ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Бессмертие мертвецов. Рецензия

КиноРецензииКомментарии: 0

У очередного зомби-муви Джорджа Ромеро - довольно интересная судьба. Вернее сказать, любопытна прежде всего история с названием фильма. Долгое время сам режиссер (и традиционно автор сценария) не мог определиться с тем, как же он назовет свое детище. Ходили слухи о том, что фильм получит имя "Остров мертвецов", но они в итоге не подтвердились. Поскольку было понятно, что это кино станет частью бесконечного уже ромеровского сериала про наводнивших планету Земля медлительных живых трупах, то именовали его условно ...of the Dead ("... мертвецов") по аналогии с предыдущими фильмами мэтра - "Ночь живых мертвецов", "Рассвет мертвецов", "День мертвецов", "Земля мертвецов", "Дневники мертвецов". Старина Джордж уже ближе к выходу картины все-таки нашел подходящий титл и обозвал получившееся у него нечто Survival of the Dead. Что в принципе переводится на русский как "Выживание мертвецов". Но в оригинале подразумевается игра слов, так как выражение survival of the soul использовано в Библии и означает "спасение души" или же "бессмертие души". Так что на русском фильм известен сразу с тремя вариантами перевода названия, а у нас в Зоне мы использовали Бессмертие мертвецов. Хотя после просмотра велик соблазн изменить на совершенно новое, но верное по сути - "Беспомощность Ромеро".

Ибо, увы и ах, классик, отец-родоначальник жанра... сдулся. Причем произошло это уже давно и если поначалу в это не верилось и поклонники продолжали тешить себя надеждой, что если не сейчас, то вот-вот старик Ромеро так мощно тряхнет своими зомби-мощами, что всякие там Дэнни Бойлы ("28 дней спустя") и Заки Снайдеры ("Рассвет мертвецов", 2006) покажутся лишь жалкими подражателями. Но годы идут, Ромеро снимает один фильм за другим - а воз и ныне там, где он находился еще, кажется, в "Калейдоскопе ужасов" 80-х годов прошлого века - едва ли не последнем стоящем кино Джорджа А.. У "Земли мертвецов" был неплохой бюджет, поддержка студии мейджора и крепкий актерский ансамбль (Деннис Хоппер, Азия Ардженто и Ко), но фильм вышел занудноватым и вторичным. Мы решили, что вов сем виноваты продюсеры, не давшие мастеру развернуться. Пару лет назад Ромеро снял такой себе весь независимый и авторский хоррор "Дневники мертвецов". Масса новых идей, молодые неизвестные актеры, нарочито небольшой бюджет. И что же? Да все то же самое - вторичность и скука. Справедливости ради: обе картины вышли вполне смотрибельны, просто гораздо жиже, чем все ожидали.

Но на фоне "Бессмертия мертвецов" и "Земля..." и "Дневники..." выглядят едва ли не шедеврами. Потому что последний фильм Ромеро (черт, я уже почти надеюсь, что это действительно последний его фильм) откровенно глуп, смешон и абсолютно беспомощен. Он, как и его создатель, двигается вникуда, а по сути - топчется на месте. Он застрял где-то там, во времена классической трилогии Ночь/Рассвет/День. Может быть, Ромеро там и ощущает себя вполне уютно, но вот перенести своих зрителей в ту же эпоху ему сложновато.

Что мы имеем в плане сюжета? "Бессмертие..." не является прямым продолжением "Дневников...", но связано с ними. Один из главных героев засветился в предыдущей картине в эпизодической роли, так что Вселенная, мир тот же. Мертвые стали оживать и убивать живых. Убитые или покусанные мертвыми тоже превращаются в зомби. Эпидемия разрастается, правительство капитулирует, военные дезертируют, в мире воцаряется анархия. Это все предыстория-фон, ничего сколько-нибудь масштабного мы, разумеется, не увидим. А увидим мы некий островок, жители которого разделились на две группировки, возглавляемые местными авторитетами - двумя крупными землевладельцами. Один выступает за то, чтобы прикончить всех зомби (традиционный способ - выстрел в голову - все еще в силе), другой - выступает яро против такого решения проблемы. К консенсусу эта парочка не приходит и зомбиненавистника с его приближенными с острова изгоняют. Но тот не оставляет надежды вернуться и отомстить, тем более, что на острове остается его родная дочь - не разделяющая взгляды отца. Прыткий старичок организует переправу на остров за деньги для желающих. А желающими оказывается небольшой отряд бойцов-дезертиров во главе с сержантом Крокетом...

В общем и целом мы имеем всю ту же стандартную для Ромеро схему неспешного развития сюжета - пустой треп, изобилующий банальными мыслями и кухонной философией, перемежающийся очередными короткими и унылыми в большинстве своем схватками с медленными и нестрашными зомби. Героев, как обычно, несколько, и выделить из них одного или двух действительно главных персонажей не получается. Уважаемый режиссер, как всегда, изгаляется, стараясь внести что-то новое в придуманный им мир и придуманных им мертвяков. И, тоже как всегда, уверено наступает на одни и те же грабли: постоянные самоповторы и набившее оскомину бессмысленное морализаторство. Ничего нового Ромеро сказать не может, хотя и тщится. Люди бывают хуже всяких зомби. Убивать зомби нужно, но в тоже время и не нужно - ведь это же наши родственники и близкие (в прошлом). Зомби сохраняют остатки памяти о своей прошлой жизни. Люди жаждут денег и власти в любой, даже кризисной ситуации. скажите, чего из этого мы еще не поняли по прошлым фильмам Джорджа? Все это было сказано еще в "Рассвете мертвецов" в - с ума сойти - 1978 году! А Ромеро вновь и вновь талдычит нам об этом.

Согласен, социальный подтекст всегда был коньком режиссера, за это его так полюбил Стивен Кинг и за это его в свое время превозносили кинокритики. Но со времен классической трилогии минуло тридцать лет, вышли сотни фильмов про зомби, а социальный посыл Ромеро ничуть не изменился. Как не изменились и его герои. В "Дневниках..." он хотя бы предпринял попытку - там студент-кинематографист отпускает фразочки типа "я же говорил, что мертвецы не могут двигаться быстро". В "Острове..." все по-прежнему - персонажи живут в каком-то параллельном мире, в котором никто раньше и слыхом не слыхивал про зомби. И каждый раз они открывают для себя что-то новое, но каждый раз это что-то - одно и тоже. И Ромеро до сих пор так и не смог даже для себя определиться, что же для него самого важнее в отношении его мертвецов. Складывается впечатление, что основная моральная дилемма неразрешима для самого мэтра: убивать мертвецов надо, но при этом надо мертвецов еще и уважать. В каждом его фильме обязательно имеется сценка-другая, в которой жестокосердные люди глумятся над ожившими останками. Бог ты мой, этакой морали маловато будет даже для одного фильма, а Ромеро уже с десяток лент делает на нее упор. Между тем, по нынешним временам подобные эпизоды, такое поведение людей смотрится уже просто нереалистично.

Есть, впрочем, и кое-что новое в интерпретации темы. Связано это новое прежде всего с тем бытом, который устраивается на острове после изгнания старика, жаждавшего устроить зомби-холокост. Местное население пытается научить зомби есть мясо животных, а не людей. А еще они сажают мертвяков на цепь, благодаря чему мы имеем возможность наблюдать зомби-почтальона и зомби-домохозяйку. С другой стороны, все равно реднеки отлавливают далеко не все трупы и традиционная финальная зомби-атака никуда не делась.

Но знаете что? Мы бы простили Джорджу все это: унылый "экшен", нестрашных зомби, тупых персонажей, назойливое морализаторство и скудный социальный подтекст, скучные вторичные сюжетные повороты... Простили бы, поставили бы фильм в один ряд с теми же "Дневниками..." - не выдающийся, но посмотреть можно. Если бы не энное количество совсем уж дурацких логических ляпов и невероятно возросшее число совершенно тупых и не смешных гэгов с участием наших с вами любимых трупаков.

В мире, где прекратило вещать телевидение, где армия развалена, политики уничтожены как класс, где царит разруха и анархия - в этом мире все еще горят фонари на трассе. Более того - в этом мире прекрасно работает Интернет и сайты вроде YouTube. То есть на электростанциях работать некому, сервера всего мира давным давно сдохли, а юзеры все еще общаются и обмениваются видеороликами по Сети! И, конечно же, матерые специалисты-убийцы зомби продолжают упорно не замечать, как мертвые тихоходы подкрадываются к ним со спины, а если замечают - то в девяти случаях из десяти стреляют трупам куда угодно, но только не в голову.

Юмор в фильме - это отдельная песня. Когда зомби протыкают голову вилкой - это, по-моему, не смешно. Это попахивает идиотизмом. Впрочем, одна смешная сцена в фильме все-таки есть - в самых последних кадрах. Жаль, очень жаль, что это единственная достойная сцена на весь фильм.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!