ГОЛЕМ

Фэнзона

«Брэдбэриана» — о кино-экранизациях фантаста Рэя Брэдбери в советском и российском кино    

БлогиКомментарии: 0

Рэй Брэдбери, всемирно известный американский писатель-фантаст, был очень популярен в Советском Союзе, вероятно из-за гуманистической направленности своего творчества. Можно сказать, что он стал самым экранизируемым автором в стране, где был всесильный железный занавес. К сожалению, ничего нельзя сказать о короткометражке «Вино из одуванчиков» (1972 г.) режиссера Родиона Нахапетова, потому что этот фильм невозможно найти, впрочем, это происходит с большинством ВГИКовских дебютных короткометражек.

Следующая экранизация тоже была дебютом молодого режиссера Автандила Кварикашвили и являлась составной частью киноальманаха «Молодость», одной из его новелл – «Зеленая куколка» (1979 г.). Эта киноновелла, что совсем было несвойственно тому времени, несла в себе черты настоящего триллера и даже хоррора. Речь в фильме шла об ответственности ученого перед обществом, что интересно, не в Советском, а в капиталистическом обществе.

Молодой человек — биофизик, мечтающий о духовном и физическом бессмертии, произвел над собой эксперимент: радиоактивным облучением он нарушил свой генетический код, в результате чего перешел в иную биологическую субстанцию и стал гораздо совершеннее любого человека на земле. Фильм «Зеленая куколка» получил множество наград, но его тоже мало кто видел.

К сожалению, ничего невозможно рассказать и о фильме «Голос памяти» (1982 г.), снятом по мотивам новеллы «Будет ласковый дождь». Зато следующая экранизация этой же новеллы мультфильм «Будет ласковый дождь» (1984 г.) — едва ли не самая цитируемая и популярная экранизация американского автора. «Будет ласковый дождь» был поставлен узбекским режиссером Назимом Туляходжаевым. Полуразрушенный дом, чудом уцелевший после ядерного удара. Робот-слуга, выполняющий заложенную программу. И величавая чарующая тишина погибшего от ядерного удара мира. Обезумевший робот не в силах преодолеть заложенную в него программу. Он привычно ставит пластинки по утрам своим превратившимся в прах хозяевам, готовит разнообразные завтраки и временами беснуется, разнося мертвое жилище в пух и прах. Машина лишена свободы выбора, и кажущийся безумием бунт является лишь отражением заложенной программы защиты бункера. Бог-человек умер. Христос на кресте вторично распят. Мир тонет в пепельном безмолвии апокалипсиса. Нужно сказать, что мультфильм жуткий, безысходный, не всем бы его рекомендовал.

Все без исключения советские экранизации Брэдбери получались мрачно-депрессивными и безысходными. Примета времени что ли? Почти все они снималось в эпоху перестройки. Таковы «Тринадцатый Апостол» (1988 г.), снятый далеко-далеко по мотивам «Марсианских хроник», «Вельд» (1988 г.), где в далеком будущем родители дарят отпрыскам транслирующую комнату, способную воспроизводить любые желания хозяев. Дети, полюбившие почему-то именно африканскую саванну со львами, заставляют комнату оживить этих самых львов и отдают им родителей на съедение…

В телесериале «Этот фантастический мир» была снята новелла «Знак Саламандры» (1985 г.) по мотивам повести «451 градус по Фаренгейту» (об обществе далекого будущего, где под запретом книги и духовность). Просто отличная экранизация! Ничуть не хуже канонического фильма Франсуа Трюффо.

«Здесь могут водиться тигры» (1989 г.) – мультфильм, в котором с достоверно потрясающей силой звучит тема ответственности за экологию, за предназначение человека хранить все живое в этом мире.

«Доминус» (1992 г.) – киноальманах, состоящий из двух экранизированных новелл Брэдбери. Хозяин-фермер находит подходящее для себя поле, но он даже не подозревает, что когда он косит траву на этом поле, от взмаха его косы где-то погибают целые народы.

«Чертово колесо» (по мотивам новеллы Рэя Брэдбери «Что то страшное грядет»), где американские подростки вступают в борьбу с темными повелителями сумрачной стороны. В этой новелле преобладает уже не философская, а приключенческая составляющая. Вершиной же всей перечисленной советской брэдберианы автор считает «Вино из одуванчиков» (1994 г.) режиссера Игоря Апасяна. Он перенес знаменитую повесть Брэдбери на экран с большим чувством и тактом. В фильме есть и грусть, и нежность, но самое главное — сохранена мысль великого автора о преемственности поколений.

И наконец, «Четвертая планета» (1995 г.) режиссера Дмитрия Астрахана. Представьте себе — это тоже Брэдбери! Конечно, это далеко по мотивам. В фильме речь идет об астронавтах, попавших по прибытии на Марс в плен собственных воспоминаний, которые материализует планета. Кстати, почти то же самое было в «Тринадцатом апостоле», о котором мы уже упоминали. Да, да, это те самые «Марсианские хроники».

Фильмография советско-российских экранизаций Рэя Брэдбери:

Вино из одуванчиков, 1972 г.

Зеленая куколка, 1979 г.

Голос памяти, 1982 г.

Будет ласковый дождь, 1984 г.

Вельд, 1987 г.

Тринадцатый апостол, 1988 г.

Электронная бабушка, 1986 г.

Знак Саламандры, 1985 г. (Фантастический мир)

Здесь могут водится тигры, 1989 г.

Доминус, 1992 г.

Вино из одуванчиков, 1994 г.

Четвертая планета, 1995 г.

Просмотры: 293


    Оставьте комментарий!

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!