УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Слово гения. Что Андрей Тарковский говорил о жанровом кино?

РаритетыКиноКомментарии: 33

Сегодня (04.04.19) одному из самых выдающихся режиссеров русского кино Андрею Тарковскому исполнилось бы 87 лет. Мастер, мягко говоря, был чужд хоррору, особенно в жанрово-коммерческом его аспекте, однако некоторые фрагменты его фильмов (например, вторая половина "Соляриса", отдельные эпизоды "Сталкера" и "Андрея Рублева") с натяжкой все же можно отнести к сай-файным или фольклорным ужасам с оговоркой, что создавались они с целью выражения абсолютно иных смыслов и могут рассматриваться в рамках ужасного только вне контекста самих произведений.

По случаю годовщины - подборка высказываний Тарковского о некоторых фильмах в жанрах хоррор, сай-фай и отдаленно родственных им. Цитаты весьма категоричны, но такой самобытный художник как Андрей Арсеньевич безусловно имел на это заслуженное право. К слову, было бы небезынтересно узнать его мнение о современных арт-хоррорах вроде прошлогодней "Реинкарнации".

Тристана / Tristana, режиссер Луис Бунюэль / Luis Buñuel, Франция, Италия, Испания, 1970 г.

Видел фильм Бунюэля - забыл название (Да! "Тристана") — очень плохо: о женщине, которой ампутируют ногу и которой иногда снится колокол с головой ее мужа-отчима вместо языка, — нечто несусветно пошлое. Бунюэль иногда позволяет себе подобные падения.

Стоит отметить, что Тарковский очень высоко отзывался о другой картине Бунюэля "Андалузский пес", которая массовой аудитории известна прежде всего сценой разрезания бритвой глаза на крупном плане. Даже рекомендовал ее как обязательную к просмотру своим студентам.

Космическая Одиссея 2001 года / 2001: A Space Odyssey, режиссер Стэнли Кубрик / Stanley Kubrick, США, 1962 г.

Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне доводилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда они (как С. Кубрик) называют свои фильмы "предвидениями". Невероятно!. "Космическая Одиссея"… мне кажется совершенно неестественной: вымороченная атмосфера, будто в музее, где демонстрируются технические достижения. Но кому интересно произведение, где технические достижения сами по себе стоят в центре внимания художника? Ведь искусство не может существовать вне человека, вне его нравственных проблем.

Последняя волна / The Last Wave, режиссер Питер Уир / Peter Weir, Австралия, 1977 .г

Вечером смотрел "Последнюю волну", фантастический фильм. Так себе, конечно, просто "история".

Зомби 2 / Zombi 2, режиссер Лючио Фульчи / Lucio Fulci, Италия, 1979 г.

Вечером был с Франко в кино. Смотрели "Зомби-2" - фантастический фильм ужасов. Кошмар — противно и бездарно.

Сам по себе факт похода Тарковского на сеанс "Зомби-2" Фульчи стоит многого…

Одержимая / Possession, режиссер Анджей Жулавски / Andrzej Zulawski, Франция, Германия (ФРГ), 1981 г.

Смотрел чудовищно омерзительный фильм Possesions (?). Американская смесь фильма ужасов, дьявольщины, насилия, детектива и всего, чего угодно. Отвратительно. Деньги, деньги, деньги, деньги... Ничего настоящего, истинного. Ни красоты, ни правды, ни искренности, ничего. Лишь бы заработать... На это невозможно смотреть... Можно все, позволительно все, если за это "все" платят деньги.

Ну, и, наверное, самое провокационное для ценителей жанра мнение…

Изгоняющий дьявола / The Exorcist, режиссер Уильям Фридкин / William Friedkin, США, 1973 г.

Видел этот фильм — "Изгнание дьявола", о котором очень много говорили как об очень хорошем. Дрянь страшная. Фон Сюдов в одной из ролей. Очень хорош.

В качестве заключения стоит отметить один занимательный факт. Как это не парадоксально, но, возможно, именно Тарковскому удалось сформулировать глубинную причину всех проблем, связанных с созданием произведений в хоррор-жанре в России.

В его картине "Андрей Рублев" великий иконописец вместе со своими соратниками и подмастерьями берется расписать Успенский собор во Владимире картинами Страшного суда. Однако на протяжении нескольких месяцев не может начать работу. В сцене его разговора с другом и учителем Даниилом Черным, который сетует на простой: "Страшный суд. Бери и пиши… справа грешников, кипящих в смоле можно изобразить, так, что мороз по коже. А я там такого беса придумал… Дым из носа, глаза…", - Рублев восклицает: "Да не могу я!... Не могу я все это писать. Противно мне, понимаешь? Народ не хочу распугивать. Пойми..."

Каким-то образом Тарковский в этом "народ не хочу распугивать!" ухватил, быть может, отличительный аспект русского ментально-культурного кода, отличного от еще средневековых богатых католических традиций изображения библейских ужасов.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 33 RSS

  • И еще один хороший материал! Спасибо!

    • без прикола, ведь христианские (именно католические) традиции запугивать картинами страшного суда (вместе с языческими, мистическими и фольклорными традициями), да хотя бы инквизиция во многом и легли в основу западного хоррора. это все достаточно глубокие корни культурные и народные, которые видоизменялись и т.д. у нас даже если брать христианские православные моменты это немного по другому было в отношении наказаний. возможно в этом есть что-то, поучему "не можем мы качественно пугать"

  • >у нас даже если брать христианские православные моменты это немного по другому было в отношении наказаний. возможно в этом есть что-то, поучему "не можем мы качественно пугать"

    Между тем, Гоголь, Лесков, Гаршин и Ремизов пугать умели ещё как.

    Причём если Лесков, Гаршин и Ремизов придерживались скорее традиций "жестокого рассказа", реалистических и натуралистических, то Гоголь обращался и к фольклору, и не обязательно родному украинскому. Даже "Шинель" в очень большой степени хоррор, почти английская "ghost story", только более глубокая и трагическая.

    • правомерное замечание. однако, церковно-религиозная культура у нас была несколько иная. а на западе она достаточно сильно повлияла на формирование ужасного - готика и т.д.

      • Здесь я согласен с Н. И.. Вообще утверждение

        в этом есть что-то, почему "не можем мы качественно пугать"

        надумано и не имеет отношения к реальности. Напомню, что аватара уважаемого Н. И. - из фильма "Прикосновение", который вполне себе качественно пугает. И даже в советское время снимались фильмы, которые могли пугать и пугали. А в литературе есть и серебряный век, и Гоголь, и другие, и современные авторы. То есть пугать мы можем - слишком много примеров тому существует.

        • на универсальную истину не претендую, конечно )))

        • >А в литературе есть и серебряный век

          Вот, кстати, да. А там и Сологуб с "Мелким бесом", и Брюсов с "Огненным ангелом". И не только.

          Но всё равно, всё равно - старого русского хоррора, жестокого рассказа и чёрной фантастики меньше, чем хотелось бы. Возможно, не будь революции, эта традиция успела бы как следует оформиться ещё тогда, но, как говорится, маємо те, що маємо.

      • В гоголевском "Вие" отличающаяся от западноевропейской церковно-религиозная культура ничуть не мешает качественно пугать. Более того, Гоголю не мешает пугать даже его фирменный гоголевский юмор - напротив, скорее, помогает, оттеняя ужасное.

  • СПАСИБО!,..ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО.Да. Отличные фильмы он сделал "СОЛЯРИС" и "СТАЛКЕР" (КЛАССИКА),.."Андрея Рублёва" ни смотрел,..давно собирался,..но не могу себя заставить.

  • Не в первый раз встречаю такое мнение. Далеко не всем нравятся фильмы ужасов. Что же поделать, даже фильмы Тарковского не всем нравятся.

    Что касается меня, то Тарковский – один из моих любимых режиссеров, смотрела все его фильмы. На меня они действуют гипнотически завораживающе – если вижу его фильм по ТВ, то просто не могу оторваться. К сожалению, последнее время его картины редко показывают, а может просто мне не везет.

    Но при этом я очень люблю Бунюэля, он тоже один из моих любимых режиссеров. Мне нравится и «Тристана» и «Виридиана» и «Назарин», а уж как мне нравится «Дневная красавица» и «Ангел истребитель» и т.д. и т.п.

    Фульчи просто обожаю. Тут и говорить нечего.

    Замечательные фильмы и «Космическая одиссея» и «Одержимая» и «Изгоняющий дьявола».

    И есть еще много замечательных режиссеров, снимающих очень разное кино. И это прекрасно.

    Спасибо за интересный материал.

    • Я Тарковского, конечно, ключевые фильмы отсмотрел, но, при всем уважении, более тягомотистой нудятины сложно придумать. хотя с точки зрения режиссерских именно аспектов - он был просто офигенно крут. ну, видимо просто одну и ту же историю можно рассказать разными способами. кому что идет. отрицать его дарование невозможно, но видимо я не дорос до такого.

  • Тарковский с Франко (это же тот, который Хесус?) в кино На Зомби 2 - звучит как начало легенды) Даже не верится что такое могло случится)

    • «Мало ли в Бразилии педров? И не сосчитаешь!» (с)

      Думаю, что это был Франко Терилли, друг Тарковского. Он организовал съемки документального фильма «Время путешествия».

    • Тайная жизнь Тарковского. Фильм повествует о том, как Тарковский под прикрытием внедряется в секретноое сообщество постановшиков треш-хоррора и узнает их темную тайну.

  • "Зомби 2" не понравились ему?! Ой, да ну этого вашего Тарковского...

  • Ну, в отношении Одержимой Анджея Жулавски, не соглашусь с Великим мэтром категорически. Все таки его дело было снимать гениальное кино, а не быть зрителем ))))

    Тарковски, как Пушкин - наше все! )))

  • Типичный сноб он был по ходу. Сомневаюсь, что ему могло нравится хоть что то из коммерческого кино.

  • Тоже очень ценю "Андалузского пса". Как и самого Бунюэля, правда этот фильм он снимал совместно с Сальводором Дали...

    А Тарковский, наш кинематографический бог, ясно дело судил с точки зрения искусства, критериям которого сам не всегда отвечал. Наверное за всю историю кино и не наберется десяти фильмов которые без оговорок можно было бы назвать искусством.

  •  Аноним | 5 апреля 2019

    Я смотрел Тарковского ничтожно мало и плохо помню впечатления. Но я читал сценарий фильма "Зеркало" и книгу с воспоминаниями о Тарковском. И был там такой момент. Как-то в компанию, где был и Тарковский, принесли тест на гениальность. Тарковский его прошел.

    А что насчет критических мнений Тарковского о современном ему кино - это абсолютно нормально. Гленн Гульд, один из величайших пианистов всех времен и народов, издевался над Моцартом.

  • Вообще, по поводу Тарковского можно сказать так: режиссёр Тарковский это одно, а человек Тарковский это совсем другое. У большинства творческих людей есть, и с годами только усиливаются, специфические искажения личности. В том числе и разновидности мании величия, мессианства и прочего усиления чувства собственной важности. Проще говоря, творческие люди в отрыве от творчества могут быть той ещё мерзкой сволочью с опухшим гондурасом. Это не хорошо и не плохо, это просто данность. Факт. Поэтому в сухом остатке мы имеем что? - правильно! - то, что они успели создать. А всё остальное не имеет значения. Имеют значение только фильмы Тарковского, а то, что он сказал... ну, обычная субъективщина, каждый на неё имеет право.

    Парадокс как раз в том, что сам Тарковский, с его декларативной нелюбовью к хоррору, на хоррор-кинематограф пусть и косвенно, но успел повлиять. Всё, что обычно награждают ярлыком "slow-burning", камерные, медленные триллеры и хорроры с тягучим саспенсом - всё, так или иначе, использует элементы его кинодраматургии, его умение создать саспенс на ровном месте без спецэффектов, одним сочетанием игры актёров, операторской работы и подбором музыки. Поэтому "Исчезновение", "По ту сторону чёрной радуги", "Сауна", "За бродом" - все они в какой-то степени сняты "по-тарковски".

    •  Аноним | 6 апреля 2019

      А еще гениальные люди подвержены психическим болезням. Какого гения ни возьми - как минимум психопатия у него. Шиза и биполярное расстройство - это вообще сестрички гениальности. Или шизотипическое расстройство, прежде - вялотекущая шизофрения. Есть раздел психиатрии, исследующий гениев - патография. А еще их хотели искусственно выращивать в 20-х - 30-х годах XX века в СССР. Скольким бы людям жизнь угробили.

    • Всё, что обычно награждают ярлыком "slow-burning", камерные, медленные триллеры и хорроры с тягучим саспенсом - всё, так или иначе, использует элементы его кинодраматургии

      Подписываюсь.

      • если не ошибаюсь. читал у кончаловского как они с арсеньичем как раз выясняли как на зрителя влияет сцена снятая единым кадром и пришли к выводу, что через определнное время после некоторое промежутка скуки зритель начинает наделять ту же картинку большей осмысленностью и вскоре она становится очень заумной и крутой. хоят ничего не меняется...

    • А всё остальное не имеет значения. Имеют значение только фильмы Тарковского,

      Согласна. Поэтому я из «Мартиролога» (откуда, собственно, и взяты все эти цитаты о фильмах) читала только пару тройку отрывков. И это не только Тарковского касается.

  • А между тем, у Тарковского была мысль написать сценарий для СТРАШНОГО фантастического фильма. 20 марта 1982 г. он записал в дневнике:

    "Пришла мысль какая-то странная — сделать сценарий для заработка о том, как человек попадает на иную планету, в атмосферу другой цивилизации и ничего не понимает (немного мой сон, немного «Возвращение со звезд» Лема, но главное другое). Действия иных существ, их облик, предметы, явления, всё. Этакий абсурд. Овеществленный абсурд. И очень страшный. А главное создать новый реальный мир в этаком агностическом смысле. Может быть, сделать этакий суперкоммерческий жест".

    • :))Стало быть ничто человеческое не чуждо. Если вспомнить как он делал "Сталкер", то и этот "суперкоммерческий жест" стал бы шедевром.

  •  Аноним | 11 апреля 2019

    Спасибо!Интересный материал.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!