УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Кровавый подарок под ёлку: рецензия на сборник "Чёрный Новый год"

РецензииКнигиКомментарии: 2

На улицах еще не лежит снег, а из окон еще не подмигивают гирлянды, но у нас уже есть возможность погрузиться в праздничную атмосферу. Новый сборник в серии "Самая страшная книга" вышел удивительно кстати: за два месяца до январских, когда в сети уже начались "октябрьские" флэшмобы с прочтением и просмотром всего, что может напугать, а на улице заметно похолодало. Что самое главное — "Чёрный Новый год" сохранил высокий уровень литературного мастерства, заданный предыдущими сборниками ССК, и еще раз показал, что русскоязычный хоррор может широко развернуться на любой заданной теме. И вот уже Дед Мороз не кажется таким уж желанным гостем на застолье...

Праздник принято начинать со "старого доброго". Три рассказа из ранее опубликованных сборников отлично задают "зимнее" настроение: они про любопытство (ожидание подарка), традиции (иногда уходящие корнями в язычество) и страшных участников любого шумного празднования. "Мешок без подарков" Александра Подольского первым напоминает о темной стороне Деда Мороза: в нем молодая Снегурочка не только встречает чудовище, но и узнает о мрачной тайне новогодней ночи. "Ряженый" Дмитрия Тихонова переносит нас в самый разгар сельских святочных гуляний. Колядки — это всегда веселая суматоха, но стоит сделать шаг в сторону темного переулка — и сам станешь угощением… А в "Сюрпризе" М. С. Парфенова ужас густо замешан с очень черным юмором: кто знает, каких подарков можно ожидать обычной семье от нелюдимого подростка? Игра на ожиданиях читателя здесь исполнена на мастерском уровне.

По-настоящему сборник начинает раскрываться с новинками, первая из которых — "Предновогодние хлопоты" Максима Кабира. Знакомые с его творчеством читатели сразу поймут, что банальщины и предсказуемости от рассказа ждать не придется — и будут правы. Кабир несколькими широкими мазками разворачивает целую "темную новогоднюю вселенную", где раскрывается нелегкая судьба работников "фабрики мечты", склада с новогодними подарками, ожидающими доставки самим Морозом. Хорошие дети получат долгожданные игрушки, а для тех, кто плохо себя вел, праздник может стать аналогом "Пункта назначения". "Поджелудочная" Дмитрия Золова разворачивается в куда более знакомой среде, но тоже не лишена изощренного, пугающего абсурда, как будто подсмотренного у Линча. Отдельно хочется выделить этот рассказ за потрясающе легкий и уверенный слог, который сейчас нечасто найдешь даже у давно издающихся авторов.

Чем дальше в лес — тем дальше от цивилизации. Название сюжета Сергея Королёва "Тёмный мрачный бес моей души" не случайно автоматом запускает в голове тему из знаменитого сериала. Главный герой тут тоже дальнобойщик, и на дороге его тоже ждут опасности — и в новогоднюю ночь они максимально обостряются. Чуть более торопливая, чем хотелось бы, обрисовка местной мифологии вполне компенсируется постоянным напряжением и плотным наполнением по части запоминающихся эпизодов. А дальше Михаил Павлов в своей "Долгой новогодней ночи" забрасывает нас далеко в космическую пустоту, где астронавту предстоит столкнуться лицом к лицу с жутким существом, пугающим не столько физической, сколько психологической атакой. Павлов часто обращается к семейной теме и ставит в противовес протагонисту необъяснимую, непознаваемую и практически непобедимую зловещую силу, и "Долгая ночь" в этом плане не исключение. Любителям space horror и фильма "Пандорум" должно понравиться. Не менее экзотичным выступает и рассказ "Шайтанам не будет праздника" Александра Дедова, который, как и кабировский, кренится в фэнтезийном направлении. Война в пустыне — дело серьезное, но здесь по обе стороны сражаются мощные маги, а причины конфликта куда глубже, мрачнее и древнее стандартных политических разборок. На мой взгляд, два последних рассказа — единственные в сборнике, у которых новогодняя тема все-таки выглядит искусственно прикрепленной уже после готовности основного сюжета. Что, впрочем, не умаляет интерес от их удачных сторон. Но дальше — больше!

У Оксаны Ветловской в "Хрупком" рассказывается о семейном проклятии, корнями уходящем в голодные годы блокады Ленинграда. Историческая часть все так же сильно бьет по голове, как и схожий по теме "Африкан" Кабира, но по части жути не отстает и линия в современности, где двое (между прочим, отлично прописанных) подростков сталкиваются со зловещим призраком. Кинематографичный (в хорошем смысле) и пугающий рассказ разогревает нас перед финальной частью альманаха, в кратком вступлении к которой составители предупреждают: дальше дороги для слабонервных нет. Первым из ужасающей хлопушки стреляет мастер "маньячных" историй Александр Матюхин: чем раньше вы догадаетесь, к чему ведет рассказ похмельного героя "Дрёмы", тем больше история пощекочет вам нервы. Для всех остальных заготовлена развязка — и хэппи-энда в ней не намечается даже издали, что пугает больше всего. В "Тепле родного дома" Юрия Погуляя тоже не обойдется без трупов: это настоящий слэшер о компании друзей, которая любит отмечать Новый год в уютном дачном домике, с которым связана мрачная история. А может быть, зло здесь имеет совершенно другую природу? Вывод остается за читателем.

Далее следует самая крупная и насыщенная событиями работа в сборнике — "По течению обратного года" Владимира Чубукова. Надо заметить, что размер растянут ничуть не вынужденно: событий в этой истории действительно предостаточно. Узнаваемых тем намешано как в мамином винегрете: чувствуются и классическая готика, и лавкрафтовская "Тварь на пороге" с "неземной" девушкой и перемещением душ, и психологический хоррор. Предугадать движение мысли автора здесь практически невозможно, так что рассказ вцепляется в читателя и держит до последнего слова, под конец фонтанируя настоящим сюрреалистическим кошмаром. Чтобы все-таки выдохнуть и завершить празднование на высокой ноте, читаем "Без чудес": соавторский рассказ Александра Подольского и Надежды Гамильнот, согласно своему почетному месту в сборнике, буквально хоронит Деда Мороза и загоняет несчастного главгероя в ловушку всемирного конца света, из которого есть только один выход. Но будет ли праздник, если не станет его иконы?

Подводя итог: "Чёрный Новый год" однозначно станет удачным приобретением и отличным украшением полки любого почитателя жанра. В лучших традициях ССК, тут найдется что-нибудь для любителей практически каждого направления, от лирических историй до кровожадного хоррора. И что самое важное — при этом сборник ни на шаг не отходит от темы, раскрывая ее со всех сторон. Даже в самом темном из рассказов чувствуется знакомая с детства атмосфера, с запахом мандаринок, игрой в снежки, советскими комедиями по телевизору и прочими уютными мелочами. Смешать страшное и комфортное — а вам слабо? Авторы русскоязычного хоррора уже дали уверенное "нет!", и их ответ — под этой обложкой.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 2 RSS

  • Павлов часто обращается к семейной теме и ставит в противовес протагонисту необъяснимую, непознаваемую и практически непобедимую зловещую силу, и "Долгая ночь" в этом плане не исключение.

    Эй, но здесь же как раз сила оказывается и познаваемой, и победимой, и вообще душка на самом деле!

  • Хотело бы я такой подарок.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!