ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Самая страшная солянка

РецензииКнигиКомментарии: 2

"Ростом высокий, об одном оке,
В плечах пол аршина, на голове щетина,
На клюку опирается, сам страшно ухмыляется.
Там живет чудовище, и его зовут Верлиока"

Дорофеева Ольга. Верлиока.

Именно этот стишок на протяжении всего чтения "Самой страшной книги" преследовал меня повсюду. Да и сейчас мне не удается выкинуть его из головы. Вероятно, это даже не из-за его привязчивости. Просто именно он ассоциируется у меня с составленным народом сборником российского хоррора. Он такой же странный, слегка нелепый, но при этом неуловимо проникновенный и пугающий. Понятно, что в сложившейся ситуации "Самой страшной книге" не избежать сравнений с "Пазлом". Что сказать - они очень разные. "Пазл" крайне тематичен и смотрится сжатым кулаком. "Самая страшная книга" - это черная эклектика. Читателю представляется калейдоскоп поджанров хорорра: от сюрреалистичеких блужданий души до сурового реализма с легким налетом потустороннего. В отличии от своего сплаттер-товарища "ССК" неровен. В нем обитают как жемчужины жанра, способные украсить антологии западных мастеров, так и "железные зачетники" и абсолютные "вещи в себе". Но даже последние не вызывают рвотных рефлексов.

В "Самой страшной книге" радует отсутствие скуки. Все 19 рассказов читаются в один присест. Возьмем к примеру "10 фунтов" Игоря Кременцова. Страшная и до мелочей прописанная история из жизни лондонского дна. История о любви, надеждах и стремлениях. О том, как все в нашей жизни зыбко и о том, как смешны человеческие планы. Интригует? Да! Но учтем, что в рассказе нет ураганного действия, бу-эффектов или нагнетающей атмосферы. Произведение захватывает и пугает и без этого. Автор обращается к каждому, маня читателя поставить себя на место главного героя.

Найдем мы на страницах сборника и новые трактовки старых сюжетов, перенесение западного хоррор-опыта на суровые российские реалии. Олег Кожин, например, в своем рассказе "...где живет Кракен" отыскал следы древнего создания в российской глубинке. Радует, что мотив монстра, ну или его отсутствия абсолютно не перекрывает психологической составляющей. Главные герои (дети) прописаны великолепно. Как это ни ужасно, но именно в отношениях детей более ярко просматриваются: неоправданная жестокость и беззаветная любовь. И именно жестокость детей, лично меня, пугает гораздо больше, нежели "взрослые игры".

Есть в "Самой страшной книге" и национальный колорит. Для иллюстрации выберу "Старик Чельбиген Максима Маскаля, да простят меня другие авторы, обратившиеся к кошмарам народов нашей Великой и необъятной страны, но это практически блат. Максим в "Пазле" покорил меня битвой Терминатора с Пиковой дамой, а в "ССК" выдал на гора крепенький ужас родом из Хакасии. Какие джины исполнители желаний? Какие леприконы? Какой Румпельштильцхен? В наших лесах водится такая злая чача, что съест вышеперечисленных гламуров с потрохами. Ищите в России, отечественные хоррор-мэйкеры!

Скажем и о психологизме, да о неком постмодернизме. Есть такой знаковый для любого любителя ужасов фильм "Лестница Иакова". Фильм, который перевернул многое в жанре и вдохновил огромное количество талантливой братии (взять хотя бы создателей "Silent Hill"). Помните? Так вот Вам вариации на тему: "Под знаком Пи" Андрея Буторина. Сравнивать мы, конечно, не будем, но скажем, что русский вариант жестче в своей реализации. Автору удалось не перебрать с символизмом и точно прописать индивидуальный кошмар для простого человека.

О минусах. Конечно, главный - неровность. Временами создается ощущение, что рассказы вряд ли могли бы оказаться под одной обложкой. Силы не равны. При всем уважении, По ту сторону Ольги Зинченко - классический рассказ для фан-сайтов. Вот там легко обсудить полет сознания автора, высказать свое мнение, принять все во внимание и создать более стройную концепцию произведения. А n страницами ранее находим Владимира Кузнецова и Навек исчезнув в бездне под Мессиной... - пожалуй лучший хоррор-рассказ, который я прочел за последнее время! Историзм, четкая проработка, атмосфера и настоящий страх на границе клаустрофобии и непроизвольного зуда на коже, в которую не ровен час может войти пуля или осколок гранаты. А еще враг или не враг, которого не то, что познать - понять-то сложно.

Еще один минус - концовки. Тут все сложнее. Зачастую автор, заинтересовавший читателя завязкой, бросает его где-то в миттельшпиле. Вот тут и возникает вопрос, а к чему это все?! Примеры этому нашлись и в "Самой страшной книге". Александр Ульянов отрядил в сборник свой рассказ "Храм Червей". При довольно спорном, но завораживающем начале, автор умудрился ничего не прояснить для потребителя, а концовку и вовсе смазать, сжав ее до нельзя. В итоге, кроме нестандартного имени одного из героев и удачного последнего абзаца (который, правда, не особо вяжется с остальным вялым рассказом). Контрпримером можно назвать "Свое место" Парфенова М.С.. Это яркий пример, как я называю, "крепыша". Отлично сбалансированный, без лишних слов и знаков. А главное - образец построения концовки. От таких вещей остается очень приятное послевкусие. Лично мне вспомнился очень старый эпизод о приговоренных к высшей мере из сериала "Сумеречная зона". Приятные впечатления.

В итоге сборник вышел сильным. Большая часть рассказов запоминается и затрагивает внутренние струны читателя. Да, с моей точки зрения, есть вещи слабые, но вспомним, что это народный выбор, и большому количеству людей они казались достойными. Но, так или иначе, необходимо отдать должное "ССК" как явлению, которое должно развиваться и далее, ведь оно того достойно.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 2 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!