Новости

А чо ты такой серьезный? Как правильно воспринимать "Воздушный бой" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 10

В российский прокат выходит картина "Воздушный бой" (Shadow in the Cloud), которую многие - в первую очередь многие мужчины - даже без учета предыстории создания фильма заранее воспринимают в штыки. А уж если о предыстории слышат, так и вовсе слюной забрызгают, костеря и само и кино, и исполнительницу главной роли Хлою Грейс Морец на чем свет стоит.

На самом же деле перед нами бодрый веселый фильм, который здорово и умно балансирует на грани, практически нигде ее не пересекая, и способен доставить массу удовольствия зрителю, если тот вконец не помешался на ненависти к (чего уж там) осточертевшей "повесточке".

Но сначала все же коснемся того бэкграунда, который ленту окружает. Сценаристом "Воздушного боя" первоначально был Макс Лэндис - талантливый сын талантливого отца. Именно как сценарист Лэндис-младший реально всегда был неплох и умел генерировать интересные и оригинальные идеи: в "Хронике" он сделал мокьюментари о безумии, к которому ведет обладание сверхспособностями; в "Викторе Франкенштейне" предложил взглянуть на известный сюжет с точки зрения горбуна Игора; в "Яркости" соединил городское фэнтези про эльфов и орков с жанром полицейского боевика. Все эти фильмы можно оценивать выше или ниже, но сценарий каждого из них содержит какую-то любопытную идею - и это заслуга Макса Лэндиса.

Но вот летом 2019 года с Максом произошло примерно тоже самое, что прямо сейчас происходит с Мэрилином Мэнсоном - с поправкой на разную степень известности двух мужчин. Восемь женщин обвинили Лэндиса в психологическом и сексуальном насилии, их поспешил поддержать режиссер "Хроники", ну и как одно из прямых последствий очередной "отмены" - сценарист был уволен из проекта. Его имя в титрах "Воздушного боя" сохранилось лишь по причине контрактных обязательств студии, и если вы хотите знать наше мнение - слава богу, потому что мы бы все-таки хотели оценивать работу Лэндиса как сценариста, без оглядки на его личную жизнь, скандалы и неурядицы.

Сценарий дорабатывала (если верить официальной информации) режиссер (ну или режиссерка, коли следовать моде на феминитивы) Роузэнн Лианг (она же - Розанна Лян, в зависимости от транскрипции), лауреатка Берлинского кинофестиваля, для которой "Воздушный бой" - лишь вторая полнометражная работа (первой стала мелодрама "Моя свадьба и другие тайны" 2011 года выпуска). Понятно, что с учетом описанного выше бэкграунда, это уже само по себе символично - то, что сценарий абьюзера Лэндиса воплощала на пленке женщина. Добавьте сюда тот факт, что главная роль в картине досталась Хлое Морец, и то, что играет она девушку, которая в том числе бьется за свои права "в мире мужчин" - и вполне понятно, почему многие уже заранее готовы плеваться.

Однако мы же не о политике и не о толерантности тут говорим, да? Мы вроде бы про кино.

И вот штука в том, что "Воздушный бой", если оценивать его именно как кино, оказался ХОРОШИМ фильмом.

Да, борьба полов и разудалый радикальный феминизм, "миту" и "культура отмены", все это - более чем спорные явления. Но мы тут в ЗУ нещадно критикуем, допустим, работы бездарной Софи Такал вовсе не потому, что она женщина, как и не потому, что в своих фильмах Такал старательно эксплуатирует пресловутую "повестку". Ровно как мы критиковали "Темную башню" вовсе не потому, что актер Идрис Эльба - темнокожий. "Темной башне" досталось потому, что фильм - плохой, а Эльба ну никак не похож на того персонажа, которого описывал Стивен Кинг в своих книгах, по мотивам которых кино это снималось. А Такал просто ОЧЕНЬ хреновая режиссер, в фильмах которой плохо абсолютно ВСЕ, начиная со сценариев и заканчивая игрой актеров.

Мы любим "Зеленую книгу", хотя это, опять же, кино об угнетенных неграх. Мы любим "Прочь", хотя и там эта тема - главная. Но в обоих случаях это ХОРОШЕЕ кино, и та тематика, те вопросы, которые эти ленты затрагивают - они действительно хорошо раскрыты. В конце концов, расизм, равно как и вопиющий шовинизм, равно как и любая дискриминация - это плохо. И это все не становится ничуть лучше от того, что в мире набирают силу какие-то радикальные идиоты или идиотки. Просто сейчас при оценке того или иного фильма, затрагивающего "повесточку", мы должны понимать, что в одних случаях это откровенная притянутая за уши конъюктурщина, которая отвратительна сама по себе, а в других - не обделенные талантом работы, в рамках которых такие темы и такие вопросы - вполне уместны.

"Воздушный бой" - определенно фильм из второго ряда.

Во всех смыслах "из второго", в том числе и потому, что это кино полно самоиронии и где-то даже нарочито выпячивает свою "бэшность". Людей, которые торопятся смешать фильм с грязью за отсутствие в нем реализма, искренне жаль, ведь у них очевидные проблемы с восприятием юмора чуть более тонкого, чем юморески Петросяна или матерные скетчи "Камеди клаб". Саундтрек "Воздушного боя" ведь не просто так написан в стилистике "ретро-синт". Фильм ведь не просто так начинается с мультипликационного агитационного ролика, а заканчивается уморительной сценкой мордобоя с гремлином. Несерьезность всего показанного пусть и не выливается в откровенный фарс (хотя, повторимся, гуляет по самой грани), но более чем нарочито сквозит на протяжении всего хронометража. Ценителям реализма - ребята, вы СЕРЬЕЗНО? Серьезно критикуете за сцену "взрывная волна забрасывает героиню в самолет" фильм, который стартует с мультяшной пародии?..

И если уж на то пошло, то реализм тут присутствует, хотя и, пожалуй, несколько утрированно, как раз в том, что касается "противостояния" героини мужскому экипажу. Все эти скабрезные шуточки по адресу девушки, неприкрытые насмешки и хамство - не столь уж далеки от того, как девицу воспринимал бы любой сугубо мужской коллектив на любой сколько-нибудь "мужской" работе. Даже в наше время, чего уж говорить про времена Второй мировой, когда даже в советском кино пелось "первым делом самолеты, ну а девушки потом".

В конечном счете, если разуть глаза и смотреть кино ими, а не чем-то еще, "Воздушный бой" представляет собой интересную и местами прямо-таки захватывающую сказку с вполне очевидной метафорой: злобный гремлин есть манифестация проблем, с которыми сталкиваются люди (собственно, именно в этом смысле ведь образ гремлина и был использован в том самом мультике, что нам показывают в начале), в данном случае - молодая женщина. Но эта женщина уже через многое прошла - тут и неудачный брак, и семейное насилие, и предательство любимого, и военный опыт - и она готова, стиснув зубы и сжав кулаки, бороться за себя и свое будущее хоть с неотесанными мужланами, хоть с японскими фашистами, хоть с гремлинами, хоть с сами чертом.

И в этом смысле история "Воздушного боя" - вполне себе цельная, ладная и самодостаточная. А толика самоиронии лишь делает ее лучше. Так что: эй, мужик, чо ты такой серьезный?.. И спасибо за это кино и Хлое, и Розанне, и - Максу.

Да-да, и ему тоже - в конце концов, героиня Морец вовсе не какая-то мужененавистница.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 10 RSS

  • Давно мне кино не доставляло столько удовольствия. Фильм - первоклассное развлечение, синты - огонь.

    Инфа от создателей, что сценарий Лэндиса был серьезно переписан - просто-напросто неправда. Текст Макса легко найти в сети и в этом убедиться. Злая ирония в том, что со времен "Хроники" этот фильм, наверно, наиболее близок к его оригинальному сценарию.

  • с огромным удовольствием посмотрел. прекрасная дичь!

  • Хм.Я думал проходняк,судя по комментам на киносайтах,да и трейлер не вдохновил.Но прислушаюсь к отзывам выше и гляну)Самоирония это хорошо)

  •  Аноним | 18 февраля 2021

    Вы написали полный бред несоответствующий действительно и прямо солгали отмазывая фильм, как тот литературный персонаж, боявшейся как бы чего не вышло. О каком трэше вы пишите? Кино снято абсолютно на серьезных щах. Здесь нет ни грамма высмеивания, нет ни толики юморного обыгрывания ситуации. Всё кино снято с абсолютно серьезным отношением к материалу.

  •  Аноним | 18 февраля 2021

    Фильм ведь не просто так начинается с мультипликационного агитационного ролика, а заканчивается уморительной сценкой мордобоя с гремлином.

    Вы сейчас дно пробили и будете туда лететь. Этот мультик снят в стиле типичной Американской пропаганды военного времени. Этот момент был для понимания контекста эпохи, он основан на той мультипликационной агитации. Позор. Неужели уточнить нельзя было, или важно было так отмазывать этот очередной розжиг ненависти, непонятно зачем.

    Чего уморительного в конце? Это тихий позорный ужас на который стыдно смотреть. И да, как бы вы сейчас не отмазывались этой чушью про развлекательное кино, всё там тоже снято на полном серьезе. И опять продвигает агрессивный феминизм.

    И ведь главное вас не смутило, что они полезли со своим феминизмом во Вторую мировую, и обдали ушатами героев той войны. Да кому они нужны верно? Кому нужна историческая память. пускай тех людей унижают ради развлечения. Мало того, что вы не можете информацию уточнить, так ещё это. Стыдно. И главное непонятно для чего вы отмазываете это кино? Зачем? Люди возмущаются по поводу таких фильмов абсолютно заслуженно. А вы пытаетесь подменять понятие и прямо лжете, относительно истинной природы фильма и того мультика в начале. Если вы не поняли, то это не мультик, а элемент тогдашней военной пропаганды для внутреннего военного потребления. Стыд и позор вам, за отмазывание таких фильмов.

    А если снимут великолепный хоррор с элементами трэша про добрых Нацистов, что убивают зомби и при этом воюют с гнусными большевиками-людоедами и Евреями которые их возглавляют. Тоже скажете трэ, и не надо серьезно воспринимать? Потом не надо жаловаться если кого-то из вашей редакции потом обвинят в домогательствах и на весь интернет объявят арбьюзером или кем похуже. УЖас.Это называется резать носы, назло глазам.

  • Ну и для всех тех, у кого траблы с иронией, еще разок коснемся пресловутого мультика.

    Вот кто-то воспринимает на серьезных щщах фильмы серии "Крик"? Нет?

    А вспомните классический уже прием из этих фильмов: герои обсуждают "правила слэшеров", кого должны убить следующим - и в следующей сцене этого чувака убивают.

    В этом - ирония и самоирония, тонкий стеб. Так?

    И вот в "Воздушном бое" нам сначала показывают "агитационный мультик" про то, что, мол, летчик, не спи, следи за своим самолетом, а не то злобные гремлины его поломают. А потом уже в самом фильме между членами экипажа происходит такой вот примерно диалог:

    - Эй, капитан! Я кажется только что видел за бортом гремлина, как из того дурацкого мультика!
    - Ты совсем идиот что ли? Это, бля, МУЛЬТИК. Там гремлин, бля, МЕТАФОРА!

    А в этом время по крылу самолета реально ползает гремлин.

    ---

    Вот это - то же самое, что и диалоги героев в "Крике". Тонкий стеб, самоирония.

  • синтвейв (особенно заглавная тема и закрывашка) классный. Остальное - никак. Глупо, когда в дурашливое кино пытаются втащить все эти темы - натужно выходит. еще и хлоя на плакате такая коренастая получилась как из команды по борьбе.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!