УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Элементы хоррора и триллера в советской кинофантастике

КиноКомментарии: 20

Трудно, конечно, ассоциировать советскую кино фантастику с таким понятием, как хоррор, но случалось - пусть фрагментарно, но случалось. А иногда сплав фантастики и хоррора был вообще очевиден. Хотя и редко, но это было, и мы, конечно, не можем пройти мимо такой волнующей темы. Многие считают, что советская фантастика — это якобы "Человек-амфибия" или "Его звали Роберт", а позже или "Отроки во вселенной", или "Через тернии к звездам". Понятие "фантастический триллер" советские киношники не очень жаловали, и, тем не менее, в этом жанре наснимали немало замечательных вещей, что само по себе факт просто удивительный. И вот первый и пожалуй самый удивительный пример фильма, о котором мало кто помнит.

Появившаяся в тайге туманная пелена притягивает внимание людей и вызывает видения из прошлого. Молодой ученый Ломов (Лев Круглый), занимающийся исследованием таинственной стены, считает это явление посланием далекой цивилизации и ищет пути общения с нею. Внутри сферической стены, исчезающей и появляющейся с определенной периодичностью и представляющей собой мощный элекстростатический заряд, находится исследовательская станция. Ломов работает там уже третий месяц. Начальство присылает туда друга Ломова, Андрея, чтобы тот заменил его на посту, потому что Ломова потянуло в научную фантастику: он считает, что стена произведена инопланетным разумом, а может быть, стена сама является разумным пришельцем. Вместе с Андреем едет подруга Ломова, Лена (Татьяна Лаврова), а по пути присоединяется старший сержант Валера (Андрей Миронов). Валеру послали, чтоб тот осмотрел локатор, "преступно" сломанный Ломовым.

Локатор сломался вот каким образом. С помощью локатора Ломов передавал в стену элементарные картинки, надеясь, что стена как-то отреагирует. Она действительно реагировала, вызывая галлюцинации у оператора локатора. Персонажи фильма испытают на себе галлюциногенное влияние стены. Валера, бывший моряк торгового флота, нарисует корабль и зашлет изображение в стену, после чего моментально окажется на своем судне, посреди океана, два года назад, в ушанке и тулупе. Из воды вытянут странного, измождённого путешественника, который будет твердить экипажу об одиночестве, причем, одиночестве не только в океане, но и во всем мире, после чего представится Валере таким образом: "Если хотите, считайте, что я марсианин"… и отправится в дальнейший дрейф по океану. Когда "приход отпустит", Валера уверует в марсиан. Лену также будет неудержимо тянуть к стене, как и Андрея. Все они побывают в различных точках своего прошлого, в различных точках пространства. Но люди, с которыми им предстоит пообщаться, даже если это хорошо знакомые люди, будут вести себя странно… Однозначно, на особом символическом языке с ними пытается говорить таинственная стена! В конечном итоге мировая общественность, журналисты со всех уголков света, будут расспрашивать советских ученых: так что же такое эта стена? И у советских ученых не найдется ответа. Потому что ответ каждый человек должен найти внутри себя. Но для этого надо лично законтачить со стеной. А какой контакт со стеной, если сам СССР тогда был окружен таинственной стеной под названием "железный занавес"? — молчаливо вопрошают создатели фильма.  /Таинственная стена, 1967-й год/.

Вот вам и первый советский фантастический триллер, только мало кто знает и помнит этот фильм, уж больно пугал он советских кино-чиновников своей темой, далекой от устоев социалистического реализма, и много лет практически пролежал на полке.

Идем дальше. Второй самый настоящий фантастический наш триллер — "Молчание доктора Ивенса", 1973-й год. Фильм о трагическом контакте землян с инопланетной цивилизацией, далеко ушедшей вперёд не столько в техническом, сколько в духовно-нравственном плане.

В числе пассажиров потерпевшего катастрофу над Северной Атлантикой лайнера - претендент на Нобелевскую премию доктор Мартин Ивенс, работающий над проблемой продления человеческой жизни. Он и несколько других пассажиров спасены пришельцами с планеты Ораина. Между ними установлен контакт и доктор убеждает их открыться миру и помочь ему в его работе — продлении жизни людей. Однако неожиданное нападение военного самолета и гибель одного из пришельцев меняет их планы. К выводу о невозможности контакта пришельцы приходят практически сразу, только единственная женщина-инопланетянка Оранта не теряет надежды. При последнем общении посланники другой цивилизации объясняют Ивенсу, что ждет морально незрелое человечество, если ученый доведет свои исследования по "эликсиру бессмертия" до конца. Они отказываются помогать технологиями людям планеты, на которой сила оружия во многом превосходит силу нравственности, и стирают у выживших пассажиров самолёта память. Ивенс остается единственным, кто помнит, что именно произошло. Он возвращается в мир людей, но его память хранит разговоры с пришельцами. Поставленный перед проблемой нравственного выбора, Ивенс отказывается от продолжения своих исследований по бессмертию. Его пытается поддержать Оранта, и они оказываются "под колпаком" спецслужб.

Если вы хотите подвергнуть сомнению мои слова о том, что это именно триллер, пересмотрите сцену, где самолет с пассажирами, потерпев крушение, спасен инопланетянами, но пассажиры еще в полном недоумении — живы они или мертвы, и некоторые из них решаются войти в непонятное нечто в конце салона… голливудские триллеры отдыхают.

Ну, думаю, звание фантастического триллера у знаменитого фильма "Отель у погибшего альпиниста" (1979-й год) оспаривать никто не будет. Фильм видели и любили, и любят как эталон советского прочтения жанра почти все.

То же самое и с знаменитым "Дознанием пилота Пиркса" (1979-й год); ну кто же не помнит знаменитую сцену с отрывающимися руками андроида? Фильм редкий пример выдержанности в стиле триллер от первой до последней сцены в советском кино, впрочем весьма редкий пример.

В "Звездном инспекторе" (1980-й год) впервые в советском кино появляется тема зомби, и хотя фильм, к сожалению, получился стилистически неровным, в нем есть напряженные и весьма интересные моменты, которые позже получат развитие в последующих фильмах подобного жанра.

"Через тернии к звездам" (1980-й год) — это, конечно, чистой воды научная фантастика, но и в нем очень интересно проявляются элементы хоррора; это, конечно, в детстве так напугавшая меня сцена с отравлением источника, где эти кошмарные потерявшие разум Дессианцы в одинаковых белых масках окружают Ниюю, готовые растерзать её, ну и, конечно, сама биомасса.

А далее были жертвы эксперимента по очеловечиванию, кошмарные отарки — "День гнева" (1985-й год), превратившийся в зомби экипаж морского корабля — "Крик дельфина" (1986-й год), инопланетные технологии, грозившиеся уничтожением населению целого мира — "Заклятие долины змей" (1987-й год).

И, наконец, последний фильм в фильмографии советской кинофантастики — "Подземелье ведьм" (1990-й год), где прогрессорская база землян подвергается уничтожению и истреблению диким населением далекой планеты.

Фильмография советских фантастических триллеров:

— Гибель сенсации 1936

— Тайна вечной ночи 1957

— Таинственная стена 1967

— Молчание доктора Ивенса 1973

— Отель у погибшего альпиниста 1979

— Звездный инспектор 1980

— Человек — невидимка 1984

— День гнева 1985

— Крик дельфина 1985

— Охота на дракона 1985

— Заклятие долины змей 1987

— Вельд 1987

— Новые приключения янки при дворе короля Артура 1988

— Тринадцатый апостол 1987

— Конец вечности 1988

— Трудно быть богом 1989

— Подземелье ведьм 1990

— Посредник 1990

Самые страшные эпизоды в советской кинофантастике:

— Роботы убивают своего создателя — "Гибель сенсации"

— Пассажиры после крушения самолета входят в непонятное нечто в конце салона — "Молчание доктора Ивенса"

— Отрывающиеся руки андроида при перегрузке — "Дознание пилота Пиркса"

— Гибель пришельцев — "Отель у погибшего альпиниста"

— Мутация ученого — "Зеленая куколка"

— Отравление источника воды на Дессе, буйство биомассы — "Через тернии к звездам"

— Уничтожение космического мозга Тубоса — "Звездный инспектор"

— Черные следы, проход астронавтов по долине молний — "Лунная радуга"

— Появления Отарков — "День гнева"

— Битва между собой отравленных вирусом вражды пришельцев — "Лиловый шар"

— Мутация Бричера, проход по инопланетному подземелью, змей-охранитель — "Заклятие долины змей"

— Пожирание львами родителей — "Вельд"

— Проход по покинутому городу на Марсе астронавтов — "Тринадцатый апостол"

— Кровавые казни и помешательства на почве насилия — "Трудно быть богом"

— Истребление базы землян прогрессоров дикарями — "Подземелье ведьм"

— Многие эпизоды этого фильма очень страшны, но хочу выделить эпизод когда инициированная мать бросает свою дочь в грязь — "Посредник"

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 20 RSS

  • Весьма достойный материал. Спасибо!

  • Отличная подборка!

  • Интересный материал.

    Ужасов в советском кинематографе было не так много, зато в мультипликации- хоть отбавляй.

  • К своему стыду, ничего из списка не смотрел, но добавил бы туда Солярис: когда Кельвин пребывает на станцию начинается действительно страшный космический хоррор, пока фильм снова не сменяет поджанр.

    Спасибо за подборку, Таинственная стена и Молчание доктора Ивенса не на шутку заинтриговали!

  • О да, клёвый материал, и некоторые из списка сцен с детства врезались память. Руки андроида и мутация Бричера, пожалуй, казались самыми страшными, в "Посреднике" жутковатых сцен вообще полно.

    Кстати я хотел бы увидеть современную экранизацию многих из этих вещей, "Дознание Пилота Пиркса" - офигенный герметичный параноидальный космотриллер, из него же мировой хит можно сделать. "Подземелье ведьм" - прекрасная олдовая приключенческая вещь. Ей только картинки хорошей не хватает.

    Эх.

  • А я бы добавил от себя три фильма советского\постсоветского кинематографа,которые в своё время сильно поразили меня...Это Господин оформитель(88г),Семья вурдалаков (91г.) и Прогулка по эшафоту (92г.)..При чем как сейчас помню, Семью я посмотрел в кинотеатре)))

  • Эй, а как-же фильм "Планета бурь" 1961г.)) Посмотревши ребёнком, очень врезался в память эпизод, где робот погибает в лаве, спасши космонавтов. Именно оттуда Джеймс Камерон позаимствовал эту сцену в своём проекте Терминатор 2, когда Шварц опускается расплавленный металл.

  • Насчёт фантастики не припомню, что-бы я уж очень чего-то боялся, а вот от "Всадника без головы" я мелким выкладывал дорожку из кирпича. У меня ещё перед окнами был завод "Вулкан" и когда из его трубы горизонтально валил дым - я всё ждал едущего по нему всадника.

    "Вий" тоже был аутентичным

  • Да, "Солярис" - лучший хоррор. В сцене, когда выпившая жидкого кислорода Хапи оживала, весь зал вскрикивал. Ну и, клнечно, "Господин оформитель", хотя тут фантастики мало, чистый хоррор. Кстати, в "Морозко" было очень страшео, когда внезапно деревтя оживали и начинали реветь.

  • Кстати, к "Заклятию долины змей" давно уже пора сиквел снять. Весьма добротная вселенная для нового сценария. И народ попрет в кинотеатры, помня ажиотаж первого фильма, это-ж был советско-польский блокбастер)

  • "Вельд" просто гениальный!

    Почему фильма "Монстры" 1993 нет? Русские кайдзю питоны, черепахи, раки в железнодорожных вагонах)

    Где "Роковые яйца" по Булгакову с Янковским? Гигантский крокодил там не хуже, чем у культовых итальянцев в "Крокодил-убийца", да и змеюки хороши.

    Ещё были, вроде, "Псы" про собак-каннибалов, "Господин оформитель", "Вурдалаки" или "Семья вурдалака" по Толстому (другому) и т.д. "Планету бурь" уже хорошие люди в каментах вспомнили вон ещё.

    • Почему фильма "Монстры" 1993 нет?
      Где "Роковые яйца" по Булгакову с Янковским?

      Это уже российский, а не советский период.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!