Новости

ДЮНА: Ты полюбишь пустыню (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 8

Начав в свое время с маленьких человеческих драм и криминальных триллеров, канадец Дени Вильнёв с каждой новой картиной берёт всё больший, во всех смыслах фантастический размах и всё больший вес. И теперь, взобравшись по ступенькам через "Прибытие" и "Бегущего по лезвию 2049" к долгожданной "Дюне", он, кажется, достиг опасной для себя высоты. Сдюжит ли? Прежде до таких отметок, не сорвавшись в фарс и бессодержательность, добирались единичные режиссеры — уровня Стэнли Кубрика, не ниже.

Сам первоисточник, одноименный роман Фрэнка Герберта, детализированный, всеобъемлющий, считается ныне одним из столпов мягкой научной фантастики. Пытаться перенести такое на большой экран хоть в виде одного, хоть двух фильмов — задача самоубийственная. Всё не впихнешь. Уверен, сценаристами Джоном Спэйтсом и Эриком Ротом было пролито немало слёз, когда принимались решения о том, что именно они впихивать не будут. Политический аспект? Религиозный? Экологический? Гендерный? Чего-то в "Дюне" Вильнёва, по крайней мере в первой её части, которую нам сейчас показали, больше, а чего-то меньше, однако он так или иначе старается обозначить все ключевые темы романа. И его юному Полу Атрейдесу из дома Атрейдесов, втянутому против своей воли в политические игры нового галактического феодализма, а затем и в настоящую кровопролитную войну, придется многое для себя уяснить.

Вильнёв не перегружает читателя информацией о сюжете, предпочитая перегрузку визуальную, акустическую. Монументальность здесь в каждом кадре и в каждой нотке, благо за операторскую работу отвечает обладатель "Оскара" Грег Фрейзер, а за нотки — Ханс Циммер. В совокупности это создаёт ощущение огромного наполненного мира, который формировался, медленно шёл к данному моменту тысячи лет и не собирается останавливаться, чтобы зачитать нам лекцию о своём устройстве.

Впррочем, мы быстро понимаем, что этот мир очень и очень патриархален. И даже просто увидев трейлер, можно решить, будто это совершенно мужское кино. Балом как будто правят одни только бородатые мужики с сурово сдвинутыми бровями вроде Оскара Айзека и Хавьера Бардема. Но если приглядеться, всё совсем не так. На ряду с императором, герцогами и баронами существует женский орден Бене Гессерит, как бы прислуживающий каждому из домов и вместе с тем тайно направляющий империю в нужном им направлении. А самое главное, героиня Ребекки Фергюсон, леди Джессика, мать Пола, оказывается, пожалуй, самым интересным, самым неоднозначным персонажем из всех, и актриса это вполне вытягивает. В то время как мужчины играют в основном морщинами на каменных лицах, Фергюсон приходится интерпретировать богатую и сложную гамму эмоций, а её героиня предстаёт в множестве неожиданных ипостасей: она и скромная наложница герцога, и жесткая наставница своего сына, и верная сестра ордена, и воительница. Что победит в ней, если придётся выбирать: преданность Бене Гессерит или любовь к сыну?

Впрочем, главный герой "Дюны" всё-таки Пол Атрейдес в исполнении противозаконно красивого и талантливого Тимоти Шаламе. Ну, он или сам Арракис. Покрытая пустынями планета, среди дюн которой обитают гигантские прожорливые черви, а также добывается пряность (в русском дубляже "специя", но так привычнее), наркотик, топливо и вообще самая ценная вещь во вселенной. Ради такой вещи люди легко отказываются от планов по озеленению планеты, предпочитая выжать здешние пески, а вместе с ними и тела свободолюбивых аборигенов — досуха. Это угрюмое жестокое место. Здесь трудно выжить, здесь как будто не на что смотреть, но... "Ты полюбишь пустыню!" — восклицает герой Джейсона Момоа, не в пример всем прочим улыбчивый вояка Дункан Айдахо, один из наставников Пола. И он прав! Пока молодой герцог, овеянный грёзами пряности, ищет свой путь в пустыне, вы, овеянные грёзами Вильнёва, в эту пустыню влюбляетесь. Она громадна, непостижима и смертоносна, но если уж крохотный жалкий тушканчик считает это место своим домом... Да и "не на что смотреть" — это, конечно, не про "Дюну". Пейзажи Арракиса завораживают, уводят в себя. Сложно представить, какая работа проделана художниками, дизайнерами, операторами и прочими волшебниками!

И если кому-то захочется сравнить (а многим, конечно, захочется) этот фильм с экранизацией 1984 года, то даже я при всей своей любви к Линчу должен признать: "Дюна" Вильнёва круче почти во всём. Она лучше проработана, она масштабна, она сбалансирована, она цельная. Разве что барон Харконнен у Линча омерзительнее, колоритнее и потливее версии Стеллана Скарсгарда, хотя тот тоже внушает. Вильнёв отдаёт дань уважения Линчу в некоторых узнаваемых деталях, но в целом ему важнее первоисточник и собственное видение.

Кажется, "Дюна" Фрэнка Герберта для Дени Вильнёва — что-то вроде библии, и он пытается ей соответствовать, пусть не всегда по содержанию, но всегда по форме. Его экранизация — это такой фантастический пеплум, громоздкий и кровавый (не смотри, что PG-13), мрачный и прелестный. Возможно, не великое кино, но определенно величественное. Почти смесь "Лоуренса Аравийского" и "Космической одиссеи 2001 года", благо влияние картины Лина на роман отмечали уже не раз, а Кубрика мы и так упоминали. Возможно, для кого-то это всё будет слишком. Слишком много пустынь, червей и противозаконно красивого Шаламе. Кто-то окажется неудовлетворён, осознав, что нам показали пролог длиною в два с половиной часа. Это ведь "Дюна. Часть первая". Но скорее всего, увидев финальные титры, загипнотизированные движением песка и пряности, влюблённые в Арракис, вы вспомните слова Лето Атрейдеса: "Я думал, у нас больше времени".

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 8 RSS

  •  Аноним | 16 сентября 2021

    Мощная рецензия! Спасибо.

  • Рад, что рецензенту понравилось.

    По мне так это самое нудное, скучное и затянутое кино, какое тоже можно представить.

    При этом экранизация отличной книги.

    Даже версия Линча, при всей своей особенноести в разы лучше этой нудятины.

    Скажите уже кто-нибудь Вильневу, что жанр эпической фантастики не для него.

    Пускай вернется к тому, с чего начинал карьеру, это у него в разы лучше получается.

    Мне вот интересно, неужели продюсеры после второго Бегущего, не понимают, что это не Вильневская стезя.

    • Как по мне, то "Бегущий..." Вильнева - хорошее кино. Конечно, конкурировать с классикой Скотта ему было сложно, но он почти сумел. А насчет оригинального "Бегущего...", думаю, многие в свое время (да и сейчас наверняка) могли бы сказать тоже самое про "нудное, скучное и затянутое", как и про "Космическую одиссею" Кубрика, как и про многие другие классические ленты.

      • Возможно и так.

        Первый Бегущий тоже не входит в число моих любимых фильмов, но я прекрасно понимаю почему и чем он хорош.

        Про второй так сказать совсем не могу.

        Там визуал преобладает над историей и это очень плохо.

        А вот новая Дюна плоха в первую очередь тем, что они растянули малую часть истории на огромный хронометраж.

        Я думаю Дюне очень хорошо подошел бы формат сериала либо более динамичное развитие в фильме.

  • Похоже, что для меня в новом творении Вильнева ничего нет. Подобные сюжеты я не люблю ни на экране, ни в литературе, Шаламе мне не нравится. Предыдущую «Дюну», при всей моей любви к Линчу, я даже не досмотрела.

    Скажите уже кто-нибудь Вильневу, что жанр эпической фантастики не для него.
    Пускай вернется к тому, с чего начинал карьеру, это у него в разы лучше получается.

    Согласна на 100%.

  •  Аноним | 7 октября 2021

    Reddram, как вам эта "Дюна"?

  • Не пожалел, что посмотрел. Ещё случайно и на оригинальную версию, без дубляжа попал :) Я понимаю, что многим фильм показался скучным и затянутым (но, вообще-то, и книга немного того), но я, наоборот, смотрел почти на одном дыхании с парочкой провисаний — тут дело вкуса, как мне кажется. Не могу сказать, что в восторге от фильма. При всём своём «авторстве» — это почти, что те же Звёздные войны, всё в блокбастерной логике. Но местами очень красиво. И мне понравилось, что передан момент осознания Полом, что ему суждено стать кровавым тираном, который принесёт много боли и страданий. И это осознание его шокирует. Но при всём, чёрт, версия Линча мне нравится больше :)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!