Новости

Фредди Крюгер постковидной эпохи - РЕЦЕНЗИЯ на фильм “Астрал. Сомния”

РецензииКиноКомментарии: 0

Мир на пике пандемии и изоляции. Люди в панике за свою жизнь и жизнь своих близких находятся на грани нервного срыва. Мэвис мучают жуткие кошмары - и она обращается к старой подруге Моник, чтобы та немного скрасила ее одиночество и помогла вырваться из карусели страшных снов. Как можно понять, учитывая жанр фильма, это окажется не так-то просто.…

Начнем с небольшого предисловия, что картина, которая в русском прокате стала именоваться как "Астрал. Сомния", не имеет отношения к франчайзу “Астрал”. В оригинале ее название “The Harbinger”, что в одном из эпизодов фильма перевели как “Вестник”. Нельзя сказать, что в русской версии как-то сильно порушился авторский замысел, так что так и быть, оставим эту отсебятину на совести локализаторов.

Хорроры, действие которых относится к временам пандемии, на удивление не такой уж и частый гость на кино- и телеэкранах. Возможно, все дело в ПТСР: воспоминания о ковидных временах могут затрагивать глубинные слои психики, пробуждать старые страх, отчаяние и боль потери - более глубокие и более сильные, чем это требовалось бы для атмосферы хоррор-фильма без реалистично-драматической составляющей.

Режиссер (и сценарист) Энди Миттон ("Дорога из желтого кирпича", "Мы продолжаем" и "Проклятый дом") очень хорошо играет с темами изоляции и беспомощности, которые царили в ковидный год. Маркеры эпидемии здесь - не маски и не требования держаться на расстоянии двух метров - они в отношениях между людьми, в новых привычках и ограничениях. И в уязвимости этих людей. Выход на улицу, в магазин за продуктами, встреча с прохожим - все это грозило смертельной опасностью не только самому человеку, но и его близким. Никто не мог быть уверен - не является ли он носителем вируса - самоощущение и окружающая реальность были обманчивы. Возможно, это покажется слишком пафосным и надрывно-трагичным, но именно на этих базисах неуверенности, враждебности абсолютно всего и нестабильности ощущений и начинает выстраиваться атмосфера картины.

“Астрал. Сомния” технически очень простой фильм. Десяток актеров, полдесятка локаций - и даже наличие сновидческой реальности не добавило в фильм вычурных съемок и крышесносящих эффектов. “Астрал. Сомния” по-хорошему душен, клаустрофобичен, тесен, узок и неуютен. Не очень опрятные персонажи, ободранная квартира Мэвис, дом-конура Моник - мир давит на запертых в изоляции людей, расшатывает их психологическое и психическое состояние, искажает реальность.

Даже кошмары Мэвис поначалу со стороны могут показаться… ну просто кошмарами, симптомами проблем с психикой, в общем, то, что требует лечения в клинике, а не обращения к демонологу. Однако Моник в доме у Мэвис начинает видеть те же самые сны - и руководствуясь постулатом Папы Дяди Федора, что “С ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют”, девушки понимают, что творится что-то категорически не то.

“Не то” оказывается даже хуже, чем могут предположить себе поклонники хорроров о снах. Да, здесь, как и в десятках других, есть существо, которое проникает в сознание людей и вредит им - только делает это несколько иначе, чем тот же пресловутый Фредди Крюгер. Можно даже сказать, более элегантно.

И пусть даже демон выглядит немного банально - как Чумной Доктор, изображения которого были растиражированы во времена пандемии - именно в этой банальности и есть свой резон и даже маленький ключик, раскрывающий финальный поворот. Смертельная угроза берет в качестве своей маски персонификацию смертельной угрозы, которая, в свою очередь, использовала как раз-таки образ спасителя-врача.

Действие “Астрал. Сомния” развивается очень быстро. Моник (Гэбби Бинс) и Мэвис (Эмили Дэвис) постоянно делают новые шаги на пути осознания и постижения того, что с ними происходит. Постепенно динамика происходящего достигает своего пика - когда обе героини оказываются, фактически, в одинаковом положении - и режиссер начинает умело миксовать реальность и ирреальность происходящего, запуская своих персонажей в безумный психологический лабиринт ложных сутей.

События “Астрал. Сомния” должны были происходить именно во время пандемии - это не дань сиюминутной моде или попытке сыграть на уже упомянутых нами глубинных страхах. И дело даже не в том, что демон использует уязвимость людей в своих интересах, а в том, что параллели с реальными событиями таким образом сильны, как никогда. Пребывание в полусне-полуяви = туманность и спутанность сознания, которую отмечали те, кто переболел ковидом. А исчезновения людей = исчезновения в нашем окружении тех, кто умирал от болезни. Печальные параллели, которые, к счастью, дальше режиссер не стал развивать.

Итог: скорее жуткая, чем страшная, с сильной атмосферой картина. Увы, не обошлось без мутных мест в сюжете, без неряшливости в актерской игре и без кое-где откровенного инди. Однако это хороший и мощный, местами натуралистический хоррор, с которым можно ознакомиться и не пожалеть о потраченном времени.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!