так испокон веков среди людей – соревноваться, играть, при этом побеждая или проигрывая. Попытаемся и мы немного порассуждать, имея под руками конкретные литературные тексты.

В частности, сейчас в формате Библиотеки Зоны Ужасов в 2014 году идёт конкурс памяти писателя Вячеслава Первушина с периодическим подведением итогов и ежемесячным выделением Топ-10 лучших выложенных произведений. В январе 2014 горячую десятку возглавил рассказ Григория Неделько „Ни слова о призраках“, в феврале лучшим был рассказ автора под псевдонимом Григорий „Сезон дождей. Забытые“. Дальше шагнём немного в сторону. На днях подоспел мартовский номер вэбзина Darker, откуда выловим рассказ Петра Перминова „Староверы“.

А теперь наберёмся наглости и попытаемся сравнить эти произведения между собой. Просто в порядке удовлетворения живого человеческого любопытства и не в обиду авторам. Напомним, что в рассказе „Ни слова о призраках“ речь идёт о девушке, одержимой призраками. Они внутри неё, вокруг неё, они не дают нормально существовать в этой жизни, и вот-вот случится страшное, призраки поглотят симпатичную девушку со всеми потрохами. Появившийся на горизонте герой-любовник довершает картину нарастающего ужаса, рушит все девичьи надежды, сначала соблазняет, а потом нагло обманывает героиню в самых лучщих её чувствах и ожиданиях. Антигероями рассказа „Сезон дождей. Забытые“ являются людоеды-вьетнамцы, которые, помимо просто вооружённого сопротивления агрессорам-америкосам, взялись ещё и кушать солдат противника, причём кушать живьём, пока работают сердца и дышат глотки несчастных янки. Поражённые простотой подхода вьетнамских партизан к проблеме избавления от американских оккупантов мы в напряжении следим за развитием сюжета и от всей души желаем спасения герою-американцу, попавшему в плен к страшным чудовищам в человеческом обличьи. В „Староверах“ два обычных мужичка, возвращаясь с рыбной ловли, зарулили на резинке не в ту протоку, где их уже поджидало агрессивное чудище речное, которое, как выяснилось позже, являлось коконом для выращивания очередной особи странного лысого народца (неправильно именуемого среди людей староверами), успешно скрывающегося от людских глаз в лесах у реки, причём уже тысячи лет. Естественно, и герои в конце рассказа благополучно перекочевывают внутрь зародышей (как и все остальные люди, столкнувшиеся в прошлом вплотную со „староверами“), иначе как бы этот народ смог прожить так долго нерассекреченным на российской земле? То бишь два мужичка в недалёком будущем пополнят ряды лысых „староверов“, прожив в куколке речного монстра и порезвившись некое время в уютных заводях потайной речной протоки.

Призрачность, лёгкость, поэтизм языка и самой идеи „Ни слова о призраках“ мне очень импонируют. Всё бы ничего, но опять нет достойного окончания, финала рассказа. Слишком прямолинейно, неадекватно предыдущему, финал - это явный диссонанс уже звучащей таинственной и завлекающей мелодии текста. Экзотикой выбранной темы привлекает „Сезон дождей. Забытые“ - всё-таки джунгли, загадочная и малопонятная вьетнамская война. Натурализм описания поглощения монстрами окровавленного мяса живых ещё людей щекочет нервы. Наверное, всё на уровне в этом рассказе, всё в рамках выбранного жанра, но что поделать, если мне, как одному из читателей, просто не нравится, когда слишком много безыдейной крови в тексте? Дело вкуса. Рассказ „Староверы“, который заметно больше по объёму в сравнении с предыдущими двумя рассказами, подетальнее и подотошнее написан. Очевидно, рассказ вырублен автором в стремлении сделать его в требуемом формате, и автор всего этого, без сомнения, добился. Но при этом, всё чересчур дотошно прописано, излишняя детализация налицо (хотя кто сказал, что это так уж плохо?). Мне не очень понравились и диалоги, они написаны так, как, в представлении автора, должны бы говорить сельские жители. Однако, селяне разговаривают далеко не так, и всякие „чё“ здесь не помогают.

В итоге, сравнения рассказов между собой в очередной раз не получилось. Анализ благополучно свёлся к субъективным высказываниям типа – понравилось то, не понравилось это. А может, так и должно быть? Одному читателю нравится одно, другому другое. А большее количество прочтений того или иного рассказа в Библиотеке Зоны Ужасов отражает присутствие в нём в большей степени свойства универсальности, то есть способности произведения завлечь на себя сравнительно большее количество, если можно так выразиться, разновкусовых читателей?

В конце хотелось бы сформулировать одно пожелание читателям, да и авторам Библиотеки Зоны Ужасов. Да, мы все очень занятые люди, и у нас совершенно нет лишнего времени на посторонние дела. Но, тем не менее, примите во внимание одно обстоятельство. Заскочив на минутку в Зону Ужасов и прочитав какое-либо произведение из Библиотеки, вы, возможно даже не подозревая об этом, невольно прикоснулись к чуду Творчества. Человек, автор из Небытия сподобился выковырить некую новую сущность, новый мир под названием „литературный текст“. Соберитесь с силами и попробуйте потратить ещё пару-тройку минут после прочтения произведения и напишите несколько слов в поддержку автора или покритикуйте его. И то, и другое в равной степени ценно, по мне так критика – на порядок важнее и интереснее автору. Чтобы критиковать, нужно знать, что критикуешь, или, по крайней мере, думать, что знаешь. В любом случае, это - неравнодушие, с чего всё и начинается.

В заключении приношу глубокие извинения авторам произведений, упомянутых выше, за возможное несовпадение моего мнения с их собственным представлением о своём творчестве. Высказано лишь субъективное мнение одного из интересующихся читателей и не более того. Таких мнений могут быть тысячи, и они вполне могут не совпадать с моим, это очевидно. И успехов всем в вашем творчестве!

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 7 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!