ГОЛЕМ

Новости

Это больше, чем "Бегущий по лезвию" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 14

Итак, сегодня стартовал российский прокат фильма "Бегущий по лезвию 2049". Сама затея с этой картиной, по-моему, была довольно рисковой. Оригинальный "Бегущий по лезвию" давно стал предметом культа с миллионами адептов по всему миру, и открытая концовка была одной из главных его фишек. Недосказанность, возможность различных путей развития — все это отнимает сиквел самим фактом своего существования. Неслабый удар по классике, а?

К счастью, новый "Бегущий" быстро оправдывает нанесенный урон, не просто продолжая оборванную историю, но и заставляя нас значительно переосмыслить ее.

После событий, описанных в первом "Бегущем по лезвию", прошло тридцать лет. Новый "бегущий", офицер полиции Лос-Анджелеса Кей раскрывает тайну, которая способна ввергнуть общество в хаос. Открытие Кея заставляет его отправиться на поиски Рика Декарда, бывшего "бегущего", который числится пропавшим все эти годы.

Первое, что бросается в глаза, — мир стал больше. Оригинальная кинолента Ридли Скотта была и остается очень красивой, и в ней имеется несколько великолепных городских панорам. Вместе с тем фильм 1982 года очень темный и тесный: по узким улицам текут непрерывные человеческие реки, разномастный транспорт стоит в пробках, слышится многоголосая речь, кажется, на десятках языков сразу. Это бурлящий суп из народов и культур, набитых до отказа в жестяную кастрюлю мегаполиса. И даже в небе нет свободы — тьма и дождь тяжелой крышкой давят сверху, прижимают неоновые вспышки выкипающей цивилизации ближе к земле.

В фильме Дени Вильнёва это тоже есть, но режиссер сиквела сразу же, с первых кадров, делает шаг назад, чтобы показать нам более общую картину. И оказывается, за пределами кастрюли царит смерть. Выжженные пустоши, мертвые седые деревья, роскошные свалки, превратившиеся в музеи былых времен. От этих пейзажей захватывает дух, сжимается что-то внутри. И тут, разумеется, нужно сказать спасибо оператору Роджеру Дикинсу, многократному номинанту на "Оскар", в том числе за совместные с Вильнёвом работы — триллеры "Убийца" и "Пленницы", а также за такие вещи как "Побег из Шоушенка" и "Старикам тут не место". Словом, камера в "Бегущем по лезвию 2049" оказалась в нужных руках.

Здесь почти нет музыки, только обрывки, эхо мелодий, взамен традиционного саундтрека пространство потрясающих локаций заполняет гул, то грозный, то гипнотический. Звук неразрывно связан с картинкой.

И сквозь все это визуальное и акустическое медитативное великолепие шагает Райан Гослинг. Звезда "Драйва" и "Только Бог простит" вновь показывает различные грани молчания. Впрочем, тут он гораздо болтливее, чем у Рефна, но большая часть переживаний остается спрятана, стиснута внутри персонажа, и вы будете ощущать это давление, пока терпение героя не кончится.

Его зовут Кей, он — Бегущий по лезвию. Возможно, лучший в этом деле, такой же, каким был Рик Декарт в свое время. Кей мучается от тех же невысказанных вопросов. Кто ты? Настоящий человек или репликант с имплантированными воспоминаниями? И как вообще можно сказать наверняка?! Вот только теперь эти дилеммы вывернуты наизнанку. Бытие репликанта — это спокойствие, уверенность в завтрашнем дне. У тебя нет души, а значит, не из-за чего переживать. Бытие человека же представляет собой опасность и постоянную необходимость делать выбор. Не так уж все однозначно, да?

Но на этом переосмысление оригинала у Вильнёва не заканчивается. Кто такие репликанты в первом "Бегущем по лезвию"? Это прекрасные существа, с ужасом осознавшие свою смертность. Не зная, когда закончится их время, они страдают от неизвестности. На посмертную жизнь надежды нет, это ведь для людей. Репликанты восстают против своих создателей, требуя раскрыть тайну отмеренного им срока, а еще лучше — бессмертия. При этом они легко идут на убийства, мораль и библейские заповеди их не ограничивают. Они похожи на людей без веры, без Бога. Для человека с традиционными взглядами репликанты — лишь куски мяса, живые, мыслящие, но лишенные души, а потому пугающие. Они — копии людей, не отличимые внешне от исходника. И это тоже страшно, ведь человек, согласно библейскому мифу созданный по образу и подобию, тоже был всего лишь копией кого-то иного, причем вышел далеким от идеала. Страх спровоцировал насилие, а то привело к событиям, описанным в аниме-короткометражке Black Out 2022 Синъитиро Ватанабэ. Ядерный взрыв не уничтожает данные о репликантах, а также становится символом некоего катарсиса для них, и речь не о выплеске агрессии, но о чем-то действительно созидательном. Ведь этот взрыв, кроме прочего, помог скрыть одно маленькое чудо... о котором вы узнаете из нового фильма.

Но сам термин "чудо" уже говорит о том, что репликанты вошли на территорию божественного. Преодолели навязанный им экзистенциальный кризис, чтобы встать наравне с прочими созданиями Господа, а то и повыше некоторых. Да, я говорю о человечестве, которое как будто переживает последние века своего существования. Впрочем, есть ведь космические колонии. О них говорят, но не показывают, поэтому непонятно, что это такое — надежда цивилизации или же раковая опухоль, распространяющаяся на другие планеты? Так или иначе, безумный ученый Неандер Уоллес, персонаж Джареда Лето, тоже любит поболтать о Боге. Он не скрывает, что мнит себя Демиургом, а своих репликантов именует не иначе как Ангелами. Однако этот Бог жесток, далек от всесилия и скуп в любви. Последнее превращает одно из его чад, репликантку по имени Лав, в ревнивую психопатку, которая готова убивать всякого в надежде на признание своего отца. И если Джаред Лето — Господь, то героиня Сильвии Хукс — это Архистратиг Михаил, призванный выйти против собственного брата, дабы защитить их общего создателя. Получится ли это в фильме? Не совсем. Так что аналогия не полная, да и Люцифер здешний по своей функции больше напоминает Прометея. Он дарует и жертвует. И жертва его прекрасна.

Словом, это больше, чем "Бегущий по лезвию". Мир стал больше. Идей стало больше. Вопросов тоже. Здесь не будет открытого финала, но многое все еще остается в тайне. Вильнёв объясняет больше, чем Скотт, но в основном просто показывает. А вы с замиранием сердца наблюдаете. Течение истории, визуальных образов, футуристических нуаровых и постапокалиптических пейзажей — затягивает насмерть.

2 часа 32 минуты, а хочется, чтобы это длилось вечно.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 865.

Комментариев: 14 RSS

  • Оу, оу, захвалил. Правда, так и не понятно, что фильм из себя представляет. Ну да посмотрим на днях.

    • Ну, короче, медитативное такое полотно. При этом действие, напряжение, драма - всё в наличии. Школьники в интернетах уже ворчат, что скучно и янепонел, но кажется, ни один поклонник оригинала еще при мне ничего плохого не сказал про сиквел.

      • Ну так-то и первый фильм далёк от "весело и все понятно", так до можно не обращать особого внимания.

      • Некоторые ворчали, говоря примерно следующее: "Кажется, будто Вильнёв создал сначала отличный фильм, но потом подумал, что он получился слишком гениальным, поэтому позднее напихал в него всякой херни". Я категорически с этим не согласен. Никакой херни Вильнёв не пихал. Это получился невъе..но классный фильм, который взял всё лучшее от первой части и приумножил

  • Фильм просто чудесный. Хорошо, что в него не напихали кучу экшена. Вообще не хотелось из кинотеатра уходить.

    • Не, мну все-таки немного поднапряг. Особенно тема с "революцией репликантов". Революции в кино это уже штамп какой-то.

      • Но это же, по сути, было еще в первом "Бегущем". Да и революция там не революционная какая-то, они же никого не свергают фактически.

        • И вот это мне больше всего не понравилось: не явная, но вполне явственная нацеленность на последующие сиквелы.

          • Я имел ввиду, что они и не собираются никого свергать. Если и должна произойти революция, то в умах людей, после того как те узнают то, что должны узнать. Эту историю можно развивать, а можно и оставить так. В отличие от первого фильма, который вопил своей концовкой: "Как? Это всё?!" :D Не очень похоже, будто 2049 снимали с мыслью о сиквелах, слишком мало основы в таком случае для продолжения, нет клиффхэнгера, только фирменная недосказанность.

            • В отличие от первого фильма, который вопил своей концовкой: "Как? Это всё?!"

              О_О В каком месте-то? Первый фильм, как мне кажется, вполне завершен.

              Не очень похоже, будто 2049 снимали с мыслью о сиквелах, слишком мало основы в таком случае для продолжения

              Ну не знаю. Главгад в лице Лето жив-здоров и при власти. Отец (Форд) встретил дочь. Репликанты мечтают о революции. Как по мне, то все кричит о желании сделать сиквел.

  • Меня момент с революцией тоже покоробил (написала об этом в мини-отзыве на Allhorrors). И нацеленность на продолжение тоже есть. Линия с Уоллесом получилась какой-то невнятной.

    Я не чтобы фильм ругаю, в целом у меня хорошие впечатления от просмотра остались, но старой картине он проигрывает по всем фронтам.

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!