ПРОКЛЯТИЕ

Новости

"Зона Ужаса" — аттракцион жести (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 11

Критиковать начальство — дело щекотливое. Но высказаться-то хочется, блин! Так что, я все-таки попробую, без лишней лести и прикрас, по существу.

Итак, около недели назад в свет вышла "Зона ужаса", первый авторский сборник Парфенова М. С. Рассказывать, что это за человек, наверное, нет нужды. В конце концов, место, в котором мы сейчас находимся, Horror Zone, тоже его детище, как и множество других тематических сайтов. Кроме того, именно он вопреки всему организовал проект, который в итоге вылился в успешную литературную серию "Самая страшная книга". Короче, мужик тянет на себе русский хоррор, нет, не в одиночку, но в самом авангарде. Итак, о Парфенове-организаторе мы сказали, теперь поговорим о Парфенове-писателе.

Как водится, разберем сборник по косточкам, то есть по рассказам, а потом соберем все в кучку и поглядим, что вышло. Патологоанатом из меня был бы так себе, да... Ну, может, критик выйдет получше.

Предисловие от писателя-фантаста Майка Гелприна опустим, ибо мы-то уже в курсе, чью книжку взяли почитать.

"Страна тараканов" — крепкое начало и довольно показательный, как мне кажется, рассказ, дабы оценить средний уровень этого автора. Как можно догадаться по названию, здесь Михаил как следует пройдется по омерзительным подробностям нашествия насекомых: усики, колючие ножки, шелест хитина, они уже повсюду, лезут под одежду, под кожу... Nice! Если вы инсектофоб — берегитесь. Если нет — скоро станете.

Начинает Парфенов любопытно, помещая нас в голову персонажа по имени Костя, обыкновенного такого чувака со своими... ну да, с тараканами. Липкий преследующий героя образ матери с ее кубанским говором станет колоритным рефреном этого рассказа, который на первых порах может показаться камерной историей одного замечательного безумия, однако вскоре перетекает (лавиной из шелестящих хитиновых телец) в настоящий тараканий конец света. И в своем старании полностью раскрыть эту тему, Парфенов не гнушается использовать классические клише зомби-апокалипсиса. Бывалый дядя Витя, который в другой истории мог бы раздавать полезные советы вроде "стреляй им в голову". Девочка-ангелочек, чтобы было кого спасать. И на крышу, конечно, все полезут, и Костя, обыкновенный трусоватый чувак проявит себя как герой, и вертолет их заберет в финале... Или нет?

Парфенов сначала воссоздает шаблон, а потом с нарочитой жестокостью рвет его. Герои рассказа попали в кино, которое мы видели уже много раз, но остались людьми, поэтому все идет не так, как положено. Финал, как мне кажется, не должен нравиться, но он хорош.

"Мост". А этот рассказ из жемчужин книги. Пусть читать его не слишком-то приятно, и бьет он откровенно ниже пояса. О нем говорилось уже довольно много, ведь "Мост" уже успел засветиться в межавторском сборнике "Хеллоуин" в 2015 году, общий уровень которого был, признаться, не очень высок, но тем выгоднее стал фон для одного из лучших произведений моего тезки. Пересказывать его, пожалуй, не буду. Скажу лишь, что это темная история, завязанная на воспоминаниях.

"Корректура". Минутка юмора от Парфенова. Не то чтобы уморительная или оригинальная вещь, но для нашего брата-писателя (и собрата-редактора) довольно забавная. Впрочем, соль шутки будет понятна всем. Ну, и надо сказать, образ старенького жалкого вампира-графомана — главное, что мне тут понравилось.

"Конец пути". Помнится, первое впечатление от рассказа было отвратным. Случилось это еще при чтении "Самой страшной книги 2015", куда "Конец пути" был включен. Казалось, ну, постапокал, ну, голод, ну, плохиши-каннибалы из обворовавшихся криминальных чиновников. Ну, а где что-то новое? И вот я не знаю, что Михаил сделал в новой редакции рассказа, но совершенно неожиданно в этот раз он мне вполне так зашел. Может, я перестал быть привередой, или автор там чего-то нашаманил, но история показалась живенькой, ищущей надежду в самой глубине безнадеги.

"Гроб на колесах". Примерно та же история. Отторжения не было, но в "Темной стороне дороги" 2014 года рассказ смотрелся маленькой, сырой и трэшовой страшилкой. Я даже почувствовал тогда обиду, ведь зерно-то в сердцевине очень даже годное. Тем более, я обожаю боди-хоррор, а тут, блин, маршрутка, поглощающая пассажиров! Ну, шикарно же? Нет. Тогда не было шикарно. Стало ли сейчас? Пожалуй, да, ну или, по крайней мере, стало очень норм. Появилась какая-то цельность, смысл. Собственно, родилась история.

"Снежки" — еще одна жемчужина, успевшая недавно блеснуть в ССК-2017. Тут у нас, казалось бы, тот самый классический зомби-апокалипсис, однако соответствующих штампов вы не дождетесь. Это маленькая история про маленького мальчика в маленькой локации. Есть бабушка, есть жуткие детишки за окном, есть ощущение тесноты и затхлости, ощущение безнадежности, от которого хочется орать, но ты молчишь, все молчат, автор молчит. Это сильно. И к слову, "Снежки" отличный пример того, что даже такой замученный жанр как зомби-хоррор еще можно подать, если не свежо (гнильцой-то от него всяко должно разить), то по-новому.

"Ампутация". Снова попытка в черный юмор, на этот раз — совсем как-то не очень. Какой юный автор не писал о продаже души? Чтоб дьявол был забавный и очеловеченный, и в финале обязательное "эх, все-таки обманул, собака!". Ладно, многие такого не писали, не кидайте тапками-то сразу! Короче, Парфенова сия чаша не миновала. Если верить Фантлабу, "Ампутация" вышла из-под пера еще в 2006 году, и автору тогда было что-то около 22-23 лет (я математик от бога). Что ж, самое время кропать такие штуки. Стоило ли включать эту вещь в сборник? Не знаю, не уверен.

"Остановка у кладбища" — еще одно слабоватое место книги и опять-таки раннее произведение. Впрочем, наигранность и даже приторность в описании юных готов автор компенсирует краткостью и самим финалом. Концовка вышла жесткой и неожиданно настоящей. Зацепило-таки.

"Бабай". Как говорят, этот рассказ 2009 года был написан как пример того, что даже фанфик может перерасти в самостоятельную историю. Что ж, не знаю насчет самостоятельной истории, но как фанфик смотрится вполне недурно. Есть маньяк, есть дитё, есть Кинговский Бука и есть вот-это-поворот в финале, который оправдывает и удачно закольцовывает сюжет.

"В пыль" возвращает нас в настоящее, к тому писателю Парфенову, которым он является сейчас. И это снова мощная штука, не самая-самая любимая среди других читателей, как я заметил, но отчего-то одна из наиболее близких мне. Пусть ворчливый потерявший все Сан Саныч не вызывает симпатий, однако, ему поневоле сопереживаешь, ведь он живой, и та чудовищная моральная дилемма, что его мучает, она тоже живая. В дело вступает жуткая пыльная фантасмагория, переводя внутреннее во внешнее, сбавляя тем самым напряжение и даже даруя катарсис, как персонажу, так и читателям.

"Каждый парень должен пройти через это". Вновь кинематографические мотивы, вновь тема матери. Сцена с ней, кстати, очень хороша. Меня не пробрали тараканы, скачущие по лицу, но вот эта пьяная хрипловатая нежность — это жуть. Ничего не произошло, но жуть. В остальном же, рассказ служит очередной одой Парфенова фильмам ужасов. Это почти прямо говорится в тексте, да и развязка как бы намекает на парочку знаменитых хорроров. Мне, правда, показалось, что Михаил проводит знак равенства между сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью, но это не точно, так что не обращайте внимания.

"Подарок" — еще одна весточка из прошлого. Рассказ написан в 2005 году, и это чувствуется. Михаил описывает типичное семейство россиян накануне Нового года, причем в своей типичности члены семьи доходят до карикатурности, до анекдота. Собственно говоря, это и есть анекдот, с неплохой задумкой, но неприятным послевкусием.

"Благословенная тишина". Добротная жесть, причем вновь бьющая ниже пояса, целенаправленно, снова и снова. Перекликается с малоизвестным романом "Чистота" Юрия Аверченкова, но если там многое оставалось за кадром, чтобы поберечь читателю нервы, то здесь никто вас жалеть не будет. Парфенов идет на все, чтобы поймать и удержать нерв. Пересказывать это не имеет смысла, скажу лишь, что стилистика окаймляющей истории показалась мне несколько анахроничной и неестественной, тогда как центральная сюжетная линия выписана на отлично. Несмотря на то, что подается она в дневниковой форме, у истории есть мощная ощутимая динамика, подчеркивающая творимый в ней звиздец.

"Что тебе снится?" — проникновенная история в духе позднего Кинга, как мне кажется. Образ усталой домохозяйки Лиды и вообще все эти супружеские диалоги перед сном — все вышло очень живо. И жуть тут тоже какая-то домашняя, пусть непонятная поначалу, но не фантастическая, и это пробирает. Я понимал, что ответ тут будет из области психологии, но финал Парфенова меня удивил. Такого я не ожидал.

"Комната Павлика" вызвала противоречивые чувства. С одной стороны, есть ощущение затянутости, и сам сюжет развивается по киношному лекалу вплоть до мелочей. Новый дом, персонаж-предвестник беды, даже сцена в больнице будет (ну, там, знаете, когда столкнувшись с НЕХ, один попадает в больницу и уговаривает второго либо поверить в существование НЕХ, либо просто не лезть в это дерьмо, но все безрезультатно, конечно). А в финале нас, разумеется, ждет гроза.

С другой стороны, рассказ может похвастаться интересным главным героем. Никаких гротескных внутренних драм, просто немолодой мужик со своими заморочками. Ну, и НЕХ здесь прекрасна и действительно "неведома", такой прям космический ужас. И в итоге получается эдакий Лавкрафтианский "Ребенок Розмари". Круто же звучит? Так оно круто и есть. Но со всеми перечисленными оговорками.

"Тени по воде". Тоже видно, что вещь не новая. Но и не юношеская. Скорее, ностальгирующая по юности с ее способностью к мрачному и романтическому максимализму. Не то чтоб зацепило, но как прощальный аккорд в книге воспринимается хорошо и гармонично.

Люблю длинные интересные послесловия, и Парфенов не разочаровал. Поговорил о жанре, рассказал всякое о себе, растолковал кое-что из сборника. Отлично закончил.

Ну, и давайте теперь собирать всю эту расчлененку. Что мы имеем в итоге? От чего умер пациент?

Ой, а он вообще-то жив. Неловко вышло.

Да, "Зона ужаса" вполне себе жива и удалась как книга. Даже те вещи, которые я бы назвал ученическими рассказами для Парфенова, наглядно показывают нам, какой путь он прошел с тех пор в качестве писателя. Сейчас это крепкий и опытный хоррор-мейкер, который умеет давить на нужные эмоции, проявляя при этом настоящую безжалостность и не брезгуя запрещенными приемами. Если говорить об авторском стиле, то я бы выделил три яркие особенности.

Во-первых, любовь к рефренам. Я говорю о раз за разом повторяющихся фразах, мыслях или образах, это придает ритм и цельность произведению. Прием используется многими, но у Парфенова он один из стилеобразующих, как мне кажется.

Во-вторых, нелюбовь к людям. Ладно, это громко сказано, но Михаил очень наглядно нам показывает, что в каждом человеке сидит зло. Его можно удержать, словно Люцифера в аду, но оно там есть.

И наконец, в-третьих, любовь к кино. Как вы могли заметить даже по моим отзывам, автор часто вплетает в свои истории мотивы из фильмов ужасов, расставляет пасхалки, использует киношные клише, где-то осознанно, а где-то — хз. Яркий пример: в "Бабае" маньяк достает широкий кухонный нож и ловит на его лезвии отражение своих глаз. Сцена определенно из кино, так? Трудно поверить, что такое можно вставить в литературное произведение случайно. Но тогда зачем? Чтобы высмеять киношный штамп, показать, что персонаж не настоящий, а просто отыгрывает роль? Короче, сложно. Но в свое оправдание могу сказать: я вообще не очень умный.

Так или иначе, мне кажется, "Зона ужаса" — это добротный русский хоррор. Сравнивая ее с первым авторским сборником в серии, я думаю, что это более массовая книга, нежели "Запах" незабвенного Владислава Женевского. Не скажу, что Парфенов намного проще, но он доходчивее, и его работы с трудом, но можно воспринимать как развлечение, аттракцион жести, испытывающий ваши нервы. Ну, и отсылки к фильмам ужасов должны прийтись по вкусу многим читателям, благо жанр хоррора в кино даже еще более популярен, чем в литературе. А в "Зоне ужаса" эти ветви в некотором роде сплетаются. Настоящая услада для хоррор-фана.

В заключение пожелаю книге успеха, а ее автору — двигаться дальше. В последние годы он взял хорошую высоту, это уровень, от которого теперь нужно отталкиваться. Слышал, он с Максимом Кабиром собирается сделать литературный аналог "Баек из склепа" под шикарным названием "Голоса из подвала". Предвкушаю, должно быть круто! Ну, а пока советую всем приглядеться к "Зоне ужаса", найти ее в магазине, пощупать, поглазеть на обложку и внутренние иллюстрации (а они хороши), ну и принести домой, родимую.

Думаю, "Зона ужаса" должна быть у каждого. И пусть уж лучше на книжной полке.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 11 RSS

  • Да ну, какое я начальство)

    Спасибо большое за рецензию, чудо как приятно читать - мне все-таки не в привычку это в отношении своей персоны, а не антологий. Надеюсь, хотя бы в 50% книга такая, как ты написал.

    Насчет нелюбви к людям - вот сам думал об этом (о рефренах тоже думал, что есть то есть, нравится прием такой). Ведь у меня нет к ним ненависти, не чувствую я в себе этого. А по текстам - сплошь и рядом. Стараюсь часто выписывать их реалистичными - а получаются такие. Грустно от этого как-то самому. Но я надеюсь, что еще смогу про настоящих героев написать. "В пыль" в первой версии была историей о героизме, так что какие-то шаги делаю.

    • Перечисляя особенности твоего стиля, хотел еще отметить транскрибирование некоторых звуков буквами, а также национальных акцентов в речи персонажей. Но не стал упоминать в итоге, пушто это у тебя не так часто мелькает, зато заметно оживляет текст.

  • Хорошая рецензия, спасибо!

  • согласна на 80% :) особенно вот

    Пересказывать это не имеет смысла, скажу лишь, что стилистика окаймляющей истории показалась мне несколько анахроничной и неестественной, тогда как центральная сюжетная линия выписана на отлично
    вот честно, ооочень понравился этот рассказ в "13 маньяках", но в "Зоне ужаса", когда он добавил объем, на удивление, понравился меньше... по ощущениям, в "Маньяках" это был резкий, жесткий, беспощадный рассказ, как удар ножа, а добавление деталей сместило внимание с жести на фон. вот как-то так. ИМХО само-собой)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!