13 самых кассовых фильмов ужасов в прокате России (и СНГ) за 2022 год
ТопКиноБокс-офисКомментарии: 1
С 2019 года мы не публиковали сводных топов самых кассовых хоррор-фильмов в кинопрокате. Причина - пандемия коронавируса, из-за которой на продолжительный период прокат изрядно "ужался". Затем началась СВО, в мире и сейчас все очень неспокойно... Что ж, тем интереснее сейчас оглянуться на минувший 2022-й год, чтобы увидеть, как повлиял на российский бокс-офис уход студий-мэйджоров, сравнить с данными докоронавирусной эпохи и сделать некоторые выводы.
Падение сборов
Если сравнивать эти данные с аналогичным топом 2019 года, то в глаза бросается резкий спад по общим кассовым сборам. Те фильмы, которые нынче оказались на первых местах, в докоронавирусную эпоху болтались бы в районе десятой строчки и ниже. В 2019-м сразу два фильма собрали свыше миллиарда рублей кассы - "Оно 2" и "Джокер", а последний так и вовсе в двум "лярдам" был близок.
Здесь велик соблазн винить во всем как раз таки уход с рынка голливудских мэйджоров, но... Конечно, отсутствие крупных распиаренных релизов сказалось. Собственно, один из последних, "Крик" возглавил этот топ, что уже говорит о многом. Однако показатели этого фильма в сравнении с топом 2019 года далеко не самые выдающиеся, то есть даже крупный голливудский хоррор-релиз в 2022-м сделал в России кассу на уровне 9-10 мест 2019-го.
Так что в первую очередь все-таки дело не в мэйджорах, а в коронавирусе и постепенном "утекании" аудитории в онлайн-сервисы.
Подъем инди-прокатчиков
А вот это уже как раз прямой результат массового "побега" мэйджоров после начала СВО. Если в 2019-м в топе вообще не было релизов от "маленьких" прокатчиков, то сейчас таких - с десяток.
Из относительно крупных присутствуют "Централ Партнершип" (благодаря все тому же "Крику"), "Вольга" (которая делает ставку на более массовое кино, так что в наш сводный топ ряд мощных релизов от этой компании не попали, хотя некоторое отношение к ужасам-триллерам имеют) и Global Film (кто не в курсе - это компания, которая раньше называлась MEGOGO Distribution). Это трио, скорее всего, будет конкурировать друг с другом (и с еще несколькими "большими" игроками) на рынке в наступившем году, но какую-то весомую ставку именно на ужасы ни один из этих дистрибьюторов не делает.
А вот небольшие компании, уделяющие внимание хоррору, в 2022-м изрядно "поднялись". Практически все они сумели улучшить собственные показатели прошлых лет. И даже не попавшая в топ ни с одним своим релизом "Кинологистика" установила новый личный рекорд по сборам благодаря фильму ужасов. Да, какой-то запредельно большой кассы фильмы этих прокатчиков не делали, но в целом наблюдается тенденция к росту и в потенциале кто-то из "маленьких" дистрибьюторов в 2023 году может реально посоревноваться уже и с "крупняками", благо в отсутствие крупных голливудских релизов к категории "инди-прокатчиков" сейчас, в общем-то, можно относить уже всех.
Доминирование Экспоненты
Пожалуй, главный кандидат на то, чтобы войти в число самых больших игроков рынка - компания "Экспонента". Традиционно компания делает очень большую ставку именно на жанровое кино. И в топе-2022 сразу ПЯТЬ релизов от этого дистрибьютора. Что интересно - на протяжении года показатели релизов "Экспоненты" лишь росли - "Последнее пришествие дьявола" вышло в конце марта и заняло в нашем топе последнюю строчку. Майское "Заклятье: Спуск к дьяволу" забралось уже на девятое место, а "Челюсти: Столкновение" (премьера августа) еще чуть выше. Самым же успешным жанровым релизом "Экспоненты" стали октябрьские "Паранормальные явления. Дом призраков". Немного выбиваются из тренда лишь июльские "Клаустрофобы. Долина дьявола" - второй по кассовости хоррор этого прокатчика.
Кто гонится за лидером независимого проката? В первую очередь это компания "Парадиз", попавшая в топ с двумя заметными релизами - "Дитя тьмы: Первая жертва" и "Джиперс Криперс: Возрожденный" заняли довольно высокие места, а последний фильм по сборам опередил главные хиты конкурента. Серьезного успеха достигла с акульими ужасами "Открытое море: Монстр глубины" компания Capella Film, также уделяющая жанровому кино повышенное внимание. Очень старается прокатчик World Pictures, созданный как раз бывшим менеджером "Экспоненты", но пока их лучший релиз - "Заклятье. 13-й этаж" - лишь на одиннадцатой строчке топа.
Громкие названия
Что тоже бросается в глаза - девять из тринадцати фильмов, попавших в наш топ, либо являются продолжениями известных серий ("Крик", "Джиперс Криперс", "Дитя тьмы"), либо использовали такие названия, которые отсылают к знаменитым кинохоррорам прошлых лет. Тенденция такова, что всяких фейковых "Заклятий", "Астралов" и "Клаустрофобов" в ближайшие годы меньше в нашем прокате совершенно точно НЕ станет. Равно как не станут меньше снимать и сиквелов - эти фильмы делают кассу, а оригинальные проекты под оригинальными названиями, увы, таким стабильным спросом у публики не пользуются.
Впрочем, вторым по успешности хоррором года стала как раз-таки оригинальная, не подделывающая ни под какой франчайз "Вышка". А еще стоит отметить, что единственным российским фильмом в топе оказался триллер "Казнь", название которого тоже не пытается мимикрировать под какую-либо культовую серию. Это дарит надежду, что эпоха псевдо-"заклятий" в российском кинопрокате когда-нибудь да пройдет.
Приятная статистика
Приятная статистика для нас и для нашей медиасети Horror Web. Сразу ДЕВЯТЬ из тринадцати самых успешных хоррор-релизов 2022 года - рекламировались у нас. Мы отметили их в таблице звездочкой *.
Это, конечно, не значит, что именно реклама в Зоне Ужасов гарантировала всем этим картинам успех, но одним из слагаемых этого успеха, вне всякого сомнения, стала. Судите сами - Horror Web размещала рекламу всех трех самых кассовых фильмов ужасов года. Четыре из пяти фильмов в верхней части топа - рекламировались у нас. Семь - в десятке лучших. Это совершенно точно не выглядит случайным совпадением.
Мы стараемся мониторить показатели тех релизов, прокатчики которых покупали у нас рекламу, и в целом можем констатировать, что откровенных провалов среди таких - ничтожный минимум, а вот более или менее успешных - тотальное большинство. Всего, кстати, по нашим подсчетам, фильмы, которые рекламировались в нашей медиасети, собрали в прокате России и СНГ в 2022 году порядка 1,5 миллиардов (!) рублей.
Самые кассовые фильмы ужасов в России и СНГ - топ-13
№ | Фильм | Сборы (млн Р) | Дистрибьютор |
1 | Крик* | 243,59 | Централ Партнершип |
2 | Вышка* | 163,27 | Global Film |
3 | Джиперс Криперс: Возрожденный* | 97,32 | Парадиз |
4 | Паранормальные явления. Дом призраков | 74,72 | Экспонента |
5 | Открытое море: Монстр глубины* | 73,59 | Capella Film |
6 | Клаустрофобы. Долина дьявола* | 70,45 | Экспонента |
7 | Дитя тьмы: Первая жертва* | 62,28 | Парадиз |
8 | Челюсти: Столкновение* | 59,10 | Экспонента |
9 | Заклятье: Спуск к дьяволу | 58,28 | Экспонента |
10 | Казнь | 56,80 | Вольга |
11 | Заклятье. 13-й этаж* | 46,97 | World Pictures |
12 | Кукла. Последнее проклятие* | 41,19 | Наше Кино |
13 | Последнее пришествие дьявола | 40,29 | Экспонента |
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Я за последний год сходил в кино ровно два раза: бесплатно на пресс-показ "Вороньей лощины" (не понравилось) и за свои деньги — на "Чебурашку" (понравилось). В моем случае причина в том, что банально ничего не интересует настолько, чтобы тратить время на поход в кино, а не подождать релиз на том же Кинопоиске. Ну и без мэйджоров грустно, "Зловещих мертвецов" бы очень хотелось именно на большом экране посмотреть.
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!