Новости

Шабаш ведьм

РецензииКнигиКомментарии: 0

Канули в лету те времена, когда на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм». Ведовство, колдовство всегда волновало воображение обывателей и притягивало их внимание. С древних времён люди одержимы верой в существование сверхъестественного.

С ведьмами мы обычно сталкиваемся на страницах детских сказок и фэнтези, они прочно обосновались в старинных легендах и преданиях, пугают нас в мистических историях и ужасах. При слове «ведьма» мы представляем древнюю горбатую старуху с седыми космами и крючковатым носом, обитающую в такой же древней избе, завешенной пучками сушеных трав и лягушачьих лапок, с обязательной черной кошкой, смотрящей на нас из полумрака горящими глазами. И рассмеемся, если нам скажут, что живущая по соседству с нами скромная симпатичная девушка и есть самая настоящая колдунья.

И многие ведьмы живут среди нас, не зная о том, что они ведьмы. Так из предисловия к «колдовской» антологии «13 ведьм» многие женщины и узнали, кто же они. В лёгкой и шуточной манере составитель сборника Парфёнов М. С. поведал читателям 13 признаков того, как определить ведьму. К слову сказать, автор рецензии по многим пунктам точно ведьма.

«Ты знаешь плату»

Открывает перед читателями дверь в потустороннее рассказ Алексея Провоторова «Костяной» - победитель прошлогодней «Чёртовой дюжины». Как уже успели многие отметить, «открывашка» для сборника получилась мощной. Тёмное-тёмное фэнтези. Кажется, что со страниц несёт замогильным холодом мёртвого леса, а вокруг клубится туман. Уже с первых страниц автор погружает читателя в мрачное, почти сомнамбулическое состояние. В рассказе Буга обладает почти традиционной для ведьмы внешностью. Хотя некоторые детали образа доведены до уродства, что позволяет создать колоритный персонаж (у старухи нет глаз, седые волосы, изрытое, изъеденное лицо, зубы как у рыбы). Не менее интересны образы Люта, Маэв и Костяного. А сцена с убийством Барвина вызывает бурю эмоций: спектр чувств от отвращения до жалости и наоборот. В рассказе нет положительных персонажей. Испытывая хотя бы небольшое сочувствие, понимаешь, что это плата каждого. Изменяется только направление зла, которое в финале вырывается на свободу. Этот сюжет можно развить и до романа. Захватывающая история.

«Моё! Отдай! Моё!»

Далее ведёт нас проторенной тропинкой по лесу к очередному кошмару рассказ Елены Щетининой «Скырлы – Скырлы». На суд читателей представлена вариация сказки «Медведь – липовая нога». Смесь русской народной сказки и хоррора довольна интересная, фольклор - благодатная почва. Развивается сюжет просто: пришёл - увидел – унес ноги. Шёл внук в гости к своему деду, а встретило его там чудище… и не одно. Конечно, нам интересны детали. В финале же объяснений вы не найдёте. Читатель он ведь такой, всё ему ответы подавай. Как ведьма втёрлась в доверие к старику? Что она с ним сделала? С кем боролся медведь? Внук Матвей играет роль второго плана. Он всего лишь зритель, который отстранёно себя ведёт, наблюдает за происходящим, а потом спасает себя и деда. Хотя, может, и лучше жить по принципу главного героя? Меньше знаешь - крепче спишь (и дольше живёшь).

«...Он уговаривал меня лечь в клинику. Я пугала и его, и сына. Он уговаривал, а я не могла ему объяснить, что там, одурманенная лекарствами, я стану еще более беззащитной перед этим…»

Продолжает знакомить нас с миром иррационального рассказ Андрея Сенникова «Зов». Детективно-мистическая история в духе «Экстрасенсы ведут расследование». Здесь уже прорисовывается современный образ ведьмы-экстрасенса, сила которой направлена на помощь людям. Сама по себе, даже без мистики, история интересная. Это связано с тем, что автор за основу взял некоторые детали реальной жизни своего знакомого. А когда в эту «вкуснятину» вплетаются и ведьма, и убийцы, и даже лавкрафтианские мотивы, читатель уже не в силах оторваться от чтения. С миром непознанного здесь сталкиваются многие. Сначала Ветрова, которая тяжело принимает свой дар, потом милиция, которая хотя бы раз, но прибегала к помощи ведьмы и, конечно же, Старшинов. Особенно интересно наблюдать за участковым. Как изменяется его восприятие, его мир. То, с чем он столкнулся, меняет его, резко выдёргивает из повседневности и рутины, оставляет отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

«…Прости, я не хотела... Нет, хотела, хотела, конечно же, но все равно прости»

О любви и той силе, что она имеет над нами, читатель узнает из рассказа «Естество» Олега Кожина. Начинается всё с загадочных убийств, милицейского расследования и встречи одноклассников… Замечательный и наглядный пример того, что доверять женщинам опасно. Образ Агаты многогранен. И какую грань увидит читатель в следующий раз предугадать не так-то просто. Личины меняются в бешеном ритме: одноклассница, жертва, любовница, ведьма… «роковая женщина». Концовка предсказуема, но финальная сцена изображена мастерски. Образ Агаты притягивает, восхищает и ужасает одновременно. Нам остаётся только наблюдать, как ведьма улетает на карнизе...

«Женщине достаточно просто получать желаемый результат. Пока есть результат — плевать, как он получается…»

С современной ведьмой нас знакомит рассказ Владимира Кузнецова «Плетение». Наши дни. Украина. Военные действия. В это время свою «войну» против всех ведёт девушка.

С первых строк автор при помощи цветописи (тёмное, серое, чёрное) и любви к деталям погружает читателя в атмосферу безысходности, мрачности и унылости. Нуар ощущается во всём (дождь, заброшенные здания, мутные тени, «гнилая мокрота», «ржавые грибы вентиляционных труб»). Героиня органично вписывается в эту обстановку, словно сливается с этой серостью.

Вада обладает необычным даром, который помогает ей творить свой суд над людьми. Ведьмовские киберпреступления, кибератаки, запутанные «многоходовки» или «плетения», как называет это она. Образ действительно схож с героиней Лисбет Саландер Стига Ларсона. Стоит отметить, что это самый динамичный рассказ сборника. Напряжение постоянно нарастает, а структура предложений в тексте усиливает это состояние. Автор постепенно раскрывает все карты перед читателями. Незаметно история о ведьме-«хакерше» перерастает в проблему современного мира. Легко сравнить Ваду с некоторыми представителями нашего общества. Ненависть к окружающим настолько ослепляет таких «людей», что они не понимают: хитроумное «плетение» обернётся и против них.

После сцены аварии на химкомбинате читатель ждёт чего-то совсем неожиданного. Но бешеный ритм сменяется лирическим финалом. Сложно поверить, что героиня гибнет от рук своей любовницы. Финальная сцена получилась немного девчачьей. Этот рассказ заметно отличается от творчества писателя, которое мы привыкли читать. Можно сказать, что это некий эксперимент, который автору вполне удался.

«Он думает, что сделал это сам»

Что если всё в нашей жизни предрешено? Кто-то следит за каждым нашим шагом, а «косяки» записывает в свою тетрадь? Ответы на эти вопросы мы находим в рассказе Алексея Жаркова «Мать нефть».

Вначале размеренное повествование убаюкивает читателя, усыпляет бдительность, вводит в транс. Стоит отметить прекрасный образный язык текста, художественные средства выразительности (реки из машин, время – море, волны – люди).

А потом удар… и читателя резко выбрасывает из философской задумчивости. Главный герой с самого начала показан нам обезличенным. Просто человек, один из многих. Примечательно, что образ ведьмы здесь второстепенный. О том, кто она и какие цели преследует, мы узнаём только в финале. А до этого читатель наблюдает за тем, как герой рассказа запутывается в умело расставленных сетях.

«Есть кое-кто, кому жить вовсе не обязательно»

Незатейливая армейская байка Александра Вангарда «Самоволка» пугает не мифическими персонажами, а жуткими реалиями современной армии. Отвращение и ужас вызывают описания дедовщины со всеми вытекающими последствиями. В итоге получилась немного мистическая история о солдате и старухе, которая напоминает нам Бабу-Ягу. Интерес вызывает способ мести ведьмы, а мороз по коже появляется в эпизоде, когда герой снова попадает в избушку, в которой уже царит одно лишь запустение. Концовка получилась несколько размазанной, нет финальной точки. А в целом история хорошо написана и читается легко.

«Уходи и забудь»

Максим Кабир и Дмитрий Костюкевич создали действительно страшный рассказ «Скверна». Несколько сюжетных линий параллельно развиваются, а в финале умело сплетаются в единое целое. Чувство тревоги героини в начале рассказа передаётся и читателям. Постоянно ощущаешь чьё-то присутствие, приближение беды. С нескрываемым интересом следишь за героями, их взаимоотношениями, чувствами и поступками. Перед нами проносятся прошлое героев, тёплая встреча друзей, женщина, которая хранит тайну, и много-много птиц. Образ ведьмы шикарен: она красивая, умная, сексуальная, знает, чего хочет и прекрасно воплощает это в жизнь. А описание её «лаборатории» на чердаке достойны отдельной похвалы. Финал заслуживает аплодисментов. Чужая семья – это потёмки. Правду прячут на чердаках и в подвалах, всё остальное лишь красивая праздничная обёртка – фальшивка. То, чему так завидовал Женя, отравило его. «Семья» Ани и Тимки в конце рассказа вызывает чувства шока, гадливости и мерзости. Такое ёмкое слово - «скверна».

«…Таких, как она, исстари на деревне звали «бабками» — вот самое точное слово. Нет деления на темных и светлых — навыдумывали бессмыслицу!»

Повесть Александра Щёголева «Есть ли жизнь в морге» переносит нас в 1981 год. Новая версия сказки о мёртвой царевне. И оживляют здесь особым способом. Читается не так быстро, как хотелось бы. В сюжете много чего намешано. Политика, чернуха, ирония, чёрный юмор. Безумие затягивает героев. Персонажи выглядят немного карикатурными (даже в разговоре ведьмы присутствует сленг). Своеобразная получилась история, на любителя.

«…Мышь казалась не то что старой — дряхлой: сквозь редкую тусклую шерсть просвечивала бледная шкура, хвост в каких-то коростах. Только глаза еще были живы. Саня удивилась: разве бывают у грызунов такие глаза? Они всегда глядят черными блестящими бусинами, а тут — медово-карий взгляд... какой-то очень осмысленный»

Рассказ Марии Шурыгиной «Мышка» возвращает нас к своим корням, деревенскому быту и преданиям, в которые верили наши бабушки. Сюжет развивается неспешно. Мы наблюдаем за героиней, которая всё бросила и переехала в деревню, чтобы найти там своё место и быть полезной кому-то, а главное - нужной. Стоит отметить, как автор относится к слову, с какой любовью говорит о деревне. И эти детали добавляют особую атмосферу сюжету. Зловещий дом, жуткая печка, загадочный сосед-цыган. Рассказ вызывает ностальгию о тех временах, когда нам наши бабушки и мамы рассказывали про мышку, которая забирает молочные зубы. Многие эпизоды настолько трогательные, душевные, грустные и тёплые, что невольно наворачиваются слёзы. Концовка хоть и получилась жуткой, но всё равно не потеряла ту особенную атмосферу светлой грусти.

«У нее ничего не было – только она сама. И свобода»

Рассказ Ольги Рэйн «Мертвец» играет на контрасте с предыдущим произведением. Отчаянием, безнадёжностью и болью пронизан сюжет. История выживания девушки со сложной судьбой. Героиня прошла все возможные испытания в жизни, пережила предательство близких. Это всё её медленно разрушало. Только любовь «оживила» её, раскрыла в ней колдовское начало. Её сила, словно цунами, сносит все преграды. В финальных сценах героиня освобождается от «оков» и обретает долгожданную свободу. Образ летящей женщины на мотоцикле шикарен. Реалистичный, откровенный, смелый рассказ.

«Ты ступаешь на её землю»

Рассказ Владимира Кузнецова «Рыцарь и тьма» ещё один представитель тёмного фэнтези. С самого начала повествования читатель попадает в мир запустения, в захваченный тьмой город. Это безжалостный, кровавый рассказ. Сцена в подвале пробирает до костей. Кажется, что слышишь крики младенца. Очень интересный тандем рыцаря и ведьмы. Из флэшбеков мы узнаём историю их знакомства и взаимоотношений. Рыцарь – машина для убийства, «катарсис кровопролития», «оружие». Ведьма Силенция – хитрая, мудрая советчица, которая направляет и помогает рыцарю. Боевые сцены прописаны детально и захватывающе. Чего стоят образы орла и чудовища со щупальцами. Финал совершенно неожиданный.

«…я же помню, раннее-раннее воспоминание, младенческое... руки, теплые, сухие, даже немного шершавые, но мягкие-мягкие, гладят меня по щекам, нежно-нежно, и я засыпаю, маленький, в своей кроватке, в маминых руках...»

Завершает сборник рассказ Михаила Павлова «Руки моей матери». В этой истории постоянно ищешь какой-то подвох. То полтергейст в квартире, то соседка с ребёнком, то мерзкая ведьма, то думаешь, что во всём виновата психика главного героя. Развязка настолько шокирующая, что не с первого раза ты её принимаешь. Перечитываешь, находишь детали, а потом снова удивляешься такой концовке. В финале не только читатель, но и главный герой находит ответы на вопросы. Правда ударяет поддых. Ошеломляющая концовка, от которой мороз по коже…

В рассказах авторы «эксплуатируют» как традиционные образы колдуний, так и создают иные, адаптируемые под современность. Ведьмы не всегда страшные, коварные и злобные. Они выглядят не только мерзкими, пугающими, грозными и ужасными, но и прекрасными, и даже обольстительными.

В ведьм не верят, их отрицают. И в то же время ведьм боятся. Колдуны и ведьмы существуют среди нас, независимо от того, верим мы в это или нет. Можно отрицать их, как и все сверхъестественное и непознанное в нашем мире, а можно признать, что мир, в котором мы живем, намного разнообразнее и сложнее, чем мы привыкли считать.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 962.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!