Новости

Тварь из бездны - Бог китов (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииРаритетыКиноКомментарии: 4

"Бог китов" — это один из тех редких и уникальных фильмов, которые в определённый промежуток времени считались безвозвратно утерянными, этаким материалом для мифов и легенд среди любителей и знатоков жанра. Однако, как иногда показывает практика – тот, кто ищет, тот обязательно находит и в конечном итоге некогда забытое легендарное кино имеет возможность вновь вернуть свой культовый статус среди почитателей. Данная лента, выпущенная в 1962 году японской студией–мэйджером Daiei Studios, конкурентом легендарной Toho, явила собой своеобразный ответ на легендарного "Годзиллу", однако в несколько своеобразном ключе. Вместо того, чтобы демонстрировать очередного огромного монстра, разрушающего густонаселённый пункт страны Восходящего Солнца, нам предложили историю, которую, более чем очевидно, за основу возьмут Питер Бенчли и Стивен Спилберг. И хотя среди некоторых киноманов ходит мнение, что "Бог китов" являет собой интерпретацию романа "Моби Дик", это вовсе не так. И завязка, и сам сюжет подозрительно сильно схожи с нетленной классикой Стивена Спилберга "Челюсти". И самое интересное в этом то, что "Бог китов" был снят на тринадцать лет раньше! Удивительно, какие порой фильмы можно найти в покрытых пылью архивах кинокультуры.

Сценарий написал живая легенда Канэто Синдо, знакомый любителям жанра по таким непререкаемым шедеврам, как "Чёрные кошки в бамбуковых зарослях" и "Онибаба: женщина-демон". И, хоть режиссёром фильма выступил не Синдо, а другой человек, рука классика видна чётко: реалистичная жизненная драма, хорошие не наигранные диалоги, сама структура, по которой выстроен сюжет, ну и, конечно же, никаких "розовых очков" с финалом - нас встретит жестокая и суровая действительность, которая логично расставляет все акценты фильма по своим местам.

Вы всё правильно поняли: несмотря на наличие в титрах имени некоего малоизвестного Токузо Танака, картина и по стилю, и по атмосфере абсолютно "синдовская". Фильм стал своего рода потерянным первенцем поджанра о морском чудовище, терроризирующем крошечный рыболовный городок. Нельзя сказать точно, знаком ли был Питер Бенчли с "Богом китов", но сходства с легендарным шедевром Спилберга здесь не заметит только слепой. Начинается всё нападением существа на группу рыболовов, вышедшую в открытый океан. Затем - последствия ужасной трагедии, горе по погибшим, страх умереть от голода и, наконец, поиски местными жителями отважных храбрецов, способных бросить вызов демону бездны. Помимо отличной безысходной и депрессивной атмосферы, здесь будет немало эффектных, впечатляющих моментов, демонстрирующих ужас. Нападения мутировавшего кита смотрятся зрелищно даже в наши годы, не взирая на возраст ленты, во многом благодаря прекрасной операторской работе и отличному монтажу. Сцены снимались на натуре, то есть прямо в океане (хотя в некоторых, наиболее опасных моментах, всё-таки использовался бассейн). Огромный, в натуральную величину, анимированный макет кита разносит в щепки натуральные лодки с живыми людьми в них. Это просто необходимо видеть своими глазами. Вся сложность проделанной каскадёрами работы и в самом деле вызывает уважение. Макет кита анимирован отменно. Конечно, уровня аниматроники "Челюстей" здесь не ждите, но всё равно заметно, что усилий и времени на спецэффекты было потрачено колоссальное количество.

Преступлением было бы не упомянуть божественное музыкальное сопровождение знаменитого Акиры Ифукубе ("Годзилла"), столь прекрасно гармонирующее с мрачным, депрессивным настроением картины. Особенно хорошо удалась "тема океана": всякий раз, когда персонажи выходят на лодках в открытые воды, или же просто стоят на берегу, мелодия будто бы исходит прямо из чёрных водных глубин и суровых, холодных волн; складывается ощущение, что океан поёт. Справился с возложенной на него задачей и режиссёр. Прекрасно нагнетаются саспенс и напряжение перед атаками монстра. Также нельзя не отметить работу постановщика с "погодой фильма". Все сцены сняты исключительно под серыми, свинцовыми тучами, закрывающими спасительное солнце, а за кадром всё время воет суровый морской ветер, развевающий порванные грязные знамёна, возвышающиеся над рыболовным посёлком.

Несмотря на все вышеперечисленные плюсы, полностью удачным фильм назвать нельзя. И тут дело не в каких-либо проблемах со стороны режиссёра или актёров. Просто авторы, желая заставить нас максимально переживать за человеческих персонажей, решили сосредоточиться в первую очередь именно на психологии и социологии, и только потом уже на хорроре и фантастике. Герои только и делают, что бьют друг другу морды, вгрызаются друг другу в горло и хотят один другого разорвать на тысячи кусочков. А вот само существо в столь агрессивном миниатюрном "мирке" авторы отодвинули несколько далековато, и именно поэтому фильм не воспринимается, как полноценный хоррор. Очень много драмы, социальных проблем, а само чудовище ушло на задний план, тем самым существенно занизив интерес зрителя к киноленте.

Вывод: Совершенно незаслуженно забытый, замечательный фантастический (ну, или скорее, полу-фантастический) фильм ужасов о морском чудовище. Снято серьезно и мрачно. Настолько, что местами из жанра ужасов превращается в депрессивную драму. Впрочем, сильно это общее впечатление не портит. Любителям редких и суровых ретро—жутиков пропускать ни в коем случае нельзя.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!