Новости

СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: Истина в самоиронии (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииТВКомментарии: 14

Эпическое возвращение The X-Files в 2016 году для многих поклонников обернулось разочарованием. Смог ли 11 сезон исправить положение? Была ли проведена какая-то работа над ошибками? Похоже, что да, но — давайте обо всем по порядку.

Прежде всего, хочется сказать, что я — давний поклонник "Секретных материалов". Смотрел их по ТВ и на VHS. Наряду с "Твин Пиксом" и "Сумеречной зоной" они были неотъемлемой частью моего детства, заложившей что-то в мой характер, в мои сегодняшние вкусы. Вместе с тем я не склонен идеализировать первые сезоны сериала: во время более позднего пересмотра я понимал, насколько шоу неоднородно, порой противоречиво, и как много там пустой болтовни на тему истины.

Как и многие другие, я был в восторге от новостей о камбэке "Секретных материалов". Вместе с тем было очевидно, что прежний подход к ведению "основной мифологии" бесповоротно устарел, современные зрители не простят надуманность мотиваций героев и "воду" в сценарии. Сериалу необходимо фундаментальное обновление, если создатели хотят, чтобы его воспринимали всерьез. К несчастью, тогда сбылись худшие опасения. Попытка обновить шоу присутствовала, но заключалась просто в том, что постаревшие герои сталкиваются с Интернетом. Малдер снова устраивает истерику при одном только слове "заговор". Это для него нормально: Малдер видит след коровы, звонит Скалли, орет "нас обманывали, Скалли, это заговор коров", ему показывают рисунок коровы, он звонит Скалли, орет "нас обманывали, Скалли, коров не существует", затем он вляпывается в коровью лепешку и все начинается сначала. Вот только на этот раз ему даже рисунок коровы не показали. Мужик поверил голословным заявлениям, начал гонять туда-сюда на машине, потом вдруг заболел, вирус охватил Америку, пробка, мост, Скалли смотрит вверх, а там летающая тарелка... Конец.

К счастью, вся эта сумбурная бессодержательная история оказалась лишь горячечным видением, насланным на нас гриппующими сценаристами. Одиннадцатый сезон как бы обнуляет все то, что создатели наворотили ранее, и за это можно было бы сказать ему спасибо, вот только первая его серия... просто ужасна! Тут уже истерят все. Скалли грезит апокалипсисом и требует найти их давно утраченного сына Уилла, Малдер гоняет на машине, напоминая растерянного мужа, пытающегося выполнить самые безумные капризы беременной жены... Курильщик курит, а Скиннер снова ведет себя подозрительно и не может рассказать своим старым друзьям о какой-то тайне, просто потому что он такой. В целом серия напоминает затянувшийся пролог к эпизоду, в котором нам напоминают, кто здесь кто и зачем. Попутно вводятся новые персонажи, которых как бы обещают раскрыть позже (спойлер: не раскроют). Заканчивается эпизод выводом о том, что искать сына нужно, но без спешки. Займемся, мол, Секретными материалами, а там уж как Бог даст.

После такого начала я надолго забросил The X-Files и лишь недавно в преддверии финала сезона решил продолжить просмотр. Я предполагал, что, как и в случае с сериями 2016 года, "монстры недели" окажутся куда лучше "основной мифологии", но все равно испытывал опасения... которые вскоре полностью развеялись. Это было круто! Причем и "Это" тоже. А также "Плюс один" и в особенности эпизод под названием "Потерянное искусство пота на лбу", что бы это ни значило. В этих сериях Крис Картер, а также братья Глен и Дэррин Морган, тоже ветераны шоу, вспоминают о своем старом безотказном оружии, имя которому самоирония.

Вот к примеру, сюжет из эпизода "Это": с Малдером и Скалли связывается цифровой призрак Ричарда Лэнгли в исполнении Дина Хэглунда из "Одиноких стрелков" и просит уничтожить его, потому что, мол, это не жизнь. Герои, конечно, соглашаются, дилемма решается по щелчку пальцев. На полном серьезе воспринимать подобное трудно, ибо хоть и выглядит все современно, но сама идея отдает нафталином. К счастью, на помощь приходит ирония, легко вытягивая сюжет на себе. Ну, а великолепное "Потерянное искусство пота на лбу" изначально на самоиронии и основано. Мол, а что если все это время был и третий агент, верный помощник Скалли и Малдера? С одной стороны, чистый бред, конечно, и с каждой минутой все становится еще более бредово. С другой стороны, I want to believe. Безумец действительно заставляет усомниться во всем, что мы знали. Спасибо Дэррину Морган за этот веселый эпизод, за Брайана Хаски, за упоминание "Сумеречной зоны", за уморительные шпильки в адрес Дональда Трампа и многое другое.

Среди других комедийных или близких к этому серий хотелось бы выделить "Rm9sbG93ZXJz". Да, название отличное. По сути, это очередное восстание машин и не слишком оригинальное напоминание о том, как сильно мы зависим от технологий и вообще, мол, хватит сидеть в телефоне! Многие фанаты посчитали, что эпизод вдохновлен "Черным зеркалом". Может, и так, только в отличие от сериала Чарли Брукера эта история не подмечает и не предлагает ничего нового. Зато в ней есть юмор и это дивное-дивное молчание в начале и конце.

Впрочем, "монстры недели", поданные на серьезных щах, тоже оказались очень даже ничего. Вьетнамские флэшбеки, брутальный Скиннер и пухлощекий психопат Хэйли Джоэл Осмент ждут вас в эпизоде "Котенок". Затем чистый хоррор в "Фамильяре", будто пародия на "Оно" и "Бухту Кэндл" с дьяволом и ведьмами в придачу. "Ничто не вечно" радует не историей, но образами: вампирская хиппи-коммуна, звезда древнего телешоу, готовая на все, чтобы сохранить молодость, и немного боди-хоррора со сшиванием людей. Кроме того, у серии прекрасная интригующая концовка.

А вот эпизод "Гули" хоть и рядится в "монстры недели", на самом деле становится важной частью "основной мифологии", впервые представляя нам Уилла, сына Скалли и... скажем так, святого духа. Знакомство удалось, а прощание вышло еще лучше.

Перед финалом на меня снова напали опасения. "Мою борьбу" режиссирует отец "Секретных материалов" Крис Картер. При всем уважении дедушка откровенно слил "основную мифологию" в десятом сезоне и одиннадцатый начал так же. Неужели запорет и концовку?

Слава зеленым человечкам, мои подозрения не оправдались! Эпилог вышел весьма динамичным, довольно жестким, довольно драматичным, ну и вообще норм. Хотя о паре косяков сказать хочется, и это касается всей "основной мифологии" этого сезона. Прежде всего, это слив персонажей. В Эрике Прайс и мистере Y, роли которых исполнили Барбара Херши и А. С. Питерсон соответственно, был потенциал, но они мелькнули всего пару раз и сразу отправились в отставку. А за Монику Рейс вообще обидно: играющая ее актриса Аннабет Гиш тут вообще как будто просто, чтобы посветить знакомым лицом в кадре. В погоне за динамичностью Картер мочит людей пачками, из пустословия и затянутости впадая в другую крайность — в спешку. Да и неожиданно хладнокровный киллер в лице Фокса Малдера — это странно. И если его нападение на вооруженных солдат в поисках сына можно как-то принять, то момент, когда любитель йети и семечек перерезает горло безоружному, вызывает серьезные вопросы.

И вот они, Малдер и Скалли, напарники, друзья, супруги, разведенки, стоят на пирсе, прощаясь с прошлым и приветствуя будущее. Это красиво, но нет ощущения завершенности. Многих поубивали, но некоторые-то сумели выжить. Да и говорить о чьей-то смерти сложно, когда теглайн эпизода прямо отсылает нас к фигуре Иисуса Христа, а этот парень, знаете ли, имеет свойство воскресать. Кто именно тут Мессия? Очевидно, Уилл, но также и Курильщик (в своих апокалиптических грезах), и сам Малдер. А вместе они являют собой подобие Святой троицы, разумеется. Да, и здесь не обошлось без библейских отсылок.

Будет ли продолжение? Мы пока не знаем. Джиллиан Андерсон ушла, и представить "Секретные материалы" без нее очень трудно, если вообще возможно. Впрочем, я посмотрел бы на оставшегося в одиночестве Дэвида Духовны, это было бы тоскливо, зато есть где драме развернуться. Хотя как показывает практика, сила "Секретных материалов" уже не в драматизме, а в ироничном отношении к самим себе. Да и может, хватит уже с этих ребят? Обратите внимание, в этом сезоне Малдер и Скалли оставили поиски какой-то абстрактной правды. Они думают о семье, об упущенных возможностях.

Все эти годы казалось, будто истина где-то рядом, а на самом деле рядом были они двое — друг у друга. Возможно, этого достаточно?

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 14 RSS

  •  Аноним | 25 марта 2018

    Хорошая рецензия! Только вот не пойму, вы вдохновились моими статьями, где я тоже такие дневниковые впечатления от просмотра/прослушивания описывал?

    • Эм... нет. Не видел ваших статей, да и тут ничего дневникового нет. Просто решил хотя бы вскользь коснуться всех эпизодов, чтобы составить общую картину.

      •  Аноним | 25 марта 2018

        Просто вы это сделали на основании личных впечатлений, как бы описывая свой отрезок жизни за сериалом. Это и мой подход.

        • А, понял. Ну да, у меня такое тоже бывает в рецках. Но нечасто вроде. Просто иногда кажется, что это важно, хотя читатели, подозреваю, могут не согласиться.

  • Хорошая рецензия

  • Я тоже доволен новым сезоном. Там есть парочка спорных моментов на любителя, но в общем и целом сезон оказался на удивление свежим и динамичным для сериала с 25-летним стажем. Понравилось, что были как и очень экспериментальные серии (Rm9sbG93ZXJz), так и более олдскульные (Plus One, Familiar, Nothing Lasts Forever). А финал действительно получился убойным (во всех смыслах) :))

    • Эпизод "Плюс один" и впрямь очень порадовал своей олдскульностью. Тем более, там актриса Карин Коновал из серии "Дом" играет. Уже одно только это заставляет фанбоя внутри меня ликовать и хлопать в ладоши.

  • ЗЫ. Свои впечатления по первой части сезона изложил здесь: //vk.com/yuri.lantan?w=wall404526624_248 :)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!