Новости

Русская смерть. Рецензия на фильм «Земун»

РецензииКиноКомментарии: 0

Егор возвращается в родную деревню на похороны отца… Стоп! Страшные истории мытарств развращенных цивилизацией горожан в сельской местности придумывают уже не первое столетие. Но одной из изюминок дебютной полнометражки Эдуарда Жолнина является как раз главный герой.

Егор – это ходячая иллюстрация к расхожему выражению, что можно уехать из деревни, но деревня не уедет из тебя. Алкоголик с кучей долгов и непогашенной судимостью, за которую, кстати, его в начале фильма увольняют из автосервиса, имеет все шансы произвести на зрителя крайне неприятное и отталкивающее впечатление. Ни о каком сопереживании при таких вводных, уж точно, речи не идет – куда больше симпатии вызывает проведший всю жизнь в деревне Павел, младший брат Егора. Впрочем, тем интереснее становится узнать, что нам предложат создатели фильма дальше.

Для начала нас ждет погружение в плотную и тягучую атмосферу депрессивной российской глубинки, о которой сегодня начинают забывать даже жители небольших провинциальных городов. Глухая деревня, обитатели которой при первой возможности предаются пьянству по причине отсутствия других развлечений, изображена максимально колоритно, но при этом абсолютно реалистично. Умелый баланс на грани между выразительностью и гротеском Жолнин точно может занести себе в актив. Кстати, это же можно сказать и про его короткометражный дебют "Труша", вышедший в 2016 году и сейчас доступный на YouTube.

Созерцанию картин русской безысходности посвящена примерно половина хронометража "Земуна". Ключевую роль здесь играет визуал. Это и исполненные глубокой российской тоски пейзажи, и мелкие детали, и, конечно, внешний вид обитателей деревни.

Экшен и борьба за выживание начинаются примерно со второй половины. Создатели фильма не просто так позиционируют "Земун" как мистический неовестерн. В отдельные моменты действительно создается ощущение, что историю, которая запросто могла бы развернуться где-нибудь на Диком Западе, аккуратно перенесли в декорации современной российской глубинки. Конечно, фильм вряд ли стоит смотреть ради одной только приключенческой составляющей, но свой вклад в удержание зрительского внимания она точно вносит.

Параллельно, начиная со второй части, происходит плавный переход грани между реалистичностью и гротеском в сторону последнего. Проявляется это, в первую очередь, через образы и поступки персонажей, но и здесь нет перебора, который мог бы вызвать отторжение. Напротив, такие персонажи, как юродивый Влас, и жутковатая сцена в коровьем могильнике отлично работают на упомянутую атмосферу безысходности, которой проникнут весь фильм.

А вот мистики на поверку оказывается не так уж и много. Призрачная корова Земун, именем которой и названа лента, конечно, появляется, но исключительно как дурное предзнаменование, поскольку вся опасность исходит от людей из плоти и крови.

Примечательна и концовка. Полуоткрытая, она вполне объясняет все странности и элементы сюрреализма, но при этом оставляет широкий простор на подумать. Любителям поисков скрытого смысла "Земун" точно стоит рекомендовать к просмотру. Тут поднимаются проблемы и экологии, и противостояния природы и цивилизации, и возвращения к корням, и, наверняка, много чего еще.

Получившееся в итоге атмосферное кино с элементами приключенческого триллера и притчи наверняка придется по душе любителям темного жанра, уставшим от однообразия. При этом "Земун" – это не просто достойный представитель отечественного кинематографа, а умелое воплощение на экране чисто российского колорита, пусть и со знаком "минус".

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!