Фэнзона

Summa Horrifica: "Чужой" как энциклопедия ужасов

РецензииКомментарии: 7

"Чужой" Ридли Скотта прекрасен во многих отношениях. Например, особым способом кадрирования. Как и в "Бегущем по лезвию", почти на всех крупных планах (а их в фильме больше чем каких-либо других) персонажи "Чужого" расположены по краю кадра и зажаты в нем сверху и снизу, а вторая половина кадра остается пустой или в расфокусе. Но если в "Бегущем" такое построение кадра работало на ощущение одиночества, то здесь - на ощущение опасности. Ведь в этом пустом пространстве кто-то должен появиться.

Однако, я бы хотел остановиться не на эстетике фильма, а на его отношении к истории жанра. Как мне представляется, "Чужой" - это энциклопедия хоррора. С одной стороны, это классический слэшер - жанр, зародившийся в 70е годы. Герои в замкнутом пространстве умирают по одному, выживает же лишь final girl. Конечно, заметно и влияние боди-хорроров в духе Кроненберга, то есть тех же 70х. С другой стороны, в 70е из ужасов исчезли как таковые монстры. Возвращение монстра в фильм - дань классическим хоррорам 30х годов, как и общая готическая атмосфера (просто вместо зловещих замков и домов здесь мы видим космический корабль). Идея монстра, растущего внутри человека и вырывающегося наружу отсылает к фильмам 40х, созданных Жаком Турнером и Вэлом Льютоном, когда в силу кодекса Хейса и малых бюджетов приходилось обходиться без реальных монстров и играть с идеей чудовища внутри человека (как в "Людях-кошках"). С другой стороны, можно вспомнить и фильмы 50х, типа "Нечто" и "Вторжения похитителей тел". О последнем напоминают яйца чужих, похожих на "стручки" из Похитителей. Только теперь не чужие вторгаются в мир людей, а наоборот. Есть в фильме и отсылки к экспрессионистским немецким ужасам 20х годов - особенно заключительная сцена схватки Рипли и Чужого до эвакуации с корабля, в которой огромную роль играет экспрессионистское освещение и музыка. Вообще, важность мизансцены это явно дань немецкому экспрессионизму. Использование резких струнных звуков при появлении чужого отсылает к "Психо" - главному хоррору 60х.

Иными словами, "Чужой" суммирует основные идеи хорроров прошлых десятилетий, но при этом переводит их совершенно на новый уровень арт-блокбастера, создавая и новый жанр космо-хоррора. Великий фильм, продолживший традиции и во многом сформировавший кинематограф будущего.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 7 RSS

  • Спасибо, как всегда любопытно.

  • Спасибо. Скажите, я еще в вс 11 февраля писал текст, он скоро появится?

  • Вот уж никогда бы не разглядел в корабле в "Чужом" "готическую атмосферу"! Спасибо, интересный материал.

    • Ну, в темных узких коридорах "Ностромо" можно разглядеть родственные черты, присущие таинственным подземельям и стылым коридорам готических замков, на самом деле. Хотя это довольно условно, конечно. А вот в книгах и фильмах ужасов про страшные старые дома - использован модифицированный хронотоп замка, это сто процентов.

    • Конечно, готика здесь очень условная, как некий намек на атмосферу, дань традиции. Но она становится видней, если сравнить первый фильм с последующими. По сути, каждый режиссер сделал кино в своем жанре. Кэмерон - чисто фантастический боевик, уже даже не хоррор. Жане, снявший потом Амели, что-то такое сюрное и экзистенциальное выдал. Финчер сделал триллер в своем духе. На фоне этих фильмов я бы прямо назвал Чужого космической готикой.

  • Очень интересно, мне понравилось.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!