"У хоррора нет национальности." Интервью с Владиславом Северцевым

НовостиЭксклюзивКиноИнтервьюКомментарии: 8

Не так давно "Зона ужасов" начала активно пополняться новостями о конкурсе сценариев для фильмов ужасов и всевозможных событиях, которые вокруг него происходят. Почти все они связаны с деятельностью одного человека - Владислава Северцева, продюсера, основателя студии "10\09". Мы договорились с ним о большой обстоятельной беседе, где решили узнать, что это за человек, и задать ему самые животрепещущие вопросы о нынешнем состоянии отечественного кинорынка. То есть - почему все плохо, и действительно ли это так?

Давай начнем с разговора о себе. Вот я сижу и смотрю на человека, который сделал два фильма ужасов в России, и как минимум один из них представляет локальный интерес - путешествует по кинофестивалям и прочее. Вопрос - как ты к этому пришел, почему именно хоррор?

Ну, начнем с того, что вот эта тема мистики и хоррора - она всегда меня лично интересовала, в том числе и в телевизионном производстве. По большому счету, и не было никогда выбора, это осознанное решение. Все, что касается сай-фай, мистики и хоррора - это мое. Я любил еще в детстве читать всякие истории Николая Гоголя, Алексея Толстого, всю вот эту русскую классику, упыри там и прочее, готические романы, английские... мне все это дико нравилось. Ну, понятно Стивен Кинг, естественно, с этого начиналось у всех. Первым видеофильмом, который я посмотрел в 85-м году, когда только появился видеомагнитофон ВМ-12 , был фильм "Голод" с Катрин Денев и Дэвидом Боуи. И я помню, что это на меня произвело очень мощное впечатление. А во времена видео, только появившегося в Советском союзе, пошли все "Кошмары на улице Вязов", "Нечто", "Чужие"... вся классика, по большому счету. Это был рельно прорыв, причем сюда попадали фильмы уже такие, которые были испытаны временем: "Изгоняющий дьявола", "Омен" - вот эта первая волна. Потом "Зловещие мертвецы" и прочее.

А был ли в жизни какой-нибудь пинок, который выбросил тебя именно в том направлении, куда ты сейчас продолжаешь двигаться?

Да нет, наверное, это как-то все постепенно развивалось. И музыка как раз в то же время: готик-рок, индастриал ранний, EBM, хэви-метал - там было все, в принципе, завязано между собой и... ну, скажем так, с сатанинскими всякими примочками (смеется). Я помню, в школе в шестом классе мы передавали друг другу черно-белые фотографии альбомов Металлики, "Master of puppets" и прочее... это были 80-е годы, и, мне кажется, тогда такое во всем мире было - всплеск определенный хоррора, и этой музыки... Ну, то есть, не было ничего такого специфического - меня не укусила там собака, и после этого я вдруг начал любить хорроры (смеется). Все складывалось постепенно.

Почему именно продюсирование? Почему не режиссер, не писатель...

В школьные времена я писал... ммм... хоррор-рассказы, скажем так (смеется). Про привидения и прочее. Но я не очень хороший писатель, поэтому в какой-то момент просто понял, что у меня получается лучше собирать людей и создавать какой-то проект, чем... к сожалению или к счастью, непонятно самому... чем что-то делать. Продюсирование для меня - это создание некоего конечного продукта, который собирается из массы совершенно разных вещей: от визуала до музыки, сценария, режиссуры и прочее. То есть, такая сложная схема, которая, ну не знаю... как музыкальный альбом выпустить... все из этой же серии.

Переходим к отечественному рынку. Продюсирование. Как я понял, ты уже даже успел поработать с зарубежными коллегами по цеху фильмов ужасов. Мы недавно делали подборку трейлеров 35-го международного Брюссельского кинофестиваля, и я видел среди них "Невесту" тоже. Ты, кстати, в курсе, что она там будет? (смеется)

Да, я в субботу туда лечу. "Невеста" попала в официальную программу, в воскресенье будет показ. "Невеста" попала еще в какие-то фестивали... в Тегеран даже, впервые в истории хоррор-кино.

Вот если бы ты сравнил - в чем принципиальная особенность, или, может быть, проблематика, неудобство продюсирования таких вещей у нас в стране?

Ну, это не только касается хоррора, но и всего нашего кино и телевидения. В Америке это индустрия. У нас сейчас это тоже выходит на какие-то новые позиции, но все равно остается чем-то в духе "навалились, давайте ухнем, ахнем, как бурлаки на Волге, вытянем баржу". Каждый проект - это какое-то взятие... (смеется) не знаю чего... Нарвы какой-нибудь. В то время как за рубежом это машина. Здесь есть свои плюсы и свои минусы, но плюсы несомненно в том, что это уже не коленочный продукт - там есть люди, которые готовы и могут работать на определенном уровне, от которых уже можешь чего-то ожидать. Здесь каждый раз сталкиваешься с тем, что люди, которые работают в нашем кино, они в большинстве своем никогда с такой стилистикой не работали. Ни гримеры, ни костюмеры, ни световики - для них это новая тоже история. С одной стороны это свежий взгляд, но с другой стороны, заниматься ликбезом на площадке, когда тебе нужно снимать, и у тебя капают деньги - сомнительное удовольствие.

Если разговор идет о тех же режиссерах, операторах... это проблема или не проблема, или есть те, кто умеют снимать и работать? Интересно, кто вообще снимал "Невесту"?

"Невесту" почти всю снимал Иван Бурлаков. Если посмотришь на "Кинопоиске", у него есть фильмография, он очень много чего делал... поэтому что касается операторов - качественные операторы у нас есть. С режиссерами в этом жанре немного похуже, но хуже всего со сценаристами, потому что сценаристы у нас совсем слабые. И это абсолютно понятно, здесь нечего винить, кроме того, что не было такого рынка до последнего времени. Господи, да пойдешь ты спортом заниматься... для того, чтобы превратиться из новичка в перворазрядника, тебе нужны несколько лет ежедневных тренировок. Выступать на соревнованиях и т.д. и т.п. Ты должен находиться с тренером в группе других людей, смотреть как выступают другие спортсмены - здесь то же самое. Если тебе не для кого это писать, если ты для себя написал один сценарий хоррора за всю жизнь, а остальное просто невостребовано... ну откуда оно появится? Вот только сейчас, как мне кажется, люди стали понимать, что это, по крайней мере, может кто-то снять.

Если подумать, то до создания серии "Самая страшная книга" была похожая ситуация, только на литературном рынке. За пять лет движение окрепло, и как снежный ком закрутило в себя множество людей. Сначала эта была одна книга, и никто не знал будут ли ее покупать, а теперь в серии выходит 3-4 книги в год, и они хорошо продаются. Вот интересно - в нашем кино такое возможно? Например, чтобы люди, которые посмотрят "Невесту", люди, которые все это время ходили и принюхивались к жанру, теперь окунулись туда с головой... это может случиться?

Я уверен - да. И более того, мне кажется, то, что сейчас происходит с "Невестой", должно стать первой ласточкой. Например, сегодня ночью из Лос-Анджелеса пришло предложение от "Lionsgate" по поводу римейка. А в августе-сентябре прошлого года я в Тушино, в дожде, в грязи, в резиновых сапогах по колено копался на площадке... прошло семь месяцев и... они идут сами. То есть, я не занимаюсь тем, что кто-то там ищет кому все это дело предложить - они сами находят. Вот что меня поразило. Мало того, что это кино само по себе нишевое, низкобюджетное, тем более по рамкам западным, так еще и на русском языке, с совершенно непонятными реалиями... Но при этом его находят и выступают с предложениями. Это говорит о том, что у хоррора нет национальности, он имеет меньшее национальное ограничение в коммерческом плане, чем что-то другое. Могут быть разные культурные опыты, но когда читаешь какие-то исследования про тех же про вампиров, по большому счету оказывается, что весь европейский ареал - он примерно одинаков. Понятие о кровососущих мертвецах - оно понятно от Ирландии до России. Наверное, поэтому такие вещи проще продавать.

Вот у тебя было два проекта: "Невеста" и "Пиковая дама: Черный обряд"... сейчас есть что-то в разработке?

Да. Ну, во-первых, у нас конкурс сценариев идет, на него около 350-ти заявок поступило, я их рандомно просматриваю, там уже есть какие-то более-менее интересные истории. Ну а непосредственно сейчас мы с Тимуром Бекмамбетовым и Зауром Болотаевым работаем над доведением до ума одного сценария, и, я надеюсь, уже в июне начнем кастинг и летом запустим производство.

Интересно. Получается, у тебя проекты идут по нарастающей, и один удачней другого... и если говорить о третьей работе... каким бы ты хотел видеть результат? Само собой без наполеоновских планов покорения мира... нормальный стабильный результат, который ты хотел бы получить от следующего проекта.

Вообще, я хотел бы выйти на уровень от трех до пяти фильмов в год... и, скорей всего, три из пяти - сразу англоязычные, будут продаваться зарубеж. Проблема с американским рынком в одном - он не приемлет дубляжа и не приемлет субтитров. Поэтому имеет смысл снимать фильмы на территории США с американскими актерами. Но, естественно, любой такой продакшн гораздо сложнее и длиннее, чем когда ты делаешь все сам от начала и до конца. Если проект целиком твой от запуска до продвижения, ты можешь сделать его в относительно короткие сроки. Когда ты связываешься еще с кем-то, с иностранной компанией и тем более студией... например, в случае с "Lionsgate" уже прошла целая цепочка инстанций - это бизнес, это корпорации, там без зеленого света со стороны юристов ничего не пройдет. Маркетинг должен дать отмашку... в общем, все это затягивает процесс.

Раз уж коснулись западной темы. Что ты думаешь по поводу современного зарубежного хоррора, какие работы, на твой взгляд, за последние несколько лет задали стиль всему направлению?

Например, что касается кино, многие недолюбливают Джеймса Вана, а с моей точки зрения он сделал очень многое, чтобы популяризовать хоррор. Он стал его снимать как большое кино, но за небольшие деньги, с классическими приемами, и добавляя туда экшн. Проблема очень многих фильмов последнего времени... да даже не последнего, это давно тянется... строить все только на jump scare и бу!-моментах - это, понятно, работает, когда ты сидишь в темноте, а кто-то тебя по голове стукнул молотком... конечно испугаешься. Но эксплуатировать такое до бесконечности невозможно. Должны быть какие-то вещи, работающие с точки зрения драматургии. Человек должен в первую очередь сопереживать тому, что происходит на экране, а не только подскакивать от того, что как в пещере страхов рука какая-то там из-за угла высунулась. Последние римейки: "Полтергейст", "Нечто"... мне кажется, это были не очень удачные идеи. "Звонки" последние меня вообще очень сильно удивили, они оказались довольно слабыми.

А что ты думаешь по поводу полижанровых работ, таких как "Ведьма", "Человек - швейцарский нож"? Как тебе подход смешения стилей и приемов?

Я честно скажу, что, к сожалению, в свое время совершил непростительную ошибку. Я мог принять участие в создании "Ведьмы". Была ситуация, когда эти люди искали деньги, у них была проблема, не хватало денег на пост-продакшн - и они прислали просмотровку, в которой еще были просто черные куски. Но, к сожалению, были некоторые люди, которые отсоветовали входить в эту историю. И я все благополучно прошляпил.

Хм, ну, если подумать, то черт его знает, что могло получиться из "Ведьмы". Это ведь не просто фильм ужасов, это эклектичная работа, она основана на фольклоре, мифологии, религии - реплики и молитвы, которые там были, они взяты из оригинальных документов тех времен. Изначально фильм мог просто не получиться как хоррор, мог получиться как некая историческая стилизация с прибабахом.

На самом деле в Штатах очень многие возмущаются на тему того, почему "Ведьму" вообще отнесли к жанру хоррора, это не хоррор вообще, его маркетировали как хоррор и ввели зрителей в заблуждение. По большому счету я согласен, потому что этот момент меня в тот раз и смутил - вот эта вся история переселенцев и прочее, она очень близка американскому зрителю, а за пределами Америки не очень понятна... словом, спорные перспективы. К сожалению, похожая ситуация случилась впоследствии с фильмом "Я не серийный убийца" - там меня отсоветовала одна американская прокатная компания. Мне он очень понравился, когда они показывали материалы... у них тизер был готов, сценарий. Но агент начал гудеть что-то типа: "Нет-нет-нет, не стоит туда влезать", а потом оказалось, что он очень даже неплохо и выступил. Вот после этих двух случаев я больше не полагаюсь на такие моменты... то есть, если я сам совершу ошибку, то кроме самого себя мне потом будет некого винить.

Вот у Кэмерона был "Аватар" - проект, который он всегда хотел сделать, и даже в тех же "Чужих" чувствуются какие-то мотивы оттуда. Люк Бессон сейчас делает экранизацию классического французского комикса "Валериан и город тысячи планет". Есть ли у тебя что-то, что ты хотел бы сделать. Амбициозная какая-то вещь, но не сейчас, не завтра, а в перспективе, например, лет через семь.

Да, я хочу сделать темный sci-fi фильм. Не обязательно про космос, но такой, чтобы это был ну прям добротный триллер.

Борьба за зрителя. Что им, несчастным, надо, чтобы затащить их в кинотеатр, и они смотрели бы наше кино? Почему русские фильмы такие стремные?

Здесь надо только время, только время, чтобы выпускать нормальное кино. И другого способа нет. В первую очередь это должны быть очень хорошие идеи и хорошо написанные сценарии. Потому что я испытал все прелести вхождения в производство с неготовым сценарием. Вообще, быть продюсером - довольно-таки странная вещь, потому что ты с одной стороны вроде как и швец, и жнец, и на дуде игрец... отвечаешь и за деньги, и за логистику, и за контент. И когда все плохо - все х...сосят продюсера. Когда хорошо, то вроде как бы он где-то там мимо проходил: режиссер молодец, музыка молодец, все молодцы... мне, на самом деле, на все это наплевать, я прекрасно знаю, что я сделал для этой истории. Здесь приходиться лавировать: вот у тебя есть локация, есть неготовый сценарий, тебе нужно снять натуру, а потом еще и от прокатчика приходит информация, что, значит, здесь забито, здесь забито, здесь против нас встает условный какой-то там Кинг Конг, который заваливает все... ну, понятно, что выходящий голливудский блокбастер от крупной студии сносит три четверти рынка. Просто по умолчанию. Люди на него идут, и с этим бороться невозможно, он качественный, туда вбухана уйма денег. И вот прокатчик тебе говорит: "Знаешь что, дорогой, а у тебя есть только эта дата." И ты понимаешь, что тебе нужно снять за оставшееся время, сделать пост-продакшн, рекламную компанию, и еще выйти в прокат. А по-хорошему надо бы сидеть и допиливать сценарий еще пару месяцев, но у тебя нет этой пары месяцев. Идешь так, как есть.

А как ты думаешь, что больше требуется зрителю? Если суммировать весь твой опыт. Представь ситуацию: ага, я хочу сделать фильм, который максимально хорошо пройдет в кинотеатрах, и это будет хороший фильм в жанре... Каким он должен быть?

В кино есть очень четкий показатель - первый и второй уик-энд бокс-офиса. Если первый уик-энд ты еще можешь вытянуть на не очень качественном продукте засчет мощного маркетинга, то второй у тебя умрет. Когда у меня "Невеста" на втором уик-энде упала, но упала даже не так как "Звонки"... то есть, я же не какой-то там упырь, сижу и, знаешь, только и думаю, как бы лишний рубль прилип, я отлично понимаю как все это работает... у нас была довольно грамотно выстроена рекламная компания, но второй уик-энд не умер, он у нас прошел в рамках стандарта падения по индустрии... тогда я понял, что все нормально. Когда на второй уик-энд у тебя происходит серьезный швах, это понятно что фильм не сложился. Но как прогнозировать? Статистики никакой нет, никто не может толком сказать... когда мы занимались "Невестой", я пытался узнать у прокатчиков, у других людей - есть ли какие-то социологические данные по зрителю хоррора. Оказалось, их совсем нет, их никто никогда не замерял! Но, на секундочку, вот сейчас произошла совершенно беспрецедентная история: "Сплит" в нашей стране собрал больше полумиллиарда, а ведь это очень нишевая история, фильм с несколькими актерами, происходящий в одной-двух декорациях... и при этом он сделал прекрасный бокс-офис. И никто не знает, что за люди ходят на такие фильмы... ну, это нонсенс на самом деле.

То есть, у нас еще все впереди?

Да, это абсолютно точно. Главное, что сейчас абсолютно понятно - мы можем... ну, конечно, не стать законодателями моды в жанре... но спокойно выйти на уровень, когда о русском хорроре будут говорить также, как о японском хорроре или испанском хорроре. Мы тоже найдем себе место.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 792.

Комментариев: 8 RSS

Оставьте комментарий!

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!