Новости

13 самых кассовых фильмов ужасов в прокате России (и СНГ) за 2022 год

ТопКиноБокс-офисКомментарии: 1

С 2019 года мы не публиковали сводных топов самых кассовых хоррор-фильмов в кинопрокате. Причина - пандемия коронавируса, из-за которой на продолжительный период прокат изрядно "ужался". Затем началась СВО, в мире и сейчас все очень неспокойно... Что ж, тем интереснее сейчас оглянуться на минувший 2022-й год, чтобы увидеть, как повлиял на российский бокс-офис уход студий-мэйджоров, сравнить с данными докоронавирусной эпохи и сделать некоторые выводы.

Падение сборов

Если сравнивать эти данные с аналогичным топом 2019 года, то в глаза бросается резкий спад по общим кассовым сборам. Те фильмы, которые нынче оказались на первых местах, в докоронавирусную эпоху болтались бы в районе десятой строчки и ниже. В 2019-м сразу два фильма собрали свыше миллиарда рублей кассы - "Оно 2" и "Джокер", а последний так и вовсе в двум "лярдам" был близок.

Здесь велик соблазн винить во всем как раз таки уход с рынка голливудских мэйджоров, но... Конечно, отсутствие крупных распиаренных релизов сказалось. Собственно, один из последних, "Крик" возглавил этот топ, что уже говорит о многом. Однако показатели этого фильма в сравнении с топом 2019 года далеко не самые выдающиеся, то есть даже крупный голливудский хоррор-релиз в 2022-м сделал в России кассу на уровне 9-10 мест 2019-го.

Так что в первую очередь все-таки дело не в мэйджорах, а в коронавирусе и постепенном "утекании" аудитории в онлайн-сервисы.

Подъем инди-прокатчиков

А вот это уже как раз прямой результат массового "побега" мэйджоров после начала СВО. Если в 2019-м в топе вообще не было релизов от "маленьких" прокатчиков, то сейчас таких - с десяток.

Из относительно крупных присутствуют "Централ Партнершип" (благодаря все тому же "Крику"), "Вольга" (которая делает ставку на более массовое кино, так что в наш сводный топ ряд мощных релизов от этой компании не попали, хотя некоторое отношение к ужасам-триллерам имеют) и Global Film (кто не в курсе - это компания, которая раньше называлась MEGOGO Distribution). Это трио, скорее всего, будет конкурировать друг с другом (и с еще несколькими "большими" игроками) на рынке в наступившем году, но какую-то весомую ставку именно на ужасы ни один из этих дистрибьюторов не делает.

А вот небольшие компании, уделяющие внимание хоррору, в 2022-м изрядно "поднялись". Практически все они сумели улучшить собственные показатели прошлых лет. И даже не попавшая в топ ни с одним своим релизом "Кинологистика" установила новый личный рекорд по сборам благодаря фильму ужасов. Да, какой-то запредельно большой кассы фильмы этих прокатчиков не делали, но в целом наблюдается тенденция к росту и в потенциале кто-то из "маленьких" дистрибьюторов в 2023 году может реально посоревноваться уже и с "крупняками", благо в отсутствие крупных голливудских релизов к категории "инди-прокатчиков" сейчас, в общем-то, можно относить уже всех.

Доминирование Экспоненты

Пожалуй, главный кандидат на то, чтобы войти в число самых больших игроков рынка - компания "Экспонента". Традиционно компания делает очень большую ставку именно на жанровое кино. И в топе-2022 сразу ПЯТЬ релизов от этого дистрибьютора. Что интересно - на протяжении года показатели релизов "Экспоненты" лишь росли - "Последнее пришествие дьявола" вышло в конце марта и заняло в нашем топе последнюю строчку. Майское "Заклятье: Спуск к дьяволу" забралось уже на девятое место, а "Челюсти: Столкновение" (премьера августа) еще чуть выше. Самым же успешным жанровым релизом "Экспоненты" стали октябрьские "Паранормальные явления. Дом призраков". Немного выбиваются из тренда лишь июльские "Клаустрофобы. Долина дьявола" - второй по кассовости хоррор этого прокатчика.

Кто гонится за лидером независимого проката? В первую очередь это компания "Парадиз", попавшая в топ с двумя заметными релизами - "Дитя тьмы: Первая жертва" и "Джиперс Криперс: Возрожденный" заняли довольно высокие места, а последний фильм по сборам опередил главные хиты конкурента. Серьезного успеха достигла с акульими ужасами "Открытое море: Монстр глубины" компания Capella Film, также уделяющая жанровому кино повышенное внимание. Очень старается прокатчик World Pictures, созданный как раз бывшим менеджером "Экспоненты", но пока их лучший релиз - "Заклятье. 13-й этаж" - лишь на одиннадцатой строчке топа.

Громкие названия

Что тоже бросается в глаза - девять из тринадцати фильмов, попавших в наш топ, либо являются продолжениями известных серий ("Крик", "Джиперс Криперс", "Дитя тьмы"), либо использовали такие названия, которые отсылают к знаменитым кинохоррорам прошлых лет. Тенденция такова, что всяких фейковых "Заклятий", "Астралов" и "Клаустрофобов" в ближайшие годы меньше в нашем прокате совершенно точно НЕ станет. Равно как не станут меньше снимать и сиквелов - эти фильмы делают кассу, а оригинальные проекты под оригинальными названиями, увы, таким стабильным спросом у публики не пользуются.

Впрочем, вторым по успешности хоррором года стала как раз-таки оригинальная, не подделывающая ни под какой франчайз "Вышка". А еще стоит отметить, что единственным российским фильмом в топе оказался триллер "Казнь", название которого тоже не пытается мимикрировать под какую-либо культовую серию. Это дарит надежду, что эпоха псевдо-"заклятий" в российском кинопрокате когда-нибудь да пройдет.

Приятная статистика

Приятная статистика для нас и для нашей медиасети Horror Web. Сразу ДЕВЯТЬ из тринадцати самых успешных хоррор-релизов 2022 года - рекламировались у нас. Мы отметили их в таблице звездочкой *.

Это, конечно, не значит, что именно реклама в Зоне Ужасов гарантировала всем этим картинам успех, но одним из слагаемых этого успеха, вне всякого сомнения, стала. Судите сами - Horror Web размещала рекламу всех трех самых кассовых фильмов ужасов года. Четыре из пяти фильмов в верхней части топа - рекламировались у нас. Семь - в десятке лучших. Это совершенно точно не выглядит случайным совпадением.

Мы стараемся мониторить показатели тех релизов, прокатчики которых покупали у нас рекламу, и в целом можем констатировать, что откровенных провалов среди таких - ничтожный минимум, а вот более или менее успешных - тотальное большинство. Всего, кстати, по нашим подсчетам, фильмы, которые рекламировались в нашей медиасети, собрали в прокате России и СНГ в 2022 году порядка 1,5 миллиардов (!) рублей.


Самые кассовые фильмы ужасов в России и СНГ - топ-13

ФильмСборы (млн Р)Дистрибьютор
1Крик*243,59Централ Партнершип
2Вышка*163,27Global Film
3Джиперс Криперс: Возрожденный*97,32Парадиз
4Паранормальные явления. Дом призраков74,72Экспонента
5Открытое море: Монстр глубины*73,59Capella Film
6Клаустрофобы. Долина дьявола*70,45Экспонента
7Дитя тьмы: Первая жертва*62,28Парадиз
8Челюсти: Столкновение*59,10Экспонента
9Заклятье: Спуск к дьяволу58,28Экспонента
10Казнь56,80Вольга
11Заклятье. 13-й этаж*46,97World Pictures
12Кукла. Последнее проклятие*41,19Наше Кино
13Последнее пришествие дьявола40,29Экспонента

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 1 RSS

  • Я за последний год сходил в кино ровно два раза: бесплатно на пресс-показ "Вороньей лощины" (не понравилось) и за свои деньги — на "Чебурашку" (понравилось). В моем случае причина в том, что банально ничего не интересует настолько, чтобы тратить время на поход в кино, а не подождать релиз на том же Кинопоиске. Ну и без мэйджоров грустно, "Зловещих мертвецов" бы очень хотелось именно на большом экране посмотреть.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!