ПРОКЛЯТИЕ

Новости

ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК: Триер смеется над моралью (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 8

Несмотря на тот шок, что вызвал "Дом, который построил Джек" во время премьеры в Каннах, Ларс фон Триер снял в общем-то легкое, не слишком сложное и очень стебное кино. Видимо, именно эта легкость в описании ничем не прикрытой жестокости и стала для многих проблемой. Датчанин не позволит вам кому-то здесь сопереживать, он смеется и заставляет смеяться вместе с собой.

Джек — психопат, серийный убийца и рассказчик в этой забавной истории. Патологический лжец и манипулятор, он тем не менее совсем не так умен, как ему хочется думать. Выучившись в свое время на инженера, Джек продолжает мечтать о стезе архитектора, ну и вообще мнит себя художником в поиске. Никаких хитроумных планов, действует он в основном по наитию, в приступе вдохновения. Как и всякому социопату, ему чуждо сочувствие, а потому непонятна человеческая мораль. На примере нескольких своих убийств он пытается объяснить самую суть искусства, игнорируя непригодную для него призму любви, и в итоге получается нечто одинаково жалкое и хлесткое. Такой почти детский взгляд со стороны, выносящий приговор не только самому Джеку, но, кажется, и всему человечеству разом.

Ну, а чего мелочиться?

Мэтт Диллон хорош. Его Джек одновременно комичен, харизматичен и немного ужасен. Немного — потому что в собственных глазах он не такой, а мы видим эту историю именно с его точки зрения. У нас-то с эмпатией все в порядке. Однако с рассказчиком время от времени спорит другой голос: это таинственный Вердж, в котором без труда угадывается один античный поэт и психопомп. Роль эту исполняет швейцарец Бруно Ганц. Олицетворяя все культурное наследие западной цивилизации, Вердж встревает в монологи Джека, чтобы напомнить, насколько тот все еще ничтожен.

Актрисы в касте тоже справляются на отлично, только роли у них, конечно, небольшие. Забавная Шиван Фэллон, картинная Ума Турман, трогательная Софи Гробель и беззащитная Райли Кио появляются лишь с одной целью — чтобы вскоре пасть от руки Джека. А тот при этом может зачитать лекцию о том, как несправедливо, что женщин вечно выставляют жертвами, с рождения наделяя мужчин клеймом "виновен". Самая ядовитая и злободневная карикатура за весь фильм, пожалуй.

Кроме того, вернувшись в Канны, Триер не преминул коснуться темы Третьего рейха, надо же напомнить, за что его много лет подвергали остракизму на кинофестивале. Шпилька получилась острой и наглядной.

Ну, а самое сильное заявление режиссера еще проще: всем плевать. Да, Джек лишен жалости и творит со своими жертвами страшные вещи, но ведь окружающий мир позволяет ему это. И, кажется, даже всемогущий Бог на его стороне.

В то время как в популярных блокбастерах с PG-13 физические мучения и смерть вуалируются лицемерной цензурой, Триер обесценивает человеческие страдания совершенно честно, используя лишь беспощадное оружие постмодернизма — иронию. Датчанин не снимает жанровое кино, и определять "Дом, который построил Джек" как триллер, разумеется, неверно, но если уж постараться подобрать жанр, то можно сказать, что перед нам комедия, причем предметом осмеяния становится мораль, а с ней и вообще человеческая цивилизация.

Но можно ли создать что-то, лишь обесценивая и разрушая? Под конец Ларс фон Триер открыто проводит параллель между серией преступлений Джека и собственной фильмографией. Спутник убийцы признает, что тот ужасен, но не настолько, чтобы заслужить почетное место в самой глубине ада. Даже совершив несколько десятков изуверских злодеяний, маньяк остался посредственностью. Да, можно построить дом из насилия и нигилизма, но тот останется в равной степени эпичен и пуст. Опускаясь все глубже в преисподнюю, Триер, похоже, доволен проделанной дорогой, но не надеется, будто она сделает кульбит, и критики пустят его в рай для настоящих великих творцов.

А потому остается только смех.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 8 RSS

  • Глянцево-попсовая "Меланхолия" и совершенно пресная и посредственная "Нимфоманка" капитально подорвали веру в Триера (хотя предшествующего им "Антихриста" я как раз считаю вообще лучшим в его творчестве и, судя по всему, кульминацией фильмографии). В кино на "Джека" не тянет, критика в основном мега-разгромная (самоповторы, ненужные библейские метафоры, эксплетоейшн ради эксплотейшна и горы прочих претензий там-сям), а тут вон аж прям расхвалили, девятку поставили, какую-то надежду дали)) Лишь бы фильм только оказался максимально далеко от десяток "Мэнди" и "Суспирии", которые только максимально разочаровали после волн хайпа. Как-то со времён "Антихриста" от Триера ждёшь большего и откровений, а он, словно застрял в обидах на критиков и снимает последние фильмы уже не от дущи и не от себя, а именно для фестивальной публики нарочито искусственно механизмом, раз за разом не показывая ничего кроме пустоты. То мира нет, то любви нет, какое-то же занудство надутого обиженки, госпади... Посмотрим, чего нет в "Джеке") Ну, или всё-таки получим хорошее кино.

    • Я не особо угораю по Триеру, так что не могу судить, какое место "Джек" займет в его фильмографии. Опять же никаких особенных откровений я тут не увидел, но это неприлично веселое стебное кино, так что мне зашло.

    • Ставить в одном предложении слова "попсовая" и "Триер" - это полнейший нонсенс)

      • Но, к сожалению, "Меланхолия" именно такой и получилась, и сложно найти, кто б её не смотрел даже среди аудитории чисто всяких Марвел-бастеров и Форсажей-Хоббитов. Триур у большинства поверхностных любителей кино именно с "Меланхолией" и будет ассоциироваться. Про неё даже писали буквально все крупные издания, пиаря так, словно это там главный номинант Оскара или главный фильм того года (что отчасти в чём-то почти синонимы). Максимально попсовый состав, максимально мейнстримная постановка кадра, нарочисто-глянцевая картинка и блокбастерный пафос гибели планеты под Вагнера, словно в альтернативу всем "Армаггедонам" и "Мситетелям", мол, не спасли в этот раз, не спасли. При этом ещё и стерильное донельзя высказывание, ниточками выверенное под громкие фестивальные показы ещё сильнее, чем всякая БратьеКоэновщина, чуть ли не популярность фильмов Тарантино кино получило, и о Триере заговорили даже там, где раньше имени его не слышали, прославили-пропиарили по-полной. И ведь что-то там находили и выискивали, восхищались, рекомендовали. А ведь зализанная бездушная пустышка по сравнению там с "Мандерлеем", "Медеей", "Догвиллем" и всем прочим. Снято не от себя, не от души, а "для критиков". Первый тревожный звоночек о творческом кризисе и бессилии самовысказывания. А после ещё и "Нимфоманка" жахнула в двух частях, которая могла бы стать либо архи-провокацией и архи-скандалом, как "Maladolescenza" либо апогеем современного эротического кино, ак когда-то "Эммануэль", или хотя бы наричито-глянцевым БДСМом как "50 оттенков серого" в худшем случае, с отшлёпанной Генсбур, но в итоге снова не вышло даже этого, зализанная отдушина с набором голливудских имён ради пиара. Им даже играть толком нечего (про "Меланхолию", разбирая по косточкам все минусы фильма, можно было похвалить хотя бы актёрскую игру при невыносимо тусклых и неинтересных персонажах), "Нимфоманка" не позволяет в рамках своих героев-функций раскрыться вообще никому (окончательно утопив карьеру ЛаБаффа заодно, но хоть Мия Гот популярность какую-то получила с тех пор, я смотрю, то там, то сям мелькать начала именно после "Нимфоманки"). Сравнить, как эффектно подан секс в ванной в "Антихристе" и как бездарно и безстрастно всё в "Нимфоманке" (даже при всём желании выдавить в идее фильма "любви - нет") эротические эпизоды сняты в худших традициях домашнего порно, будто ни режиссёра, ни оператора на съёмках даже не находилось, а всё тяп-ляп сделали горе-монтажёры за час до первого фестивального показа. Зато в какой глянцевой и мейнстримной обртке всё это подавалось и как пиарилось! Это после "Меланхолии" и "Нимфоманки" Триер не попса? Попса вещь тоже разная всё-таки, не всё то Киркоров, что Боря Моисеев, не всё то Бэкстрит Бойз, что Плазма. Есть уже даже новый термин такой "Арт-Бастеры" - то фильмы Нолана некоторые так назовут, то Снайдера какого-нить приплетут, и как бы Полански, Триер, Верховен, Кубрик - это уже всё равно часть этого попсового, при всей своей авторской манере в разные периоды творчества. Сравните "Жильца" и "Резню" Полански меж собой, максимальный градус опопсевания (но хоть не совсем бездушно и искусственно, правда, в "Резне" пьеса в основе, а не всё из головы постановщика), также и "Танцующуюб в темноте" с "Меланхолией" Триера, но тут как раз уже со сценарием и диалогами начинаются капитальные проблемы. После "Хаос правит всем" Триер так ничего и не сказал, а плеваться с экрана продолжает полным ходом, словно заявляя "я вообще снимал для себя, и не нужны вы мне, но фильм-то гляньте, и напишите, что вы думаете, я как бы в зрителях не нуждаюсь, а без зрителя не могу".

        "Джек" даёт хотя бы надежду тем, что тут кроме Турман ((в камео на две минуты, как я понял) нет попсового звёздного состава. Мэтт Дилон - это ваще что за хрен с горы? Райли Кео - где-то слышал, где-то видел, спасибо, что не Джоди Фостер. Остальные совсем из ниоткуда. Уже нет вот этого желания Триера повыпендриваться и прославиться за счёт наодного лишь набора актёров. Да, Триер и "Танцующую" через Бьорк продвигал, да, и в моём любимом "Антихристе" есть Дэфо из "Человека-Паука" (для мейнстрим-аудитории), но фильмы подавались именно своей концепцией, историей, задумкой, в то время, как "Меланхолия" и "Нимфоманка" продвигались чисто кастом, вообще не акцентируясь на деталях и концепции. "Джек" в этом плане отличается, что тоже даёт надежду. В центре пиар-компании (которая в разы мельче размером, что тоже в плюс - о выходе фильма мейнстрим-аудитория не в курсе от слова "совсем". у них в кино "Робин Гуд", "Щелкунчик", "Аквамен", "Хроники хищных городов" и т.д., кто пойдёт на "Джека"? "Меланхолию" ещё мега-пиарили под Теле-Показ, был громадный бум обсуждения после выхода по телеку, а кто будет пиарить также мощно "Джека" и сколько людей захочет вообще его смотреть?). Фильм продвигают, как историю серийного аманьяка глазами маньяка. А не через мега-звезду и даже не особо через участие Турман (но такое было по началу пиар-компании, быстро срошло на нет). Ну, и т.д. я тут уже какую-то "Войну и мир" написал))) В общем, "Джек" даёт надежду на возвращение Триера из попсовости, хотя многие кино-критики отмечают обратное и шквал ругани на фильм (не вплане недовольства насилия от впечатлительных неженов, а именно профессиональный разбор по косточкам от экспертов) весьма немалый: самоповторы, цитаты ради цитат, ничего нового и осмысленного в плане высказывания и т.д. Зато, как минимум, фильм может быть рабочим именно в духе "биопиков о серийных убийцах", какие есть типа "ЭД Гейн", "Злодеенко", "Тед Банди: Портрет Серийного Убийцы" и т.д. Только об убийце вымышленном, что даёт больше простора для авторской фантазии (все эти сценки с утятками и, кормёжкой трупов и одной пулей с десяток человек). Метафоры ради метафор и общая стерильность могут иметь место быть, но хотя бы концептуальность уже должна сдвинуться с мёртвой точки. Да и не картинка по роликам выглядит как раз артхаусной, а не попсово-глянцевой. Потому что ну "Меланхолия" это реально из числа "драмки на Оскар" времён "Миллионера из трущоб" и "Рестлера". Не понимаю, как после такого фильма люди не хотят Триеру приписывать попсовость. Понтное дело, никто его не приравнивает к Кэмерону, Спилбергу или даже Скотту. Но вон Бен Аффлек же не арт-хаусный режиссёр или там Содерберг с его "Оушенами".

    • Триер всегда снимал попсу, не надо удивляться. Где-то в большей, где-то в меньшей степени.

  • Лично мне «Меланхолия» нравится не меньше «Антихриста». Просто «Меланхолия» довольно близка к классической драме, Триер, похоже, и сам испугался, когда ее снял – человек подписывал манифест «Догмы 95», а снял классическую драму с Вагнером. Но ничего дурного в этом нет, жесть и авангард не являются обязательными атрибутами хорошего кино. «Нимфоманка» же более легкий и ироничный фильм, содержащий даже самопародию на того же «Антихриста». Здесь, в отличие, от «Меланхолии» снова присутствует стиль классического Триера, берущий начало в манифесте Догмы 95. Назвать эти фильмы попсой, даже язык не поворачивается. Хотя, возможно, дело в том, что в титрах отсутствует фамилия Морец. )

  • Посмотрел если честно фильм не очень понравился

    Лучше пересмотрю антихриста чем эту фигню как можно Как можно было такую фигню в кинотеатрах я разачарован если честно

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!