НОЧНОЙ ЗАМЕС

Новости

Могильная тишина: рецензия на фильм "Нежить" (2024)

РецензииКиноКомментарии: 4

Группа молодых ребят забирает с собой найденный в глухой чаще медальон, ненароком пробуждая к жизни его мертвого владельца. Теперь бессмертный и безжалостный убийца следует за ними, чтобы вернуть свой артефакт любой ценой.

Кажется, ни одному жанру (акульи хорроры — не в счет) не достается столько внимания от желающих препарировать шаблоны, как слэшеру. Сорок лет назад единовластно правившие экранами, сегодня фильмы о молчаливых маньяках, истребляющих молодежь, негласно считаются маргинальными безделушками. Из попыток вернуть им первозданный вид получаются ничего не значащие фанфики вроде "Мясников", а мета-переосмысления часто забывают ключевую задачу хорошего фильма ужасов — напугать зрителя.

Любопытно, что "Нежить" Криса Нэша можно рассматривать с обоих ракурсов — и как классическое сочинение на тему "как я бы снял фильм про Джейсона", и как современный виток направления. От классики фильм наследует максимально простой сюжет без единой лишней детали, легко усваиваемый при начале просмотре с любого случайного эпизода. Есть хрестоматийный убийца, давно отринувший грань смерти и жизни, желающий лишь выполнить свою цель — найти заветный медальон. Есть напуганные ребята — отнюдь не подготовленные бойцы и далеко не бессмертные. Фабулы, описанной одним предложением, вполне достаточно, чтобы воскресить в памяти и "Пятницу, 13", и "Хэллоуин", и "Незнакомца", далее на ваш вкус.

Мета-подход здесь выловить чуточку сложнее, но возможно — нужно лишь обратить внимание на контекст. В каком состоянии находятся слэшеры по состоянию на 2024 год? "Крик" избавил их от серьёзности, "Пункт назначения" лишил убийцы, а "Нежить" пробует отнять еще один важный ингредиент — динамичность. При этом Нэш совершенно искренне признается в любви своему объекту исследования, а его испытательный полигон — вовсе не пародия, а чистокровный хоррор.

Режиссер воссоздает для нового поколения уникальный опыт зрителей, впервые увидевших вторую "Пятницу, 13" в 1980-х — до того, как Джейсон из неотвратимого зла превратился в игрушку поп-культуры, вызывающую веселье вместо первобытного ужаса. Маньяк из "Нежити" не играется со своими жертвами, а жестоко расправляется с ними, составляя неслабую конкуренцию клоуну Арту из "Ужасающего". Смерть в объективе камеры ужасна и болезненна, но это столь же естественная часть дикой природы, как пение птиц и жужжание мух.

Природа, как можно догадаться уже из оригинального названия (In a Violent Nature, "В природе жестокости"), становится здесь действующим героем, ответственным за суть всей "басни". Цивилизованный мир может бесконечно меняться до неузнаваемости, создавая и решая новые угрозы, но в лесной тишине правила неизменны с начала времен: спасение умирающих — дело самих умирающих. Отказываясь от саундтрека, Нэш вовсе не обесцвечивает сцену, а, напротив, подчеркивает ее первозданную мощь. Тяжелые шаги воскресшего трупа отдают в голову глухими ударами молота и вызывают ощущение неизбежности лучше любых надрывающихся скрипок.

В железобетонной основе "Нежити", которую не берет временная ржавчина, и есть её сила. Это ультражестокий сплаттерпанк для тех, кто не дождался "Пятницу, 13" Брайана Фуллера, с гордостью несущий залитое кровью знамя слэшера — и пусть другие elevated-хорроры смущенно завидуют.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

ПАРАНОРМАЛЬНОЕ. МАЯК

Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • вторую "Пятницу, 13" в 1980-х — до того, как Джейсон из неотвратимого зла превратился в игрушку поп-культуры, вызывающую веселье вместо первобытного ужаса.

    Чтоблин?! XD он как раз в Третьей, обретя маску, и стал иконой хоррора, и именно внушал ужас, а во второй он бегал с глупым холщёвым мешком пародируя убийцу из "Города, который боялся рассвета" и никакого "первобытного ужаса" не было и в помине. Грош цена такой рецензии при таком отношении автора к Джейсону, веселье поп-культуры у него, мда-а-а-а... Вот и выросло поколение на пост-модернистском гогне нулевых. Печально.

    • до того, как Джейсон из неотвратимого зла превратился в игрушку поп-культуры

      Еще раз подчеркну "до того". Имеется в виду, что здесь и сейчас, в 2024 году, Джейсон не вызывает уже вообще никакого ужаса — после сотен пародий, фанфиков, хэллоуинских костюмов, мерча. Эти давно опопсовевшие атрибуты и нужно было стереть, чтобы вернуть впечатления от "Пятницы" как от хоррора, и "Нежить" с этой задачей отлично справляется.

  • он как раз в Третьей, обретя маску, и стал иконой хоррора, и именно внушал ужас

    То есть ужас он стал внушать только в маске? Типа безумный убийца из леса это вообще не страшно, а вот в хоккейной маске офигеть как пугает? Да, атрибут классный и ставший культовым, но хз кто боится Джейсона из-за маски. К тому же триквел самый сценарно слабый...

    • Именно в маске, да. Т.к. в мешке во 2 части смотрелся глупо и нелепо, а в первой мамаша за кадром там снято от 1 лица вообще. И именно в 3 пятнице образ стал дико крутым после обретения хоккейной маски и сформировавшегося образа. Именно там и он и стал жуткой иконой хоррора. А не в мешке тупом.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!

Еще на сайте: