Новости

20 доз «Дрожи» (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 0

Сборник "Лучшее. Страшное. Дрожь" (кто ещё не успел пошутить про аббревиатуру – вперёд) вышел в продажу. И вышел весьма вовремя: впереди ноябрь с его ранними сумерками и длинными холодными ночами, когда и без всяких страшилок можно здорово хапнуть адреналина, просто пробежавшись в круглосуточный магазин через тёмный двор… А уж если предварительно принять дозу "Лучшего. Страшного", – незабываемые впечатления гарантированы. Кто готов попробовать?

В увесистый томик вошли двадцать рассказов, наиболее впечатливших читателей в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах. Ну что ж, приступим к экспериментам... Осторожно! Ужасы вызывают привыкание. Побочные эффекты в виде дрожи и бессонницы гарантированы.

Для удобства разобьём книгу на "дозы" и начнём принимать постепенно, останавливаясь на наиболее ярких (по мнению автора этого текста, конечно) действующих веществах.

Доза чуда

"Папа придёт" А.Матюхин (2018 год) и "Боженька" М.Гелприн (2021 год)

Чудеса случаются с теми, кто в них верит. Непреложная истина, каждый ребёнок знает: Дед Мороз обязательно придёт, если его по-настоящему ждать. Он всегда приходит в ночь на 1 января с двенадцатым ударом часов. Он принесёт подарок, он защитит от обидчиков. Да, под красной шубой и ватной бородой скрывается папа (и это тоже всем известно), но тем лучше. Кому, кроме родного папы, есть дело до бед сына? Неважно, что сыночку уже давно не четыре года, главное, что он очень-очень верит в то, что папа придёт… Рассказ Александра Матюхина "Папа придёт" (2018 год), открывающий сборник, – это новогодняя сказка про чудеса. Страшная, кровавая, но необъяснимо (пугающе-умилительная?) добрая. Да, именно так, несмотря на длинный список погибших (или тут уместнее всё-таки мягкое "наказанных"?). Матюхин вообще мастер доброй жути.

Не бойтесь верить в чудо. А вот самих чудес, пожалуй, опасайтесь. Не все они одинаково на пользу тому, кто их ждёт и просит. В конце концов, не у каждого папа – Дед Мороз. Обращаясь к доброму боженьке с просьбами кого-то наказать, стоит помнить, что однажды найдётся тот, кто попросит наказать тебя. Именно об этом рассказ Майка Гелприна "Боженька" (2021 год). Сюжет без крутых поворотов, без чудищ, в ночи приходящих, а все странное и страшное в нём так легко списать на совпадения, правда, менее жутко от этого не становится. Когда совпадений слишком много, поневоле задумаешься, а что если и впрямь есть сила, готовая откликнуться на письмо, состоящее в равных пропорциях из орфографических ошибок, обиды и злости? Самое забавное, что этим рассказом сборник завершается. Два таких разных пакета с чудесами – открывающий и закрывающий… Аплодисменты составителю за грамотную композицию! Прочитаешь и задумаешься, не лучше ли жить без чудес? Можно и без чудес. Но скучно!

Увеличиваем дозу!

Доза любви

"Дрожь" Д.Костюкевич, "Корабль живых" Д. Тихонов, "Виртуальная машина", "Гран-Гиньоль" А.Уманский, "Ванькина любовь" И.Белов

Любовь и то, на что ради неё способен пойти человек, – идеальные сюжеты. Кто-то пожертвует собой, кто-то, не задумываясь, сдаст ближнего своего, как стеклянную посуду, и не раскается. В "Лучшем. Страшном" доза любви значительная – почти во всех историях хоть кто-то кого-то да любит. Или думает, что любит, в принципе, разница невелика, всё равно ничем хорошим не закончится, не тот жанр.

В "Корабле живых" Дмитрия Тихонова (2018 год), очень красивой истории с изящным реверансом в сторону дореволюционной России (на счастье читателя обошлось без лишнего ностальгического хруста французской булки), герой из любви к сестре отправляется вызволять её из секты скопцов. Спойлер: хэппи-энда не будет. Будет страх и безысходность. Ведь то, чего желаешь сильнее всего, не случается никогда. Но, повторюсь, всё красиво.

Красивее только "Гран-Гиньоль" (Анатолий Уманский, 2018). Кроваво, жестоко, эротично – все самые тёмные стороны человеческой души раскрываются на ночных представлениях маленького гастролирующего театра. Вечером играем спектакль, а утром смываем кровь. Актриса всегда умирает очень правдоподобно, у неё к этому подлинный, буквально нечеловеческий, талант. В неё невозможно не влюбиться! Дети в зал не допускаются, но разве можно что-то всерьёз запретить мальчишке-подростку? Если человек хочет увидеть – он увидит. Как будет жить с этим дальше? Это уже его трудности.

"Дрожь" Дмитрия Костюкевича (2018) – рассказ, поделившийся названием со сборником. Если коротко: любовь, смерть, грабоиды. Где ещё влюбляться, если не на руинах города? Чужого города или родного, но изуродованного до неузнаваемости? Когда, если не за минуту до катастрофы? Только тогда чувства обостряются до кинжальной остроты, и только тогда нет места сомнениям. Потому что времени на это нет. Потому что с детства навязший в зубах штамп "и умерли в один день" вдруг становится вполне вероятным (и не самым плохим!) финалом. Потому что все мы её чувствуем, эту странную дрожь. И не так уж важно – в глубинах земли или внутри нас самих.

Очаровательно ироничная вампирская сказка "Ванькина любовь" (Иван Белов 2019) достойна отдельных аплодисментов. Когда в хоррор, распахнув дверь бодрым пинком, вваливается ирония, не факт, что получится хорошо, всё-таки некоторые препараты между собой сочетаются весьма условно, и скатиться в пародию проще простого, но уж если автор сумел точно рассчитать пропорции, эффект будет, в хорошем смысле, убойный. У Ивана Белова прекрасно получилось. Вурдалак с самоиронией и без лишнего пафоса – редкий зверь, такого ценить надо. Ценим! Ах да, там ещё же и любовь… Если коротко: вампирша и смертный, они, если честно, не пара, не пара, не пара.

А вот в "Виртуальной машине" Германа Шендерова (2021 год) любовь, точнее, желание героя доказать девушке, что он круче соперника, приводит к глубокому погружению на самое дно интернета в поисках "Тихого дома". Путешествие будет увлекательное. Аллюзии на дантовский "Ад" почти неизбежны, а в финале (снова спойлер) к "Тихому дому" можно будет дописать и прилагательное "жёлтый". А нечего позволять развести себя на "слабо" и нырять куда попало!

Ну что, по третьей?

Доза веры

"Пустоты" А.Матюхин, А.Подольский, "Ведьма и висельник" Б.Гонтарь, "Идущие в рай" И.Белов, К.Малеев, "Земля медузы" О.Ветловская, "Мать сырой земли" Е.Щетинина, "Ползущий" М.Кабир, "Зов высокой травы" А.Кранк, "Большая и маленькая" Л.Львова.

Человеку необходимо во что-то верить. Хоть в науку, хоть в древних богов, хоть в заговоренную пуговицу. Кому-то вера помогает заполнить пустоту в душе (существование которой не доказано, конечно), пусть даже и против его воли ("Пустоты" Александр Матюхин, Александр Подольский, 2019 год). Кому-то – позволяет жить, когда кажется, что жить уже не для чего, выполнять свою работу и повторять "Мне не надо знать, где их души, достаточно того, что я верю" ("Ведьма и висельник" Богдана Гонтаря, 2018 год). Кому-то – даёт силы пройти сквозь ад и уйти в рай, забрав с собой тех, кого любишь ("Идущие в рай" Иван Белов, Кирилл Малеев, 2019).

Иногда, впрочем, и верить необязательно. Говорят, что божества умирают, когда у них не остаётся адептов, но это, конечно, сказки. На "Земле медузы" (Оксана Ветловская, 2020 год) никто не ждал, что придут екаи, в них никто давно не верил, но они появились и стали обустраивать окружающий мир и людей под себя и для себя. "Мать сырой земли" (Елена Щетинина, 2020 год) тоже никто не призывал, люди всего лишь по глупости своей её разбудили. Поля сражений Первой мировой – земля, обильно политая кровью, вспаханная снарядами и солдатскими сапогами, вдоволь наевшаяся людской плоти, даёт чудовищные всходы. Или просто возвращает глупым двуногим, мнящим себя разумными, ту боль, которую они ей причинили?

И раз уж заговорили о зле, из земли приходящем, вот ещё "Ползущий" Максима Кабира (2019 год). Монгольские степи хранят множество страшных тайн и легенд, одна из них – олгой-хорхой, гигантский червь. Местные верят в него, пришлым придётся поверить. Очень атмосферная, жуткая и давящая история не столько о хтоническом чудище, сколько о зверях, которые живут в каждом из нас. У кого-то это лживость и трусость – мелочи, почти не опасно. Иным же достаются твари покрупнее…

С некоторыми тварями можно договориться, заключить сделку и какое-то время жить припеваючи. До тех пор, пока не найдётся тот, кто предложит цену поинтереснее. И тут уже не поможет ни крест, ни молитва, придётся платить ("Большая и маленькая", Лариса Львова, 2018 год).

Хотите – верьте, хотите – нет. Можете попытаться найти бога, как герои рассказа "Зов высокой травы" Алана Кранка (2019 год). Но на всякий случай держите в голове, что бог разрешил себя искать, но не находить.

Доза надежды

"Домофон" С.Цветков, "Хулиганка" С.Минин, "Вызов" Д.Козлов, "Вешки" Ю.Погуляй, "Сюрприз" Парфенов М.С.

Вера и надежда – родственные понятия, однако это совсем не одно и то же.

К примеру, возьмём "Домофон" (рассказ 2020 года Сергея Цветкова). Ну кто всерьёз поверит, что умершие могут связаться с живыми через него? Не спиритическая доска всё-таки… Но если есть хотя бы призрачная надежда ещё раз услышать дорогой голос, пусть даже таким странным способом, неужели кто-то сможет отказаться? Минутка субъективизма: по-моему, это один из самых сильных рассказов сборника. И он не только про надежду, он ещё и про доверие. Никогда не доверяйте знакомым голосам.

К слову о близких! За них мы всегда беспокоимся, надеемся, что нужны им и – давайте уж начистоту! – почти ждём того момента, когда сможем помочь только мы. Ну, так себе надежда, конечно. С такими установками и с ума сойти недолго. Рассказ "Хулиганка" Станислава Минина (2019 год) как раз об этом. О необходимости быть нужной и об одиночестве. Повар на пенсии отчаянно скучает по дочери, по внуку, по умершим сестре и матери… Единственная её связь с внешним миром (сузившимся до оставшихся в живых родственников) – телефон. И он звонит. Но это – бесконечные выматывающие розыгрыши, и с каждым днём они становятся всё более жестокими. Единственная надежда на прекращение этого кошмара – стать одной из "хулиганов". Снова так себе надежда – никогда не играйте в игры, правил которых до конца не понимаете.

Но если знать правила игры, можно сорвать куш. Говорят, что человек умирает, когда перестаёт надеяться на то, что будет жить. В рассказе "Вызов" Дмитрия Козлова один герой до последнего надеется вырваться из лап смертельной болезни, а второй – каждый раз надеется хоть кого-то от смерти спасти. Ему часто приходится спасать, такой уж достался город. А города без мрачных легенд не бывает. Это уж как водится: если в каждом доме кто-то живёт, значит, в каждом доме кого-то ждут. Ждут малолетних адреналиновых наркоманов, которым очень хочется проверить городские байки на прочность. А они обычно оказываются прочнее, чем хрупкие фигурки из человечины. Если в каждой тени кто-то живёт, значит, из каждой тени кто-то может выйти. И убить. Или исцелить. Тут уж как договоришься. Главное – знать правила этой игры. Если для вас город не существует без его тёмной стороны, принимайте "Вызов" и надейтесь на лучшее.

Надейтесь на лучшее, если заблудились в горах, как герои рассказа "Вешки" (Юрий Погуляй, 2021 год), если поехали навестить подружку и застали там "Сюрприз" (Парфенов М.С., 2020 год), к которому явно не были готовы…

Даже просто выходя из дома в ноябрьских сумерках, надейтесь на лучшее. И возьмите с собой фонарь.

Где купить:

БУК24 (КУПИТЬ)

ЛАБИРИНТ (КУПИТЬ)

MY-SHOP (КУПИТЬ)

OZON (КУПИТЬ)

ЧИТАЙ-ГОРОД (КУПИТЬ)

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!