Все наши дьяволы — образ злодея в советском и российском мистическом кино
Начать конечно следует с фильма, который все знают и любят, культового советского фильма ужасов где впервые в нашем кино появляется шикарная злодейка Ведьма, Панночка пугающая бурсака Хому до потери пульса.
— Ко мне упыри, ко мне вурдалаки или Позовите Вия! прочно засело в памяти у многих но думаю что о этом персонаже написано как и о самом фильме очень много статей мы же сосредоточимся на менее известных отечественных мистических злодеях.
Сразу оговорю речь в нашей статье пойдет именно об мистических злодеях а не обыкновенных причем затронем мы частично и мультипликацию и клиповое пространство в котором я обнаружил среди нагромождения однодневной попсы и трэша один настоящий мини шедевр.
Касаемо советской мультипликации, злодеев мистического толка в ней можно насчитать предостаточно это и жуткий колдун " Калиф — Аист ", и чудовищные не похожие на привычный образ Три толстяка " Разлученные " более напоминающие монстров Иеронима Босха, и ужасающий трансформирующийся демон Э-э -эх " Ух ты говорящая рыба " и подводный король " В синем море в белой пене ". Но первенство в этом пантеоне образов я отдаю Пуговичнику из кукольного мультфильма " Пер Гюнт " ( 1979 ) при том что этот персонаж внешне мало напоминает чудовище, некий мужчина или старик лицо которого вечно закрыто полами шляпы а голос тих и вкрадчив его должность некий демон судьбы, он постоянно встречается Пер Гюнту на её перекрестках. Но при всем при том именно этот пугающий в прямом смысле персонаж делает этот непритязательный мультфильм настоящим хорором, умели наши мультипликаторы создавать по настоящему страшных персонажей и страшные фильмы, хотя опять же в основе бессмертная классика.
Меня никогда ни пугали фильмы ужасов но Пер Гюнта я не пересмотрю уже никогда, и именно из за этого кошмарного персонажа будто напрямую взятого из страшных снов.
В " Голубом щенке " ( 1976 ) симпатичен только сам главный герой забавный щенок гопник, его же противники пират, жулик кот и прочие злодейские персонажи предстают аляповатыми кляксо образными химерами, в детстве мне от этого мультика было настолько не по себе что я дал зарок никогда его не пересматривать даже взрослым.
И заканчивая рассказ именно о мультипликационных злодеях нельзя ни упомянуть " Доктор Барток и смерть " экранизацию польской легенды где бесстрашный доктор вступил в поединок с самой смертью. А она здесь выписана как самодостаточный персонаж в виде женщины скелета желающей погрузить мир в тьму разложения и хаоса, погасить свет жизни, жутчайший мультфильм, смерть издевается, хохочет, преследует главного героя на фоне средневекового мира погруженного в разврат, в похоть, в разложение.
В детском фэнтэзи с элементами хорора " Мио мой Мио " ( 1987 ) мальчик попавший в некое запредельное пространство вынужден вступить в схватку с воплощением тьмы рыцарем Като ( Кристофер Ли ) превратившем одну из частей сказочной страны Желанной в мир вечной ночи. Редкий пример для отечественного детского кино качественного сделанного детского фэнтэзи, фильм действительно так хорош что ни прибавить ни убавить.
Кристофер Ли потрясающе органичен в роли демонического рыцаря с железным когтем, которым он вырывает детские сердца и вставляет вместо них камень. Эпизоды где Мио с другом пробираются в логово рыцаря постоянно подвергаясь опасности, стаи детских душ птиц кружащие над мрачным замком, подземелья усыпанные скелетами, делают этот фильм редким образцом где сапиенс органично вплетен в пространство детского фильма, по тому времени большая редкость, ибо ужасов в советском детском кино старательно избегали.
С распадом Советского Союза резко возродилась мода на мистику, хоть и минимально начали появляться наши отечественные фильмы ужасов. О многих из них мы уже писали на страницах Клуб — Крика. В " Жажде страсти " ( 1991 ) героиня страдающая от деспотии мужа в порыве отчаянья обращается к темным силам и на её призыв является зеркальное отражение, некая демоница воплощающая в себе все темные и потайные фобии своего земного двойника, происходит раздвоение. Начинается дьявольская мистическая игра, вакханалия темных сил втягивающая в себя и убивающая всех кто окружает героиню.
Анастасия Вертинская мастерски показывает обе сути своей героини, и дъявольскую и земную, можно смело сказать это один из самых лучших злодейских мистических образов в нашем кино.
Нельзя конечно в такой статье ни вспомнить инферреального монстра " Люми " терроризирующего прибалтийский хутор, гостя из неведомого людям мира приходящего раз в сто лет с таинственной миссией, весьма колоритный злодей.
Так же хочу вспомнить одну роль и один фильм где как бы и не артист а певец по призванию Валерий Леонтьев сыграл одного из самых фантастических злодеев в истории нашего кино.
Правда фильм этот мало кто видел из за того что прокат в те годы почти что умер.
Белый маг ставший на путь предательства и ставший воплощением темных сил мечтает ввергнуть мир в хаос и силой магического пентакля вызвать апокалипсис, неоднократно пересматривая этот первый наш мистический боевик несовершенный конечно и неровный но потрясающе искренний, я отмечаю что Валерий так же в песнях выложился здесь на все сто.
Потрясающе так же игра Бориса Плотникова в роли непостижимого нечто " Прогулка по эшафоту " ( 1992 ) сущность встреченная молодой парой в лесу постоянно меняет обличья, причем делает это актер одной только актерской органикой и мимикой, ни герои ни зритель так и не узнают что же прячется под обликом этого лесного юродивого, то ли спятивший демиург, то ли падший ангел, но только это один из немногих фильмов в девяностые годы напугавший многих а о персонаже Бориса Плотникова написаны множество статей.
Ни могу ни упоминуть в этом обзоре и говорящий портрет " Прикосновение " ( 1992 ) один из самых страшных злодейских образов в нашем мистическом кино и это при том что сам актер представлен в фильме только портретом своего якобы умершего персонажа.
И заканчиваем мы наш обзор клипом " Любовь и смерть " певицы Вики Цыгановой ( 1996 ) снятом что большая редкость как маленький полноценный фильм от начала и до конца.
Собственно это и должен был быть изначально полноценный художественный фильм, но как всегда не сложилось, и родился вот такой клип история на красивую песню где герои через пласты времен и пространств перерождаясь встречаются вновь и вновь неся огонь своей любви как свечу.
А их преследует дъявол ( Борис Романов ) каждый раз убивая то мужчину, то женщину, но в конце концов любовь побеждает смерть окончательно, обычно играющий в кино хрупких и инфантильных персонажей актер здесь совершенно неузнаваем.
Надеюсь вам понравился мой краткий обзор мистических злодеев нашего кино, даже далеко не о всех я здесь рассказал но ниже привожу фильмографию.
Мистические злодеи нашего кино:
" Вий " — Панночка, Ведьма.
" Голубой щенок " пират, кот, рыба пила.
" Разлученные " три толстяка
" Ух ты говорящая рыба " — демон Ээ -эх
" В синем море в белой пене " подводный король
" Там на неведомых дорожках " Кащей
" Звезда и смерть Хоакина Мурьеты " — смерть
" Сказка странствий " — чума
" Мио мой Мио " рыцарь Като
" Пер Гюнт " пуговичник
" Как тоску одолели " демоница тоски
" Доктор Барток и смерть " смерть
" Жажда страсти " двойник
" Прикосновение " говорящий портрет
" Люми " " Люми "
" Прогулка по эшафоту " некто
" Мастер и Маргарита " Воланд
" Роковые яйца " Воланд
" Экстрасенс " китаец
" Волшебный портрет " злой китаец
" Келе " демон
" Притяжение " оборотень
" Полнолуние " оборотень
" Ночной / Дневной дозоры " Завулон
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
" Экстрасенс " 1992
Филипп Траум 1989 - конкретно Сотона хотя утверждает что племянник))), если брать классиков то не только Вий, но и Вечера на хуторе и фильм и мультфильм есть, а если всех Кащеев перечислять...)))
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!