ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Я твой худший ночной кошмар - мини-сериал "Дракула" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииТВКомментарии: 48

Премьера этого мини-сериала на BBC состоялась 1 января, а на Netflix все три полуторачасовых эпизода появились уже через три дня, то есть вполне очевидно, что "Дракула" должен был стать одним из главных событий в период новогодних праздников для всех кино- и сериаломанов. Тем более, что за сценарий отвечали Марк Гейтисс и Стивен Моффат, работавшие над культовыми сериалами "Шерлок" и "Доктор Кто". Тем более, что в главных ролях снялись опытные Клас Банг (отмеченный наградой Европейской киноакадемии за фильм "Квадрат") и Долли Уэллс, в фильмографии которой десятки заметных проектов. Опять же, пусть речь и шла о "переосмыслении" классики, но зрителей уверяли, что в наше время действие переносить никто не собирается. О том же говорили и попавшие в Сеть кадры, и все трейлеры "Дракулы".

Три раза по полтора часа, посвященные знаменитейшему роману Брэма Стокера, да от британцев, да без каких-либо сомнительных экспериментов с хронологией? Это было похоже на исполнение мечты любого дракулофила. Но, как поется в песне "Агаты Кристи" - порвали мечту... Подробнее без спойлеров никак не рассказать, так что если вы еще НЕ смотрели "Дракулу", но намерены посмотреть во что бы то ни стало - не читайте следующий текст. Проект ИДЕАЛЬНО подходит для негативных обзоров в стиле BadComedian или Гоблина, с подробным пересказом сюжета и попутным его высмеиванием.

Ибо то, что выдали Гейтисс, Моффат и компания, напоминает худшие образчики российского кинопрома и претендует на звание худшей экранизации стокеровского романа за всю историю.

Первый "звоночек" раздается уже в начале. Мы видим не очень хорошо загримированного под живой труп Джонатана Харкера, который находится в женском монастыре где-то в Румынии, и к нему в палату келью заходят две монашки. Та, что постарше, просит Джонатана рассказать обо всем, что с ним случилось в замке графа Дракулы... Таким уж серьезным отступлением от буквы и духа первоисточника сама по себе эта сцена не является, ведь у Стокера упоминалось, что Харкер, чудом спасшись от Дракулы, попадает в монастырь, где ему помогают поправить здоровье добродетельные сестры. Да, Стокер лишь вскользь упоминал об этом, но раз уж адаптация, раз уж переосмысление, то почему бы и нет?.. А потом монахиня задает Харкеру вопрос, от которого у зрителя падает челюсть: "Были ли у вас какие-нибудь СЕКСУАЛЬНЫЕ контакты с графом?"

Причем этот довольно странный (тем более в устах монахини) вопрос еще и повторяется пару раз, наводя на подозрение, что создатели решили зачем-то сделать акцент на теме однополой любви. Ладно, пусть так, "переосмысление" же - успокаивает себя зритель. Далее странных акцентов и странного поведения персонажей тоже хватает, но, положа руку на сердце, к подобному в современной кино- и телепродукции мы уже успели привыкнуть. Вольности сценаристов в обхождении с всем известной историей не то чтобы простительны, но до поры - терпимы. Тем более, что, раскрываясь, сюжет кое-что из этих странностей как-то обосновывает. Нет, гейская тема остается не раскрытой, но, скажем, удивительная монахиня Агата оказывается своего рода ученой, атеисткой (да, вот так) и вообще ее фамилия Ван Хельсинг и она - главная героиня мини-сериала наряду с карпатским графом. Спорное сценарное решение, скажете вы. Да бог бы с ним, но ведь это еще цветочки даже не в структуре всего мини-сериала - в структуре первой его серии!

Хотя поначалу рассказ Джонатана Харкера более-менее следует зачину стокеровского романа - той его части, что посвящена пребыванию английского юриста в гостях у Дракулы. В этой части, кажется, создатели вдохновлялись даже не литературным первоисточником, а фильмом 1992 года, целый ряд сцен и диалогов прямо цитируют творение Фрэнсиса Форда Копполы, который, в свой черед, не забывал расставлять отсылки к предшествующим экранизациям вплоть до "Носферату", так что в итоге местами получаются этакие "отсылки на отсылки к отсылкам". И хотя преображения Класа Банга уступают перевоплощениям Гари Олдмана, внешне актер больше похож на книжного графа, каким его воплощали в свое время Бела Лугоши и Фрэнк Лангелла, а декорации и спецэффекты выполнены получше, чем посредственный грим. В общем, какое-то время наблюдать за злоключениями молодого Харкера как минимум любопытно, разве что вставки с репликами и вопросами монахини нарушают атмосферу и довольно скоро начинают раздражать своей неуместностью и вопиющей неаутентичностью.

Но потом... В какой-то момент закрадывается мысль, а как вообще сочиняли свой мини-сериал Гейтисс и Моффат? Может быть, дядьки (обоим сценаристами глубоко за 50) курили что-то такое, что разрешено использовать исключительно в медицинских целях? Если так, то, кажется, "травка" оказалась забористой - и в тот момент, когда она начала действовать, градус отсебятины в "Дракуле" начал неуклонно расти, пока не пробил крышу графского замка и не устремился в открытый космос.

Старый граф принимает гостя, гуляет с ним по коридорам замка, заодно рассказывая об опасности тамошних лабиринтов, сконструированных знаменитым архитектором. Попутно Харкер (и мы вместе с ним) вынуждены услышать анекдот насчет того, как вдовец-архитектор почил в объятиях собственной супруги. "Но если он был вдовец, то она уже должна была умереть" - "Ну, значит это были очень холодные объятия". Стэнд-ап от Дракулы - как тебе такое, Илон Маск Брэм Стокер? Причем на стене внутри замка еще и портреты покойных архитектора и супруги висят - в отличном состоянии, хотя сами стены и коридоры выглядят хуже некуда, натуральные развалины.

Граф же вообще оказывается тем еще балагуром. В общении с Джонатаном он то и дело разражается каламбурами, а утянутую у Копполы фразу насчет того, что Дракула "не пьет... вино" повторяет несколько раз, словно на тот случай, если до кого-то соль шутки не дойдет с первой попытки. Вскоре Харкер начинает терять силы и даже стареть, в то время как граф прямо на глазах молодеет, превращаясь из дряхлого старца в этакого лондонского денди с манерами заштатного комика из старых голливудских комедий, вроде Билла Кристалла. Все это довольно спорно, как и постоянный акцент на мухах, летающих по замку (можно подумать, что стены гамном намазаны, ей-богу) и смотрится посредственной пародией на ленту 1992-го, но, опять же, до поры - терпимо. По крайней мере, мы понимаем, почему граф изначально показан таким стариком - он, можно сказать, на диете, кровь местного населения для него недостаточно изыскана. То ли дело британцы, которых создатели сериала выписывают чуть ли не высшей расой какой-то, что довольно забавно, учитывая набившую оскомину толерантность, которой, естественно, тут тоже хватает. В общем, желание Дракулы попасть в Англию обосновано в первую очередь вкусовыми пристрастиями - рацион разнообразить.

Харкер, однако, тоже не совсем идиот, и вскоре начинает подозревать, что что-то не так. То ли собственное гниение заживо на эту мысль его наводит, то ли призыв о помощи, нацарапанный на оконном стекле его комнаты, причем на английском языке. Выглянув в окошко, Харкер успевает заметить, как по стене на верхний этаж уползает какое-то существо. И в дневное время, когда остается в замке один, начинает поиски. Правда, приводят они его в подвалы (как??? как, блеать, можно, поднимаясь НАВЕРХ, спуститься в самый НИЗ???), где Харкер сталкивается с зомби (в сериале их называют "нежитью" и это что-то типа низших вампиров, но визуально это именно классические медленные и тупые зомби), а убегая от оной обнаруживает и гробницу самого Дракулы.

Да, тут есть зомби. Сюрприз-сюрприз. Дальше - больше. Придя в себя в столовой, Харкер стойко сносит подколки графа, совсем уж переставшего скрывать свои планы в отношении Джонатана. Но вот с чем ослабевший от потери крови юрист никак не может смириться, так это с детским плачем, доносящимся из портфеля, который Дракула таскает с собой. Наступает новый день, и Харкер опять оправляется на поиски, правда теперь уже использует карту, которую находит в подкладке за рамой... портрета архитектора - одно из самых неумелых использований приема с чеховским "ружьем на сцене, которое обязано выстрелить", которое я только встречал. То есть граф, сотни лет живя в замке, НИ РАЗУ не осмотрел развешенные по стенам портреты чужих людей?.. Да и мотивация самого архитектора выглядит слабой - мол, он не мог не оставить "автограф" - ага, и поэтому спрятал целую кипу карт. Более того, как рассказывает Джонатан монахиням, вдовец-архитектор еще и понаделал в замке тайных ходов, о которых "даже и сам Дракула не догадывается". Ну конечно, где уж ему за сотни-то лет. Самое смешное, что тема с потайными коридорами никакой роли в сюжете не играет, то есть упомянута эта глупость - просто так... Но во время просмотра такие нелепости можно даже упустить из вида, поскольку, потворяем, дальше - больше, а накал бреда уже к концу первой части достигает таких масштабов, что отсутствие логики, мотивации, нелепая отсебятина и ляпы сценаристов кажутся чем-то незначительным.

Как бы там ни было, а старина Харкер находит-таки таинственную комнату, в которой обнаруживает несколько деревянных ящиков и всякие стеклянные емкости с мышами, мухами и иной живностью. С этими емкостями связаны специальными "рукавами" некоторые ящики. Из одного вылезает девушка-вампир - та самая, что оставила Джонатану послание с просьбой о помощи на английском. Откуда языком владеет? Да все просто - по воле сценаристов вампиру достаточно один раз выпить крови, чтобы в совершенстве овладеть языком носителя, ну а "невесты" Дракулы иностранный "учат" уже косвенно, благодаря внутренней связи с графом. Такой вот экспресс-метод изучания английского, Дракула-стайл - школота в восторге. Конечно же, вампирша атакует Харкера и - "упаковывает" в ящик, где к Джонатану ползет зомби-младенец (да, здесь есть и такое), а потом появляется граф, чтобы спасти свой ужин.

Не долго думая Дракула рассказывает Харкеру обо всем - что он, мол, мечтает о потомстве и опыты с младенцами и "невестами" проводит. Даже не сомневайтесь - эту тему в дальнейшем создатели сериала забудут, как и многое другое. Граф выносит уже не способного перемещаться самостоятельно юриста на площадку на башне замка, чтобы Джонатан мог полюбоваться последним в своей жизни закатом и заодно рассказал самому Дракуле о том, как выглядит солнце - даже не сомневайтесь, что эта глупая сентиментальная деталь станет главной далее. Харкер умоляет его пощадить, граф требует поклясться, что тот, если он оставит ему жизнь, не будет препятствовать его путешествию в Англию и тому, что граф убьет всех, кого Джонатан любит. Джонатан обещает ровным счетом противоположное, Дракула восхищается его британской стойкостью (как мы и говорили, создатели шоу изображают англичан этакой высшей расой) и убивает.

Тут нас возвращают в женский монастырь, чтобы одарить ух-та-каким сюжетным твистом. Выясняется, что Харкер, померев, тут же стал нежитью (английская нежить - она тоже высшего разряда) и бросился со стены замка в пропасть, упал в речку и всплыл уже где-то в море, где его выкинуло на берег. Живой труп подобрали местные и отнесли в монастырь к сестрице Ван Хельсинг, которая известна, оказывается, как спец по всякой нечисти. Та-дам! И тут же второй ух-ты-какой-твист - молодая монашка, спутница сестры Агаты, оказывается невестой Харкера, Миной Мюррей, которую он просто не узнал сразу, хотя она до этого постоянно снилась ему в замке в совсем не-по-викториански эротических снах.

Меж тем, монастырь атакуют летучие мыши, а у ворот бродят волки - Дракула явился за Харкером (хотя на кой ляд ему Джонатан сдался - не понятно, все равно уже скоро станет таким же вампиром). Тут-то и выясняется, что сестра Агата - Ван Хельсинг. А еще - феминистка. А еще - что вампиры правда не могут войти куда-либо без приглашения. А еще - что все монашки вооружены кольями. Они их, правда, не используют, зато какой фрейдистско-феминистский символизм, а? Здесь сценаристы одаривают нас набором омерзительных реплик и диалогов, отдельные фразы из которых так и просятся в цитатник в качестве примеров дебильной пропаганды "в лоб". "Я твой худший ночной кошмар - образованная женщина с распятием". No comments. Монашки в румынском монастыре 19-го столетия - негритянки и азиатки. No comments.

Пока граф соревнуется в остроумии с Агатой Ван Хельсинг (надо сказать, что оба проиграли бы Петросяну в одну калитку), Харкер-нежить и Мина Мюррей разыгрывают дешевую мелодраму: "я могу убить тебя, поэтому возьми кол" - "нет, не возьму, ведь я знаю, что ты меня любишь" - "тогда я убью себя сам". В итоге Дракула подлетает к окну, чтобы рассказать брошенному невестой подыхать Джонатану, что кол мог бы убить его только в том случае, если бы его использовал кто-то другой, не он сам - и предлагает свои услуги с условием, что Харкер его "пригласит". Следует кровавая, но довольно скучная расправа над монахинями, а сестра Агата и Мина, бросив уже вообще всех, скрываются в одной из комнат, где делают "магический круг", куда вампир по своей воле попасть не может. К ним является Харкер, которого Мина, разумеется, приглашает внутрь, ведь "он меня любит и мне не навредит", после чего - вау, третий ух-ты-какой-твист - оказывается, что на самом деле это не Джонатан, а Дракула, "надевший" его кожу.

Конец первой серии, а вас уже тошнит от невменяемости сценария? Эхе-хе, ребятки, это - только начало.

Второй полуторачасовой эпизод рассказывает о путешествии Дракулы по морю к берегам Англии. Как и в первой части, повествование периодически прерывается сценами диалогов с Агатой Ван Хельсинг, только теперь ее собеседником выступает сам граф - ну, оно и понятно, ведь Джонатан Харкер погиб, поскольку сценаристы забыли, зачем написали сцену с его клятвенным обещанием сделать все что в его силах, чтобы помешать вампирам захватить Лондон...

В оригинальном романе история шхуны "Деметр" - один из самых страшных эпизодов. Маленькое судно (там всего экипажа, считая юнгу и кока - человек шесть-семь было) перевозит ящики с землей, в одном из которых укрывается Дракула; титулованный упырь ночами выбирается из своего укрытия и сосет кровь, по очереди убивая всех моряков, так что в конце шторм выносит на берег уже корабль-призрак с мертвецом, привязанным с штурвалу. Шарма в глазах русских читателей добавляло то, что "Деметр" был частным российским судном с преимущественно русским экипажем - лишь помощник капитана был из румын.

Волею Гейтисса и Моффата в сериале "Деметр" везет не только груз, но и целую кучу пассажиров, включая престарелую княжну, индийского (судя по имени) доктора Шамру, его немую дочку, чету молодоженов и их слугу-негра. Нас знакомят и с членами экипажа, один из которых - юнга, выдающий себя за другого юношу. Сам Дракула также среди пассажиров, а еще в каюте номер девять лежит кто-то больной. Серия должна была быть похожа на камерный детектив а ля "Десять негритят" или хорроры в стиле "Чужого", в которых группа героев оказывается заперта в некой локации, где некто или нечто по очереди с ними расправляется. И до определенного момента она и правда похожа с той лишь разницей, что личность убийцы ясна зрителям с самого начала. В целом эпизод кажется более вменяемым, чем первый, но только в сравнении с ним, потому что...

Набор претензий на самом деле остается прежним: лихая, но зачастую ничем не оправданная отсебятина, дурно прописанная мотивация персонажей, ляпы и алогичность сценария. Начнем с того, что уже в первой сцене нам показывают ночной кошмар капитана - к нему в спальню пробирается отрубленная рука, за которой вбегает здоровенный бывший владелец руки. Как выяснится в дальнейшем этот мужик - корабельный повар, когда-то потерявший кисть руки по вине капитана, из-за чего того, видимо, терзают угрызения совести. Сам кок, правда, из-за культи не парится, да и в сюжете этот факт не играет ровным счетом никакой роли. Доктор Шамра перед отплытием сталкивается с ожившим мертвецом - нежить расправляется с его помощниками (это два мужика в тюрбанах) и оставляет самому доктору шрам на лице, и да, это тоже никак не влияет на сюжет серии. Меж тем, юный уборщик в больнице становится свидетелем сцены с умирающим юношей Петром - судя по всему, также зараженным вирусом вампиризма. У койки умирающего плачет его мать, из слов которой уборщик узнает, что Петр мечтал стать моряком и записался в юнги на "Деметре", а мы видим как с божьей помощью (то есть с помощью православного священника) в грудь Петру вбивают кол. И, само собой, все это - смерть Петра и то, что румынский мальчик выдает себя за него, чтобы попасть на корабль, - тоже не играет никакой роли в сюжете!

Ну ладно, в который раз говорим себе мы, в конце концов им - сценаристам - надо было как-то растянуть историю до хронометража полнометражного фильма, а тут по крайней мере не скучные сцены. Тем же самым мы оправдываем для себя и введение в сюжет персонажа старой аристократки, которая понадобилась создателям сериала лишь для того, чтобы упомянуть о ее давнем знакомстве с Дракулой перед тем, как граф высасывает из старушки кровь. Ах да, княжна еще и по-немецки говорит, как и один из моряков, что мотивирует графа на убийство оного - просто чтобы "освежить в памяти немецкий".

Появление на палубе негра оправдано понятно чем - без толерантности нынче никуда. Негр при этом всячески подчеркивает, что он ничей не раб, а работает на молодого господина по найму. И вообще ведет себя как человек другой - нашей - эпохи, искренне возмущаясь любым косым взглядам и только что не толкает гордые монологи о равенстве, свободе и борьбе с белыми угнетателями. До кучи его еще и гомосексуалистом сделали, так что ближе к финалу еще будут слезы и вопли про "он убил мою любовь". Объект любви - господин, который путешествует с молодой супругой, на которую положил глаз и один из моряков, хотя какого-то любовного треугольника или квадрата в сценарии не реализовано. Зато дают понять, что белый гомосексуалист женился из-за денег и вообще он плохой (ясен пень, раз скрывает свою природу - значит плохой, потенциальный предатель). Да к тому же не особо-то и верный своему черному другу - да, нас ждут сцены с графом, лапающим бледного юношу за коленки, что приводит последнего в тихий восторг.

Статисты выбывают из строя один за другим, потому как коварный Дракула всех их собрал на корабле, чтобы устроить пирушку. Часть экипажа оперативно сваливает на шлюпке, а оставшиеся начинают подозревать, что среди них - убийца. Спустя какое-то время решают проверить таинственного больного пассажира в каюте номер "9", и тут нас ждет очередной вот-это-поворот от авторов - в каюте Дракула перевозит сестру Агату. То есть все диалоги Ван Хельсинг и графа были чем-то вроде снов, который Дракула на женщину наслал, все это время она была тут же, на корабле, а вампир в перерывах между убийствами членов экипажа и других пассажиров "прикладывался" к шейке монахини-феминистки.

К тому времени, надо сказать, шхуна уже давно плывет в тумане, который Дракула наслал на корабль. Как нам объясняют, это защищает графа от солнца - и он действительно бродит по палубе днем, нацепив на нос очки из фильма Копполы. Когда выжившие находят Агату, граф "переводит стрелки" на свою жертву, заявляя, что та и есть убийца. Монашку собираются повесить, но не особо торопятся, а затем хитрая Ван Хельсинг при помощи немой дочки доктора Шамры вынуждает Дракулу показать, кем он является на самом деле. Оказывается, граф боится даже если пальцы крестиком сложить - мы это запомним, а вот сценаристы нет, потому что больше в сериале никто не использует столь простой и действенный метод защиты от Дракулы. Вампир скрывается, а сестра Агата берет командование судном на себя... Нет, мы ничего не путаем, она так и говорит: "Капитан Соколов, вы осовобождаетесь от ваших обязанностей" - еще одна нелепость, не известно зачем всунутая сценаристами, так как мало того, что никакая румынская монашка, разумеется, не может раздавать команды на русском (да и на любом другом) корабле и тем паче снимать кого-либо с должности, так все это еще и никак не влияет на сюжет. Более того, в реальной иерархии на судне не происходит никаких изменений, капитан остается капитаном, а повар поваром и т.д. - то есть глупая фраза звучит просто потому, что сценаристами захотелось, чтобы она прозвучала. Во славу феминизма и сильных женщин, наверное.

Как и в первой серии, накал бреда растет ближе к финалу. Оставшиеся в живых выбрасывают все ящики с землей из родных для графа мест, кроме одного - по замыслу Ван Хельсинг он станет ловушкой для Дракулы. Между делом сестра Агата говорит, что, мол, днем граф им не страшен - ептель, а чего ж вы пятнадцать минут назад про туман, берегующий Дракулу от солнца, рассказывали?! Да, сценаристы умудряются противоречить сами себе даже в рамках одной серии.

Поведение всех без исключения героев не поддается никакой логике. Вот они прячутся в "магическом круге" от Дракулы, но тут же негр из него выходит, хотя все кричат ему этого не делать. Граф, разумеется, негра убивает (вот ведь расист!), после чего все остальные люди тоже выбегают из круга - no comments. Им почти удается одолеть Дракулу, монахиня поджигает его и охваченный огнем упырь прыгает за борт, но Агату это не успокаивает и она уговаривает капитана затопить "Деметр". Однорукий кок и юнга уплывают вдаль на второй шлюпке, а капитан и сестра Агата (она, оказывается, еще и химик, и знает как сделать порох из подручных средств) остаются, чтобы подорвать шхуну. Естественно, объявляется граф - он вырывает капитану кусок шеи и объявляет его мертвым, когда сталкивается с монахиней, после чего, прихватив бутылку вина (которое он не пьет, как мы прекрасно помним - зря что ли нам это так часто повторяли), поднимается на палубу и приглашает проследовать за ним Агату. Тут внезапно "оживает" капитан (ну конечно, разве способен 500-летний вампир точно определить, добил он или нет свою жертву), который просит монахиню отвлечь графа, а сам ползет к пороху (что мешало самой монашке порох поджечь? видимо, накал драматизьму не столь высок показался сценаристами). Агата и граф продолжают нудные и глупые беседы, порох взрывается, корабль моментально вспыхивает и тонет, тонут и Агата, и Дракула...

И вот тут гений сценаристов уготовил нам, кажется, главный сюжетный твист всего мини-сериала. Граф взламывает ящик с землей (кто его туда заколотил остается загадкой) и по дну выбирается на берег, где его - та-дам, сучки! - встречают две машины с мигалками и вертолет. Конец второй серии.

Да, они все-таки перенесли историю в наше время, не смотря на все обещания. События последней серии развиваются в наши дни, а оппонентами графа становятся больная раком женщина - потомок сестры Агаты - и лондонская молодежь, носящая имена героев романа Стокера. Люси Вестенра теперь мулатка-вертихвостка, в которую безответно влюблен доктор Сьюард. Подружкой Люси в романе была невеста Харкера Мина, но в версии BBC и Netflix роль Мины досталась некоему блондину - видимо, очередному гею. Сьюард же работает на Ван Хельсинг в загадочной лаборатории фонда имени Джонатана Харкера - оказывается, настоящая Мина Мюррей, спасшаяся в первой серии, основала такой. Кто спонсирует деятельность фонда - нам не говорят, но всячески намекают на "сильных мира сего", во что легко поверить, ведь фонду служат куча ученых и вооруженные наемники.

Как выясняется, сотрудники фонда спустя сто с лихуем лет обнаружили затонувший корабль, а в паре сотен метров от него - тот самый ящик с Дракулой. Ученые хотят изучить вампира, поэтому они вскрывают (да, это сделали они, а не сам граф, очередное противоречие) тару, суют в рот Дракуле палец (а что, разве это не логично, когда вы труп на дне морском находите?), который он, естественно, откусывает, после чего ждут, когда же тот объявится на берегу. Что им мешало доставить ящик в лабораторию - бог знает. Видимо, горячее желание сценаристов всех удивить в финале второй серии. Почему Дракула, который без человеческой крови дряхлел у себя в замке, проведя сто двадцать лет без еды на дне морском ни капельки не изменился - еще одна загадка. Столкнувшись с полицией, вертолетами и видеокамерами - граф особо не парится, кусает копа-оператора (предварительно зачем-то заставив ту улыбнуться и засняв ее и себя на видео - чтоблеать, зачем, почему?.. а, ладно) и бежит. Заявляется в некий частный дом, пугает его владелицу, показывает ей морозильный шкаф, в который засунул ее мужа, ставшего нежитью, смотрит телевизор и восхищается богатой жизнью современных обывателей. Тут за ним являются Ван Хельсинг сотоварищи. Сотрудники секретной лаборатории рушат стену дома, угрожая графу, что если тот не подчиниться их приказам, то они снесут крышу и пустят внутрь солнечный свет. Дракула требует, чтобы к нему явилась Ван Хельсинг, кусает ее и - блюет. Потому что та, как мы помним, больна раком, а кровь умирающего - очередное нововведение сценаристов - смертельный яд для вампира. Графа упаковывают в гроб с землей и доставляют для исследований в лабораторию.

По традиции, заведенной в предыдущих сериях, чем дальше в лес - тем больше накал бреда. В лаборатории графа ждет современная стеклянная камера, а еще ему выдают планшет (!), чтобы осваивал новые технологии и читал электронные библиотеки. Попутно Ван Хельсинг читает Дракуле лекции о правах женщин (!!) и радостях демократии (!!!). Дракула сдает кровь на анализы... Дракула связывается по скайпу с юристом Ренфилдом, который заявляется в лабораторию и требует, чтобы его клиента отпустили...

Стоп, какая еще связь по скайпу - изумляемся мы. Изумляется и Ван Хельсинг: "Откуда вы узнали пароль от вай-фай?.." Откуда в секретном бункере в строго охраняемой лаборатории вай-фай? - офигеваем мы. "Так пароль-то - "Дракула", - ухмыляется граф.

Да, они дали вампиру планшет, включили интернет и поставили на пароль имя самого вампира. Гениально.

Ренфилд угрожает начальству лаборатории, что придаст огласке их деятельность, если те не выпустят его клиента... И они ОТПУСКАЮТ графа! То есть можно было с вертолетами и полицейскими встречать Дракулу на морском берегу, можно было скрыть убийство копа, можно было вломиться в чужой дом, частично разрушить там одну из стен - но ни-ни, мы, супер-пупер фонд, спонсируемый кем-то очень могущественным (кем - сценаристы нам так и не поведают, не надейтесь), боимся, что какой-то адвокат что-то про нас расскажет. И вообще мы за права человека и вампира, поэтому нам станет стыдно и - гуляйте, мистер Цепеш, извините за беспокойство.

Дракула тут же находит себе новую "невесту" в лице мулатки Вестенра, которая отвечает графу взаимностью, чем до глубины души его удивляет - впервые за 500 лет Дракула встречает кого-то, кто "почти что любит смерть". Н-да, старик, так тебе чуть раньше пробудиться бы, да свести знакомство с готами, сатанистами или еще какой субкультурой... Граф и Люси гуляют по кладбищу, Дракула рассказывает девушке о трудном посмертном существовании нежити и предупреждает, чтобы та изменила завещание - ее должны похоронить обычным способом, а не кремировать. На кладбище им встречается мальчик-нежить, которому очень нравится Люси. Когда та оказывается уже дома, мальчик ночью пробирается к ней в постель, пугая до полусмерти. Впрочем, добрый граф тоже стучит в окно и просит впустить (мальчику-нежити, видимо, приглашение не нужно - ну, он же низший вампир, не то что "продвинутый" граф). Зайдя внутрь, Дракула предупреждает Люси, что, мол, не смотри, я сейчас буду убивать ребенка, как мы это делали во Владивостоке...

Да, именно такой трэш и творится. А вы-то думали, что хуже и бредовее, чем в первых двух сериях, быть не может?

Люси умирает, но граф является к ней по смерти в зеркальном отражении. Люси кремируют - да, она не вняла предупреждениям Дракулы, но вы ведь и не ждете уже ни от кого хоть мало-мальски логичных поступков?.. Обгоревшая Люси выбирается из крематория и идет на встречу с Дракулой, который обосновался в пентхаусе какого-то небоскреба. Чуть ранее туда же заявляются Ван Хельсинг и Сьюард. Ван Хельсинг уже при смерти - она выпила кровь Дракулы, но это ей никак не помогло со здоровьем, зато теперь в ней живет дух ее предка, сестры Агаты. Из сюжета уже выбыли за ненадобностью жених Люси американский богач Квинси, ее блондин-подружка, дело идет к финальному противостоянию Дракулы и Ван Хельсинг - а потому пора выбыть и Люси с Сьюардом. Все встречаются в гостях у графа. Сьюард в ужасе при виде обгоревшей Люси, а та, все еще видя в отражениях красивую мулатку (и не видя собственные руки, что странно, но уже сущая мелочь в этой битком набитой глупостями истории), не догадывается о том, до какого состояния ее довела кремация. Когда у Люси открываются глаза (почему-то не пострадавшие, ага), с ней случается истерика. И любящий доктор Сьюард милосердно пронзает девушку заготовленным заранее колом.

То, как Ван Хельсинг и Сьюард вообще нашли новое жилище графа, достойно отдельного рассказа, но мы эту часть лучше пропустим, ибо и так уже утомились. Впереди - эпичный финал всей этой идиотической саги. Поскольку от Люси уже избавились, а в финальной схватке Сьюард явно лишний, его... прогоняют. Натурально прогоняют, Ван Хельсинг так ему и говорит: "Пошел вон". Чувак сваливает, а Ван Хельсинг бросается к окну и срывает шторы, граф валится на пол, бьется в агонии, залитый ярким солнечным светом...

И тут выясняется, что солнце для вампира безвредно. Ван Хельсинг толкает речь о том, как Дракула сам поверил в крестьянские байки и сам себя убедил в том, что крест и солнце представляют для него смертельную опасность. Мотивирует графа, обвиняя его в постыдной трусости перед лицом смерти, в результате чего Дракула "прозревает" и совершает акт суицида, выпивая ядовитую для него кровь Ван Хельсинг.

Финиш. Финита ля комедия. За 500 лет жизни Дракула не допер, что кресты и солнце для него не опасны, ага. А поняв, что, оказывается, у него и днем руки развязаны для того, чтобы мог делать все, что угодно - решает со стыда самоубиться.

Вы еще спрашиваете, что нам не глянулось в этом мини-сериале?..

Ну, помимо (написанного, если верить внутренним ощущениям, двумя малолетними укурками) сценария - не понравились режиссура и работа оператора. В минус также идет грим, местами очень уж убогий - тот же мальчик-нежить просто появляется в кадре с плохо сидящей на лице маской. Из немногочисленных плюсов - обилие кровавых сцен, которые даже могли бы пугать, если бы не находились в столь вопиюще бредовом контексте, и актерская игра Класа Банга, из которого в самом деле получился бы недурной граф, если б не необходимость регулярно произносить дурацкие каламбуры, вложенные в уста персонажа сценаристами.

В остальном же "Дракула" теперь для нас звучит как синоним словосочетания "полное разочарование". Выражаясь языком заглавного злодея из этого мини-сериала: ну очень безвкусно.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 48 RSS

  • Дракулу еще играет не темнокожий актер. Как вообще такую дичь можно в 2020 выпускать))).

    На счет рецензии...Дочитал до вопроса монашки и понял, что пропущу этот сериальчик.

  •  Аноним | 5 января 2020

    Может, это прозвучит странно, но я не вижу ничего плохого в том, что описано в рецензии. Английский юмор, парадоксы, недальновидность Дракулы, прогрессивность взглядов уже в те годы, новшества в каноне. Надо смотреть самому и составлять свое мнение.

  • Все было неплохо до конца второго эпизода. Твист с переходом в наше временем сломал всю историю. Отдельно отмечу Класа Банга. По сути он в одиночку пытается "вывезти" весь сериал. Его Дракула это довольно разговорчивый и обаятельный кровосос, но в тоже время хоть каких-то положительных черт найти в нем нельзя. С остальными персонажами дела обстоят хуже. Переживать за героев просто не успеваешь. У них либо мало экранного времени, либо их сразу отправляют на тот свет. Агата - главная протагонистка сериала просто раздражает, как и ее потомок в нашем времени. Итог: хороший Дракула, качественный грим, два неплохих эпизода и хуевый твист.

  • Все это довольно спорно, как и постоянный акцент на мухах, летающих по замку (можно подумать, что стены гамном намазаны, ей-богу)
    (как??? как, блеать, можно, поднимаясь НАВЕРХ, спуститься в самый НИЗ???),

    Улыбают такие места )))

  • Ждали нормальную стильную экранизацию, и если уж "не как у Копполы", то максимально по книге (не даром сериал всё-таки). А там так всё бездарно всё угробили, да и исполнитель роли Дракулы сразу же мысли о полном провале вызвал ещё с анонса - но ролики-то заглядение были, ух! Вот это уголёк в красивой обёртке под Рождеством нам подсунули)

  • Не гуано оно, конечно, первосортное - этот Дракула, но мне так пофигу на этот минисериал, и не ждал его и не надеялся ни на что, поэтому не вижу для себя какой-то особой потери или разочарования.

  • Завышенные ожидания помноженные на предвзятое отношение...

    Как экранизация он может и не очень, но как довольно качественный сериал очень даже ничего)

    Мне только не понравились опоры на так называемые "классические фильмы" о Дракуле, которые явно развивали не лучшие идеи Стокера, и да, третья серия больше напоминает какой-нибудь перформанс, а в остальном я очень даже доволен. Это тот сериал который хочется цитировать)

    • Завышенные ожидания помноженные на предвзятое отношение...

      Мне просто интересно, с чего у меня должно было быть предвзятое отношение?

      Как экранизация он может и не очень, но как довольно качественный сериал очень даже ничего

      Рад, что вам понравилось, но это не аргумент для оценки.

      • с чего у меня должно было быть предвзятое отношение?

        Даже если судить только по этому тексту вы из поклонников романа и отступления от текста немало вас огорчают, отсюда — предвзятое отношение: любое "отступлением от буквы" не может идти на пользу, "не оправданная отсебятина" никак неприемлема.

        это не аргумент для оценки

        А разве у вас много аргументов? Вы вот тоже говорите: "не понравились режиссура и работа оператора" А чем таким они плохи — непонятно.

        •  Аноним | 8 января 2020

          Reddram, передайте мне попкорна.

        • Вы вот тоже говорите: "не понравились режиссура и работа оператора" А чем таким они плохи — непонятно.

          Пф. Как бы по тексту вполне видно, что я сосредоточился на многочисленных ляпах сценария. Разбирать столь же детально в таком же объеме работу режиссера и оператора - увольте, обошелся короткой ремаркой.

          Даже если судить только по этому тексту вы из поклонников романа и отступления от текста немало вас огорчают

          Отступлений от текста хватает в большинстве экранизаций "Дракулы", однако худшей или одной из худших я считаю именно эту. Так что нет, утверждение о моей "предвзятости" вы не обосновали.

          • Ну просто пересказывая вы всё время опускаете важные детали такие как то что Дракула явился за Харкером в монастырь по той причине что тот сохранил сознание и ведёт себя как человек. Словно отказываетесь замечать детали которые по вашему не соответствуют духу романа...

            Чем дальше от оригинала отходит сериал тем сильнее вы его критикуете... отсюда и напрашивается моё предположение. И я говорю только о том что заметил, о том что мне показалось, и я конечно могу ошибаться, как и вы рассуждая о сериале)

            • Дракула явился за Харкером в монастырь по той причине что тот сохранил сознание и ведёт себя как человек

              С сознанием у Харкера там явно не лады, да и поведение не очень человеческое. Это раз. Второе - очевидно, что Харкер для Дракулы как таковой интереса не представляет, он его использует как "билет" в монастырь, да и все. Это два.

              Словно отказываетесь замечать детали которые по вашему не соответствуют духу романа

              Слушайте, ну причем тут дух романа, когда у них армия монашек вооружается колами против Дракулы, а потом никто эти колы не использует? Это просто сценарный ляп того сорта, когда какая-то сцена прописывается, какие-то элементы вводятся ради "красоты", "символизма", но затем про них забывают. Также как и фразы типа "я твой худший ночной кошмар - образованная женщина с распятием" - ну трэшняк же очевидный. Я уж молчу о негритянках и азиатках в румынском монастыре 19 века.

              • очевидно, что Харкер для Дракулы как таковой интереса не представляет, он его использует как "билет" в монастырь

                Дракула приходит за Харкером, но в итоге использует того как "билет". Так как его интересы меняются после встречи с Агатой да и после встречи с самим Харкером... По-моему всё логично.

  • Смотрел налегке, не напрягаясь и не вдаваясь в детали - понравились первые две серии из-за атмосферы всеобщей обречённости и видов.

  • Ваша рецензия на сериал была лучшей из тех, что я читала.

    Смотрела с такик упоением, что не заметила многих ляпов. Тем не мение, даже не включая мозги во время просмотра, не смогла не заметить, что многие персонажи не раскрыты. Особенно жаль было Дж. Харкера. Он перетянул на себя одеяло в первой серии, и я все тщетно надеялась, когда он появится снова.

    Огорчила развязка, открытие тайны, к которой нас подводили все три серии. И что раздражает больше всего, так это то самый сладкий плод, Люси. Дракула сказал что у ее крови был вкус влюбленности в смерть, что и делало ее особенной. Основываясь на этом, Агата строит свою теорию о страхах Дракулы, который и сам не ведает об их первоисточнике. Но, допускаю что что-то не углядела, и была бы рада ошибиться, Люси вовсе не влюблена в смерть. И то, что она добровольно подставила ему шею, еще ничего не доказывает. В конце концов, их "роман" длился далеко не один день.

    Идея того, что Дракула с кровью впитывает и все знания, жизнь человека, показалась мне весьма удачной. И так как на этом делался акцент, я была уверенна в том, что Дракула боится креста и прочего из-за того, что сами люди боялись Бога и т.д. Он то, что он ест. Люси "ничего не боится", а граф так хотел "попробовать кровь атеистов", как я надеялась, чтобы избавиться от страхов. Это была единственная предполагаемая особенность Люси. И вдруг оказывается, что она именно влюблена в смерть. То ли я что-то пропустила, то ли Дракула, как бы это не было пародоксально, ошибся. И тогда Агата просто тыкнула пальцем в небо и угадала? Хотелось бы разобраться в этом вопросе.

    Люси, которую он называет своим наиболее многообещающим экспериментом, он дает так просто умереть, а ее очевидная глупость никуда не пропадает и после смерти. Игры Агаты в гляделки со своим протеже остаються без внимания графа, хотя и дляться так много. Я уж было подумала, что он каким-либо образом разобьет окно, снимит занавеску или еще что, пока она будут отвлекать внимание. Но нет, Агата бежит к окну, что занимает достаточно времени, чтобы Дракула ее остановил, чего он не делает.

    Окончание, все же, великолепно. Агата сыпит так много глупого пафоса, словно подначивает его одолеть свои страхи, что он и делает. При этом, она, возможно, умирая, сидит в кресле, котрое находится в тени. Он же выходит на свет, впервые за 500 лет. И в какой-то момент его грудь пересекат тень рамы- крест. Глядя на него, Агата улыбается. УЛЫБАЕТСЯ. Поступают ли так враги? Она все время хотела разгадать его секрет, была вынуждена защищаться, но не хотела намеренно избавлять от него мир. Она искала Бога, и он был тот, кто указал ей на него. Он был тем злом, которое помогло ей обрести свет. При этом, именно она помогает ему сделать то же самое. Зачем ей избавлять Дракулу от его страхов? Делать неуязвимым? Явно не для самоутверждения. И как вишенка на торте, сцена на столе,залитым солничным светом, куда Дракула перенес ее из тени. Далее следуют сцены эротики на фоне солнца,еще раз намекающие нам на связь оставшихся героев. Повторюсь, не ясно, зачем он решает умереть вместе с ней. Любовь? Интерес? Неужто он уже все повидал? И хотя этот его акт является его высшей победой над собой, что мешало ему дальше гулять под солнцем? Он уверен в летальном итоге, а последняя фраза звучит как "После стольких лет, неужели ты думаешь, что я мог допустить, чтобы это (смерть) было больно?". И если продолжение все-таки снимут,интересно как же они обьяснят этот момент? Ведь сам Гэттис назвал это воскрешением.

    • я была уверенна в том, что Дракула боится креста и прочего из-за того, что сами люди боялись Бога и т.д.

      Да об этом прямо говорится в самом мини-сериале.

      И если продолжение все-таки снимут

      Да не дай боже.

      • В конце третьей серии Агата называет необходимость быть приглашенным в дом, чтобы иметь возможность войти, страх света и прочее, "привычками, фетишами, в которые даже он поверил". Но потом она продолжает, говоря, что причина тому- его страх смерти. И креста он боится из-за того, что это- символ отваги пойти на смерть, которой ему не хватает.

        Лично мне это кажется слабо сопоставимым, особенно в случае приглашения в дом, отсутствие которого ему ничем не грозит.

        Мне показалось, Люси была влюблена в эту романтическую смерть-сказку, с которой ее познакомил Дракула. И этой ее стороны, которая ее увлекала, он как раз таки не боялся. А его страх был связан с другим аспектом смерти, к которой Люси была всего лишь равнодушна (большего нам не показали). Или ее мысли были слишком поверхностны на этот счет для 500-летней фобии. Ведь если она и правда была влюблена в смерть, на страхе которй базировались его "фетиши", ну или не боялась ее, почему Дракула не излечился за столь длительный период кормления этой девушкой?

    • Особенно жаль было Дж. Харкера. Он перетянул на себя одеяло в первой серии, и я все тщетно надеялась, когда он появится снова.

      А по мне Харкер на своём месте, не припомню ещё экранизации в которой он бы был настолько интересным персонажем.

  • Я всё жду, когда Дракулу покажут таким, каким он был в романе Стокера и пугал меня в детстве — символом бесконечного, чудовищного эгоизма, тварью, которая поддерживает свое существование за счет чужих жизней, ломая судьбы и не испытывая ни малейшего раскаянья. Никакой романтики, никакой рефлексии.

  • Начал я этого 3.14-Дракулу смотреть, даже первую серию не осилил.

  • Меня заинтересовало замечание насчёт того что создатели сериала выписывают британцев чуть ли не высшей расой, и я теперь размышляю насчёт того насколько это относится и к самому роману, ведь кажется граф предпочёл лондонцев без особой на то причины: у автора как-то и не возникает вопроса почему вдруг Лондон, для него и его адресата это естественно.

    И если спорный ход с переносом действия в наше время можно оправдать тем что Стокер вызволяя Дракулу из "легенд Трансильвании" отправляет его к современным ему читателям почти так же как Гейтисс с Моффатом вызволяя Дракулу из романа Стокера отправляют его к современным им лондонцам,

    то возможно и это как-то можно оправдать самим романом...

    А если считать что именно британская, "протестантская", этика породила нацизм, и что Гейтисс и Моффат слишком стары чтобы по-настоящему впечатлиться Гарри Поттером и усвоить что нацизм — это плохо, то вполне может быть что как вы заметили в сериале полном толерантностей (особенно наверное по отношению к лгбт) проскользнула можно сказать сама суть "англосаксов" :)

  • Мне кажется этот сериал настолько лишён всякой изюминки, просто выпущен на потребу зрителю всецело как коммерческий развлекательный продукт, что тереть об него голову и вести какие либо изыскания - дело не благодарное, лучше действительно отключить мозги и смотреть с упоением)

    Spacewithsun, холодный попкорн уже не вкусный :-(

    •  Аноним | 10 января 2020

      Да, тогда не надо.

      Спор в комментах благополучно заменил просмотр сериала.

  • Понравился актёр, не понравилось все остальное.

    Согласна почти с каждым словом Михаила, вот только у меня при и после просмотра не было прям раздражения, скорее грустно, иногда скучно. Вторая серия вообще стояла фоном, так как иначе ее смотреть невозможно.

    К третьей серии к глупостям привыкаешь и даже радует Дракула в Тиндере. Но Люси - это полная бездарность - и как актриса сама (когда из танцующей тумбочки пытаются сделать соблазнительную особу, это выглядит минимум нелепо) , так и сам персонаж.

    Были моменты, которые понравились, но, в целом, непонятно, что хотели создатели - от классического подхода отошли , а освежить не получилось.

  • Сериал зацепил. Главные герои прорисованы забавно и остроумно (я сразу же превратилась в фаната сестры Агаты :) ), Дракула как персонаж невероятно интересен - он постоянно растет и развивается (к концу фильма дикое жестокое и эгоистичное создание превращается в человека), а кроме того умен, энергичен, адаптивен и сногсшибательно толерантен (авторы так тонко обыграли штампы, так аккуратно прошлись по болевым социальным проблемам).

    В общем, мне часто было смешно и все время интересно.

    Бонус: Банг - очень красивый парень.)

  • А я бы посоветовала этот сериал смотреть обязательно и удивляться, как ловко создатели сочетают разные "темные" жанры. Только при этом не забывать, что все они пропитаны иронией. Превосходство англичан? Образованная женщина с распятием? Дракула и монахини? "Каждой твари по паре" на корабле? Да это же стёб чистой воды. Над толерантностью именно что стебутся. А если вас все-таки смущают темнокожие монахини, феминистки и геи, тогда смотрите лучше крепкие исторические драмы, где каждая чашечка соответствует эпохе.

    Гейтисс прекрасно знает историю фильмов ужасов и цитирует их сознательно, в расчете на то, что мы прочитаем цитаты. Разве не классно увидеть те самые очки или услышать те самые ноты из знаменитой экранизации Копполы? Разве не вызывают ностальгию (если вам за 30) спецэффекты в духе 80-х?

    И вообще - как можно сейчас, в 21 веке, снимать классическую экранизацию "Дракулы"? Какую по счету? 55-ую?

    Упрекнуть сценаристов могу только в скомканном финале. Тут, конечно, накосячили.

    Остальное дело вкуса. Мне понравилось)

    • все они пропитаны иронией

      Про иронию кажется никто не говорил, а ведь действительно - цитировать сериал хочется именно из-за этого... Видимо того самого английского юмора.

      Гейтисс прекрасно знает историю фильмов ужасов и цитирует их сознательно

      Согласен, даже немножко чересчур) слишком по-постмодернистки наверное

      • цитировать сериал хочется именно

        Цитаты вроде "были ли у вас сексуальные контакты с графом, Джонатан" и "я твой худший кошмар - образованная женщина во христе" ничего общего с "тем самым" английским юмором не имеют и кроме фейспалма лично у меня ничего не вызывают.

        • Дались вам эти "сексуальные контакты" :-) Между прочим, у Копполы Дракула довольно-таки эротично брил Джонатана. Да и добрая половина авторов изображает укус вампира как очень чувственное действо. Гейтисс и Моффат более прямолинейны, ибо постмодернисты, как и было отмечено выше.

          И юмор у них не английский, а постмодернистский. Такой юмор всегда циничный, провокационный и на грани пошлости.

          • Мне больше нравятся фразы заглавного персонажа, такие как "ты то, что ты ешь" или "демократия - тирания недоучек"... Что до 'английскости' юмора, то предпологать что он именно такой меня заставило то что он как выяснилось не очевиден.

            • Согласна, многие слишком серьезно восприняли сериал, не заметив иронии создателей и персонажей. Я вот вообще смотрела его как черную комедию.

          • Дались вам эти "сексуальные контакты" :-)

            Не давались. Просто это одна из первых дебильных фраз, звучащих в мини-сериале, поэтому запомнилась.

            И юмор у них не английский, а постмодернистский. Такой юмор всегда циничный, провокационный и на грани пошлости.

            Образцом постмодернизма в хорроре всегда считался, например, "Крик". Но такого дебилизма там не было.

            Отсутствие логики, оборванные сюжетные линии, лишние и ненужные сцены, диалоги или места, в которых сценарий противоречит сам себе, откровенная глупость во многих моментах - все это никак нельзя оправдать никаким постмодернизмом. Заявить, что Дракула наслал туман, чтобы спастись от солнца, а через 10 минут забыть об этом - это не постмодернизм, это ляп.

            • Вот не хотела детально рассматривать каждую сцену, ибо общее впечатление гораздо важнее любого ляпа. Согласна, ляпы там есть. Но в случае с туманом всё объяснимо.

              Дракула НИ РАЗУ не появился на палубе в дневное время. Он был либо в каютах, либо в трюме, либо - в сцене с бочкой и юным матросом - под козырьком, да ещё и в тех самых пресловутых очках. Туман ему нужен был, чтобы обезопасить себя от ПРЯМЫХ солнечных лучей. Сестра Агата воспользовалась тем, что днём граф прячется, чтобы выбросить ящики и соорудить круг. Туман рассеялся только тогда, когда кровососа подожгли и он бухнулся за борт. Вот.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!