ГОЛЕМ

Новости

"Игра Джеральда": новая классика (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииТВКиноКомментарии: 2

Были ли у кого-то большие надежды на "Игру Джеральда" от Netflix? Литературный первоисточник действительно хорош, но знаете, в этом году было и без того много экранизаций Стивена Кинга, так? А под конец все внимание перетянуло на себя сами знаете что. Даже странно после такого слышать заявления критиков о том, что вышла одна из лучших адаптаций Кинга, причем не в кино, а на стриминговом сервисе. Серьезно?

Кажется, да.

До сего момента я не относил себя к поклонникам режиссера Майка Флэнегана. "Сомнию" не смотрел, а "Окулус" произвел неплохое, но не слишком яркое впечатление. Словом, долгое время Флэнеган оставался для меня темной лошадкой, и я не был уверен, что он справится с возложенной ответственностью. А груз этот весьма велик, ведь в отличие от других Кинговских романов "Игра Джеральда" кажется не слишком кинематографичной. Одна комната, один труп, одна постель — вот и все декорации.

После того, как ее муж случайно погибает в разгаре интимной игры, молодая женщина остается одна, прикованная к кровати. Но ее одиночество будет недолгим. Все страхи, которые она когда-либо испытывала в жизни, вернутся в одночасье в уединенный дом, мгновенно превратившийся в зловещую камеру пыток...

Завязка превосходная, но будет ли это интересно с визуальной точки зрения? Не заскучает ли зритель, если заставить его полтора часа пялиться на женщину, чьи передвижения ограничены длиной цепочки на наручниках?

Нет, не заскучает. Более того, по-моему, хронометража можно было и добавить. Кажется, режиссер слишком уж поспешно заставляет героиню галлюцинировать, будто и впрямь боится, как бы мы не начали зевать. Возможно, это мазохизм, но мне не хватило времени, чтобы проникнуться ужасом одиночества и бессилия, прежде чем в кадре вновь замелькали лица, зазвучали голоса.

К счастью, эти диалоги быстро уничтожают и тень недовольства. Признаюсь, я не перечитывал книгу перед просмотром, но как мне показалось, реплики, действия, образы — все было очень близко к тексту оригинала. Что-то оказалось переосмыслено, зато не утрачено. Кроме того, тут нужно похвалить создателей за удачный кастинг актеров. Карла Гуджино снимается давно и много, я хорошо помню ее в "Хранителях", но по-настоящему ярко и глубоко, без глянцевого налета, она раскрылась для меня именно здесь у Флэнегана. Ее экранного супруга, того самого Джеральда, играет Брюс Гринвуд, ветеран большого кино, знакомый нам по фильмам "Я, Робот", "Звездный путь", "Дежавю" и многим другим. Мужик хорошо смотрится в кадре, но на первых ролях встречается редко и золотые статуэтки за свою работу обычно не хватает. Может, теперь заимеет какую-нибудь награду? Ибо дуэт у них с Гуджино вышел великолепный.

На первый взгляд Джеральд кажется хорошим парнем. Ну да, мужик хочет трахнуть свою жену. Что в этом такого? При этом он импозантен, не лишен чувства юмора, ну и вообще оказывает на удивление приятное впечатление. И самое странное и неприятное заключается в том, что он остается импозантным, даже когда вскрывается его эгоцентричная женоненавистническая сущность. То есть несмотря ни на что, вам не приходится удивляться, как же эти двое прожили вместе столько лет.

И знаете, отвратительно вовсе не то, что дядька решил поиграть в БДСМ. Тем более, что приковать женщину к постели и удерживать так вопреки ее воле — это вовсе не БДСМ. Это банальное насилие. И что интересно, насилие продолжается даже после неожиданной гибели самого насильника. Джеральд остается жив в мозгу своей жены Джесси, и теперь он более откровенен. Не расставаясь с харизмой и логикой, он чаще всего апеллирует к ее слабостям, будит в ней самобичевание, чувство вины. Становится понятно, что наручники — всего лишь символ. Эта женщина была лишена свободы намного-намного раньше.

И тут в зеленоватый полумрак картины создатели плещут щедрую порцию сочных красок. Нам показывают эпизоды из детства Джесси, а точнее, из того момента, когда детство у нее закончилось. Мы видим, как просыпающаяся сексуальность девочки вызывает ревность у матери и нездоровое влечение у отца. Алый цвет, цвет затмения, тотчас становится ключевым в истории. Кровь тогда не пролилась, но невинность героини была жестоко попрана, а душа — навсегда покалечена.

Джесси встречается с девочкой, которой была. Встречается с женщиной, которая все еще есть в ней, несмотря на годы подавления. Условия подобраны идеально, а значит, пришло время вспомнить, пришло время принять и, черт побери, попробовать все это пережить. Наконец, Джесси встречается с персонифицированной смертью, с Лунным человеком, огромной фигурой, которая не выскакивает внезапно, однако нагоняет такой жути, что картина мгновенно входит на территорию хоррора. Интересно, что по словам режиссера, это не фильм ужасов, но порой он пугает и неслабо.

Гигантского некрофила играет не менее гигантский актер Карел Стрёйкен. Вы точно помните этого двухметрового дядьку по "Семейке Аддамс" и, разумеется, сериалу "Твин Пикс". Его роль в "Игре Джеральда", может быть, невелика по объему, но только не по важности. В Лунном человеке аккумулируются все страхи героини перед мужчинами, перед их властью, страх их потерять. Кажется, это не боязнь одиночества, это боязнь, что от тебя откажутся, признают негодной, нелюбимой, не оправдавшей надежд. И он же, Лунный человек, становится эдакой куклой Вуду, которую Джесси использует, чтобы взглянуть своим фобиям прямо в глаза.

Да, все это не ново. В 1992 году роман еще можно было назвать смелым высказыванием, но сейчас-то вроде 2017-ый...

Только фильм и не пытается удивлять нас, не пытается испугать или разжалобить. Он лишь четко следует духу, а чаще всего и букве оригинала, рассказывая историю, к несчастью, все еще актуальную в наше время. Полыхающий сейчас скандал с Харви Вайнштейном служит тому убедительным доказательством, ведь главным оружием мерзавца было молчание его жертв. А сколько насилия прячется в обычных семьях? За закрытыми дверями уютных домов, в спальнях, в детских комнатах. И всегда находятся люди, которые защищают такое положение вещей. Оправдывают насильника, обвиняют жертву. Потому что так проще, потому что тогда не нужно будет ничего менять в себе. А главное, потому что не придется заглядывать в свою душу, в свое прошлое и признавать существование чего-то скверного. Да и что такого, ну? Взять ту же Джесси — отец ведь ее не тронул! А муж просто хотел заняться сексом с законной супругой! Имеет право!..

Нет. Конечно же, нет. Гениталии или кольцо на пальце — это что угодно, но не символ прав. Тем более, на свободу другого человека.

В финале "Игры Джеральда" есть капелька пафоса, у нее приторный сладкий вкус, но кажется, это уместно. Так что, как видите, я не могу найти у картины действительно серьезных недостатков. Она недорогая, камерная, не старающаяся произвести впечатление, но вместе с тем утонченная и, как ни странно, динамичная. Даже дизайн финальных титров хорош, черт побери! Необычный, но и не броский, тонкий, со вкусом.

Так что, и впрямь одна из лучших экранизаций Кинга? А почему бы нет?

Добавьте объема, и "Игра Джеральда" потягается с такими глыбами как "Побег из Шоушенка" и "Зеленая миля". По крайней мере, по явной любви и уважению к первоисточнику (даже отсылки "Долорес Клейборн" и "Темной башне" старательно перенесли) этот фильм уже на уровне. И если "Оно" ознаменовало рождение нового идола в хорроре, то здесь, хочется думать, мы видим пополнение ряда классических триллеров, ряда классических адаптаций Стивена Кинга.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 450.

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!