ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Атлас неведомых царств Джона Коннолли (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 3

Первый сборник рассказов Джона Коннолли"Ночные легенды" - был опубликован на языке оригинала в 2004 году, в нашей же стране стал доступен читателю только в нынешнем, 2018-м. Книга вызвала неоднозначную реакцию среди отечественных любителей хоррора. Она показалась несколько старомодной: при чтении большей части рассказов не оставляло ощущение, что листаешь доселе не публиковавшиеся вещи из наследия Монтегю Родса Джеймса. Всё, как у него: читать приятно, написано просто, но, увы, не современно. Впрочем, чему удивляться? Коннолли сам признаётся, что М. Р. Джеймс – его любимый автор.

И вот, спустя годы, Коннолли являет миру новый сборник под названием "Музыка ночи". Как изменился творческий подход автора за истекший период? Избегая дешёвых интриг, скажем прямо: в лучшую сторону. Азатот свидетель, "Музыка" выше "Легенд" на целую голову.

А теперь чуть подробнее. Не хочется уподобляться иным рецензентам, занудно перебирающим рассказ за рассказом, но, когда под одной обложкой собрано несколько весьма разных опусов, по-другому, видимо, не получится…

Начнем с лучшего. Таковым, пожалуй, является "Разорванный атлас – пять фрагментов". Самое крупное произведение сборника представляет собой пятёрку (о чём легко догадаться по названию) историй, рассказанных разными людьми, чьи судьбы так или иначе пересекаются в поисках таинственной книги, именуемой "Атлас Неведомых Царств". "Атлас" (пенталогия, а не книга) – пожалуй, самое лавкрафтианское произведение Коннолли. В нём нет тягучей атмосферы шедевров Говарда Филлипса, нет многословных описаний и громоздящихся одно на другое причастий и прилагательных, нет ни единого упоминания Великих Древних, словом, всего того, что стараются напихать в свои творения многочисленные эпигоны Лавкрафта. Да и загадочный "Атлас", вокруг которого вертятся сюжеты всех пяти рассказов, отнюдь не "Некрономикон". Более того, Коннолли сам себя считает антагонистом Лавкрафта, весьма скептически относясь к его творчеству! И всё же, читая о мерзких членистоногих существах, появляющихся из ниоткуда и исчезающих в никуда, жуткой живой книге, способной изменять привычный нам мир, чудовищном Не-Боге, терпеливо ждущем за пределами Вселенной, трудно отделаться от мысли, что семена творчества старины ГФЛ всё-таки прочно укоренились в душе Джона Коннолли и пустили побеги. Впрочем, читая "Разорванный атлас", многие вспомнят не только Лавкрафта и его продолжателей, но и Стивена Кинга с его "Возрождением", и киношедевр Джона Карпентера "В пасти безумия". Словом, это настоящий мистический хоррор в антураже Британии, приходящей в себя после Великой Бойни.

В "Детях доктора Лайалл" шайка лондонских преступников, отчаянно желающих стать ближе к вершине воровского мира, замышляет ограбить одинокую пожилую женщину – и вот в сюжете уже причудливо сплетаются тема множественности миров и проблема подпольных абортов. В "Остропятах" другая лихая компания (на сей раз – американских бутлегеров) вьюжной зимней ночью сталкивается с лесной нежитью, известной лишь по фольклору североамериканских лесорубов. "К "Анатомированию неизвестного человека" Франса Миера (1637)" переносит нас в начало XVII века и знакомит со зловещей историей создания упомянутого живописного полотна. Кстати, никакой информации о Миере интернет не выдает, знакомые художники тоже разводят руками, что позволяет сделать вывод, что и сам живописец, и его картина – плоды воображения господина Коннолли.

А вот "Лазарь" хоррором не назовёшь, однако, ничего оптимистичного в этом рассказе нет. В нём автор ступает на скользкую дорожку переосмысления известного новозаветного сюжета о чуде воскрешения и ставит перед читателем два вопроса: стал ли Лазарь, восставший из мёртвых, по-настоящему живым? И хорошо ли поступил Иисус, вернув на бренную землю способный двигаться и мыслить труп?

Жутковатое фэнтези "Полый король" у искушённого читателя вызовёт отчётливые ассоциации с тёмными сказками Нила Геймана. Геймановскими же по духу являются и две истории о фантастической библиотеке, затерянной в английской глубинке: "Кэкстон: библиотека с двойным дном" и "Поимка Холмса". Эти рассказы, не имеющие к хоррору никакого отношения, слегка ироничны, наполнены любовью к британской и русской (а по сути, к мировой) классике, и лишний раз напоминают нам, что великие литературные персонажи по-настоящему бессмертны, в отличие от своих столь же великих, но, увы, бренных создателей.

Что ж, а теперь - пара ложек дёгтя (как же без них?!). Не особо удачной получилась "Ламия". История о женщине, желающей отомстить насильнику и прибегающей к помощи потусторонней твари, к сожалению, предсказуема как дважды два. Миниатюра "Сон среди зимы" о мальчике, увидевшем в школьное окно призрака, который впоследствии оказался им самим, оставляет желание только недоумённо пожать плечами, риторически спросив "Ну и что к чему?!", хотя, возможно, кто-то разглядит в этом рассказе и некую "философскую глубину". И, наконец, "Непокой". Банальное напоминание о том, что рано или поздно наши любимые уйдут от нас навсегда, в упаковке истории о привидениях.

Завершает сборник эссе "Я живу здесь". В нём Коннолли, следуя по следам Кинга (с его нехудожественными опусами "Пляска смерти" и "Как писать книги") и Лавкрафта ("Сверхъестественный ужас в литературе"), рассказывает о своём творческом становлении, о книгах, прочитанных в детстве, о том, каким должен быть настоящий хоррор, а также едко проезжается по коллегам, возомнившим себя жителями литературного Олимпа и откровенно по-хамски относящимся к поклонникам. Но большую часть эссе занимает разбор произведений, ставших культовыми для всех поклонников тёмного жанра. Вы узнаете, что автор думает о "Франкенштейне" Мэри Шелли, "Дракуле" и других творениях Стокера, стивенсонской "Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда", новеллах Эдгара По, рассказах Монтегю Джеймса и Лавкрафта, а, помимо того, прочтёте массу тёплых слов в адрес Стивена нашего Кинга.

Чем хорош Коннолли, так это лёгкостью литературного языка. Читая "Музыку ночи", скользишь взглядом по строчкам, не спотыкаясь о замысловато построенные фразы. Во многом это наверняка заслуга переводчика, А. С. Шабрина. Конечно, шероховатости вроде "нажал на курок" или "кофе заварено" нет-нет да и кольнут глаз, но это, скорее, недосмотр редактора.

А теперь подведём итог. Я бы не стал писать громких слов, вроде "новый сборник должен стоять на полке у каждого ценителя хоррора и мистики". Нет, полагаю, тех, кому категорически не понравились "Ночные легенды", "Музыка ночи" вряд ли впечатлит. Другое дело - читатели, которым "Легенды" в целом понравились, но осталось чувство какой-то неудовлетворённости (я как раз из таких). Вот им я приобрести сборник искренне рекомендую. Да и другим любителям "тёмной" малой прозы этот том станет украшением книжной полки. Эффекта "вау" ждать не стоит, но несколько приятных вечеров гарантировано.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 3 RSS

  • Не могу понять, кому могут активно не понравиться страшилки Джона Коннолли, учитывая, что даже первый сборник на голову выше большинства историй, которые можно найти в сборниках Стивена Джонса и Эллен Дятлоу.)

    • Ну, не стоит сравнивать авторские сборники и антологии (в том, что собирает Стивен Джонс я сам давно разочаровался). А что касается "активно не нравится", то да - я знаю людей, которые считают, что зря приобрели "Ночные легенды". Но это их мнение.

      • Ну, не стоит сравнивать авторские сборники и антологии

        Так-то оно так, но всё равно получается, что каждый отдельный рассказ Коннолли лучше большинства отдельных рассказов его коллег.)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!