Фэнзона

Хеллоуин: праздник удался (?)

РецензииКомментарии: 4

По нескольким причинам, объективным и субъективным, чтение антологии "Хеллоуин" растянулось на месяцы, хотя я надеялся закончить сборник максимум недели за две. И если есть такие причины, как участие в конкурсе "Чертова дюжина 2015", где нужно было прочесть рассказы первого тура и оценить их, или подготовка и переезд в Санкт-Петербург, где я и ныне продолжаю неравную борьбу с бюрократической машиной УФМС, то нельзя не заметить также и более низкий, на мой взгляд, уровень сборника по сравнению с "13 маньяками", от которых я остался в полном восторге.

Были рассказы, которые я начинал и не мог продолжать читать, ибо не увлекали. Возвращался к ним только из чувства долга, желая в дальнейшем написать отзыв. Конечно, есть рассказы, которые прочитал с огромным удовольствием, однако, таких оказалось меньше в данной книге, нежели в "13 маньяках" или в "ССК 2015", объемные комментарии к которой я начинал еще летом и пока не могу продолжить по уже озвученным причинам.

Максим Кабир "Классные рога, чувак!"

Рассказ, который, вероятно, в рамках сборника должен сразу задать общий тон и настроить читателя на определенное восприятие. Только когда закончил сборник в целом, заметил, что рассказ Максима Кабира очень точно передает и смысл аннотации - перед нами действительно открывается праздник нечисти. И как-то так получилось, что веселья во всем сборнике и в этом рассказе в частности получилось больше, нежели атмосферы ужаса.

Конкретно по рассказу, думаю, бессмысленно говорить о том, что стиль автора хорош и выверен, ведь Максим успешно и давно публикуется в рамках активно развивающейся волны хоррора в отечественной литературе. Среди минусов этого рассказа могу отметить только шаблонность персонажей. Если рассказ задумывался, как драйвовое повествование с обыгрыванием любимых автором жанровых клише, то не получилось до конца. Осталось впечатление, что персонажи всё же заштампованны. Это особливо касается Эдуарда Петровича, он же Эдик. Также, на мой вкус, не особенно удачным мне кажется хоррор-рассказ, в котором есть некая жуткая расправа за моральный проступок (или недостатки, или еще что-то). В общем, вся эта назидательность в хорроре лично мне не нравится.

Парфенов М. С. "Мост"

Увы, с назидательностью мы столкнулись в следующем рассказе сборника. В нем шло просто отлично ровно до того момента, когда реалистичное повествование все-таки ушло в сверхъестественный ужас. Дальнейшие суждения выскажу в спойлере, ибо они будут))

Показать...

По части проработки атмосферы и самих героев никаких нареканий нет. Особенно психологический портрет Савельева убедителен и доставляет удовольствие своей реалистичностью. В общем, мое сугубо личное - концовку я бы сделал не такой, совсем не такой, оставил бы упор именно на психологическом аспекте в рассказе. Опять же, нынешняя добавляет морализаторский посыл, мол, зло настигает тех, кто его совершил.

Андрей Сенников "А за окном снежинки тают..."

Рассказ Андрея Сенникова дополняет хет-трик произведений с назидательной концовкой. Всё верно, здесь герой также поплатился жизнью за то, что позарился на айфон беззащитной старушки. Пускай она казалась вовсе не беззащитной, а айфон - не айфоном, а приманкой, всё равно это не избавило от оскомины, которую я набил на третьем рассказе. В самом деле, я читаю сборник, посвященный празднику нечисти, а не учебник по гражданскому воспитанию)

Конкретно данный рассказ портит просто огромное количество сравнительных оборотов на квадратный сантиметр текста. Уже ко второй странице я просто утонул во всех этих громоздких конструкциях с "как...", "словно..." и так далее. Их чересчур много! Запредельно много! Признаться, читал рассказ со скоростью две страницы за полдня, ибо очень, очень трудно продираться было сквозь наслоения этих цветастостей. Притом неуместных, учитывая, что речь идет о гопнике Ките, мелком воришке. Странно, что такая обыденная в сюжетном плане история - парень украл айфон, его начали мучить кроваво-рвотные позывы, он решил отдать украденное и попал в логово ведьмы - обросла такими многослойными красивостями. Они заметно утяжелили текст и помешали вдумчивому чтению. Я уж не говорю о том, что все эти метафоры не особо удачны, учитывая, сколь длинные комбинации длинных же слов они используют. Увы, песенка группы Агата Кристи тоже не прибавила атмосферности, хотя группу я очень люблю.

Леонид Негуляев "Богохульник"

С данным рассказом чтение сборника пошло бодрее. Нельзя не отметить удачно выбранный ритм, стиль повествования. По сути, это военная байка, от которой веет даже чем-то гоголевским. И, как и положено байке, история довольно простая: спьяну ввязавшись в спор, главный герой, политрук Глеб, отправился ночью на кладбище. К концу повествования у читателя остается две версии, что же произошло: либо незадачливый политрук стал жертвой нечистой силы, либо же накурился некачественного табака, что вкупе с выпитым разбавленным спиртом и привело к плачевным последствиям. Понравилось, что рассказ от и до выдержан в едином стиле: не используются ненужные обороты и цветастости, которые могли бы быть уместны в другом произведении. Поставлю "Богохульника" в противовес рассказу Андрея Сенникова, в котором речь шла о воришке, а расписано с использованием таких метафорических оборотов, будто продолжение "Войны и мира" затевали. Вообще, возможно, лишь к сборнику "Хеллоуин" я сделал для себя, как для читателя, несколько открытий. Раньше мне больше были по душе истории с образным языком, и я особенно выделял для себя в серии ССК такие рассказы, как "Никогда" Владислава Женевского, "Навек исчезнув в бездне под Мессиной" Владимира Кузнецова, "Черная церковь" Максима Кабира, "Волчья квинта" Галины Евдокимовой, "Тишина в дождевой капле" Николая Иванова. Но теперь мне вспоминаются и хорошие истории, в которых простой, живой язык не только уместен, он необходим, чтобы не возникло смешного эффекта. И рассказ "Богохульник" как раз стал одним из примеров такого произведения, в котором все компоненты подогнаны в нужной пропорции.

Следующий пост
Семейное дело
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Пока еще не прочитал рецензию целиком, но сказанное про свой текст должен откомментировать. Дело в том, что в "Мосте" тролль как таковой и не появляется. В свое время на сей счет я специально интересовался у ныне, увы, уже покойного Влада Женевского - понятно ли из текста, что тролль в нем совсем не факт, что тролль сколько-нибудь реальный, и получил однозначный ответ "да".

    Меня этот вопрос интересовал, он был для меня важен, т.к. я задумывал именно не тролля, а некое олицетворение. И писал именно так. Посмотрите, если есть возможность, этот рассказ - там нигде тролль не появляется однозначной фигурой, нет. Там персонаж видит что-то, смахивающее на хвост, видит некую огромную тень, которая "словно вырастает из другой тени - моста". В финале появляется и исчезает гигантская лапа, "словно сотканная из тумана". И когда раздается голос, то ни разу не сказано, что говорит тролль. Даже наоборот. Те слова, что вы приписали троллю, в рассказе говорит Мост.

    Разумеется, я оставлял читателям возможность додумать. На самом примитивном уровне можно понять как буквальное появление тролля. Но это только вот на таком, самом примитивном уровне, по самому же тексту очень много "маячков" (начиная уже с названия рассказа), которые позволяют трактовать его иначе.

    Также я вынужден отмести обвинения в излишнем морализаторстве. Во-первых, Савельев мог не возвращаться на это место. А в том, что он вернулся - не виноват никто, кроме него самого, ни тролль, ни кто-либо еще. А во-вторых, я бы поостерегся утверждать, что Мост (или пусть даже Тролль) представляют собой Зло.

    В общем, печально, что вы не поняли этот рассказ, но в данном конкретном случае, опираясь на то, что многие читатели его как раз поняли, я делаю вывод, что это не моя вина, как автора.

  • Дочитал всю рецензию. И, увы, опять же очень со многим не согласен. Да, вкусовщина у вас превалирует абсолютно над всем остальным - такое впечатление сложилось. По крайней мере, N раз упомянутое "я люблю психологический ужас" и навязчивое "я бы убрал, переписал, написал", что звучат рефреном, как мне показалось, говорят именно об этом. Я понимаю, что вы сами пишете и что вам, возможно, на ваш вкус хотелось бы что-то изменить в том или ином тексте, но все-таки эти рассказы писали не вы, а другие люди, у которых свои вкусы.

    • Кто ж спорит) Вкусы у всех свои. Но пока я всё же останусь при мнении и про назидательность в некоторых рассказах, и про прямолинейные ужасы, лишающие читателя возможности самому додумать картину страшного.

      Что касается "Моста", тут я апеллирую всегда к правилу "если вы можете быть неправильно поняты - вы будете") Не то чтобы я так отмазываюсь, но понял я текст ровно так, как о нем написал в отзыве, что-либо новое добавить не могу. Здорово, что есть читатели, которые поняли именно так, как надо, и их больше, чем один такой я.

  • Уже и забыла,что рецензии можно на подстраницы разделять.вообще такого не помню.Скоро сама буду рецензии писать.А вот подстраницы не везде нужны,пора их отменять.Сама эту не читала,но во многом согласна.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!