Advertisement

Новости

"Черное Рождество" - феминистки, у которых не получилось (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 5

Два вопроса, которые остаются после просмотра псевдоремейка "Черное Рождество": почему все так плохо и неужели феминизм мешает снимать хорошее кино?..

Простая, как пять пальцев, формула поджанра "слэшер" всегда являлась одновременно его самой сильной и самой слабой стороной. Строгий набор неписанных правил, которым этот поджанр следует, мешает снимать оригинальные фильмы. Каждый новый "правильный" слэшер во многом повторяет сюжеты десятков предыдущих, из-за чего пропадает ощущение мало-мальской свежести и подобные фильмы быстро чахнут, сгнивая в набивших оскомину образах и сценах-штапмах. Популярность слэшеров быстро возносит поджанр на гребень успеха, но еще быстрее сбрасывает их оттуда - так было в середине восьмидесятых, когда "Хэллоуин" и "Пятница, 13-е" стали большими хитами, то же самое произошло и в девяностые годы прошлого столетия после "Крика" и "Я знаю, что вы сделали прошлым летом". При этом привнести в поджанр нечто свежее можно, но для этого, как показывает практика, надо, во-первых, искренне любить слэшеры, знать и уважать те правила, которые намереваешься нарушить, а во-вторых, нужно иметь талант, сопоставимый с талантом Уэса Крэйвена.

Создатели - точнее, создательницы - нового "Черного Рождества" не могут похвастать ни особой любовью к поджанру, ни особым талантом. Режиссер Софи Такал сняла абсолютно худший, с какой стороны не взгляни, эпизод первого сезона антологии Hulu и Blumhouse "Навстречу тьме". Серьезно, в ее полуторачасовом новогоднем высере было плохо АБСОЛЮТНО ВСЁ, начиная со сценария и заканчивая работой оператора. Но это было "правильное" кино, соответствующее актуальной политической повестке дня: как бы критика социальных сетей, как бы "женский взгляд" и все такое. И вот с таким бэкграундом Такал получила должность режиссера "Черного Рождества" еще до того, как был написан сценарий фильма - как позднее даст понять продюсер Джейсон Блум, ему было важно выпустить что-нибудь "феминисткое", потому что это... ну, очевидно потому, что это "правильно".

Сценарий, отталкиваясь от "идей" Такал, наваяла Эйприл Вульф - кинокритик, которая много и активно пишет о разных фильмах для разных изданий. Перед премьерой Вульф раздала кучу интервью, в которых рассказывала о том, как они здорово "обновили" классическую историю компашки студенток, преследуемых таинственным убийцей, особо упирая на то, что их героини, вместо того, чтобы кричать и убегать от маньяка, "встают и дают отпор всеми возможными средствами". И вообще, мол, на пару с Такал они постарались как можно дальше уйти от штампов поджанра и уделить максимум внимания "тем ужасным вещам, которые происходят порой между девушками и парнями в студенческих городках сегодня".

Что ж, для кинокритика Вульф мы готовы сделать открытие: слэшеры ВСЕГДА были в основе своей довольно феминистским кино. В этом как раз заключалась сила этих фильмов - они ухитрялись удовлетворять вкусам и интересам аудитории, придерживающейся весьма различных взглядов. Сторонники патриархата и традиционных ценностей довольствовались тем, что убийцы в слэшерах жестоко расправляются над подростками, которые "плохо себя ведут" - курят травку, пьянствуют, занимаются сексом где попало и с кем попало (и, разумеется, до брака). Но в итоге, согласно классической формуле слэшера, всегда остается та самая "последняя девушка", которая дает отпор и одолевает убийцу. Это ли не феминисткий мотив - противостояние мужчины-убийцы и хрупкой девушки, в котором побеждает именно она, "последняя"?.. Сила "формулы слэшера" в том, что она удивительным образом умиротворяет конфликтующие стороны - даже шовинисту понятно, что Джейсон Вурхиз "перебарщивает", даже ярый женоненавистник мысленно согласен с тем, что героиня слэшера, убивая очередного маньяка, поступает верно. Особо не задумываясь над этим, мы, зрители, подсознательно все-таки понимаем, что, как бы мы не расходились во взглядах друг с другом, в основном мы все равно смотрим на многие - вероятно, самые важные - вещи одинаково: зло есть зло и оно не может быть оправдано ни полом, ни чьим-то там "плохим" поведением.

В этом, если хотите, скрыт гуманизм слэшеров, да и хоррора вообще. Как и любое настоящее искусство, эти фильмы, в общем-то, объединяют людей, а не порождают ненависть друг к другу.

И вот Вульф с Такал отбрасывают все это за ненадобностью и творят фильм, главным грехом которого является даже не то, что он как-то там "порочит" культовый оригинал. У горе-феминисток получилось просто дерьмовое кино. Их "Черное Рождество" плохо как таковое, безотносительно его принадлежности к презираемому и непонимаемому ими поджанру, безотносительно его связям (более чем условным) с лентой 1974 года.

"Черное Рождество" Такал-Вульф можно похвалить разве что за "картинку" - у оператора руки растут из нужного места, к дизайну и реквизиту также нареканий нет. В остальном - и прежде всего в сценарии - все очень, очень, ОЧЕНЬ плохо. Следует ли обвинять авторов негативных рецензий на этот фильм в женоненавистичестве и потакании "белым цисгендерным членомразям", когда один из самых важных элементов сюжета - история из прошлого главной героини, которую когда-то парень-студент напоил и трахнул - выливается в столь "яркую" и "смачную" месть как... распевание хором некоего стишка на Рождественской вечеринке? То есть прошли месяцы, и за это время у героини и ее подруг созрел гениальный план - выступим перед шовинистскими мудилами в костюмах снегурочек и споем им "ты козел, потому что воспользовался моим состоянием и трахнул меня по пьяни год назад".

Серьезно? И вот эта клоунада, которая по мысли Вульф и Такал, видимо, символизирует смелость их персонажей, становится тем самым триггером, с которого начинается дальнейшая бойня. СЕРЬЕЗНО? Девушки, у меня для вас печальные новости - чтобы критиковать парней, надо хотя бы капельку в парнях разбираться. Да ни один самый упоротый шовинист не воспринял бы подобную сцену как оскорбление. Знаете почему? Потому что перформанс этот - смешной, жалкий и глупый. Ты меня изнасиловал? Тогда спустя год я спою тебе и твоим дружкам песенку об этом - на, выкуси! Ну все, как теперь дальше жить-то членомрази, после такого?..

Вульф и Такал придумали собственный мирок и заселили своих персонажей в него. В этом мирке большинство мужиков - подонки, насильники и убийцы. Меньшинство - бесхребетные идиоты, трусы и предатели. "Черное Рождество" выглядит как продукт творческих потуг самых что ни на есть упоротых радикальных феминисток, то есть, проще говоря - это кино пытается разжигать ненависть к мужчинам. Равноправие? Нет, это не для Вульф и Такал, в мирке которых мужчины спят и видят, как бы изнасиловать или убить всех женщин на планете. Мужики должны быть умервщлены либо унижены, а еще лучше - и то, и другое.

Классическое противостояние мужчины-убийцы и "последней выжившей" подменено на некую "войну" между компанией объединившихся студенток и толпой мужиков-сектантов, поклоняющихся изваянию-бюсту (!) основателя университета, ярого шовиниста. Этот самый бюст истекает черной жижей из глаз, под влиянием чего все мужчины надевают на себя плащи, хватают луки (луки, Карл!) и начинают гоняться в округе за девками. В финале, чтобы одолеть сектантов-шовинистов-маньяков, героини уничтожают скульптуру - символизм этого бреда, очевидно, призван оправдать войну с памятниками, которой ультралиберальных активисты нынче в США (да и не только там) любят заниматься. После чего членомрази впадают в истерику и умоляют о пощаде, крича что-то в духе "я буду тебе готовить на кухне!.." Да, конечно, именно эти слова говорит любая членомразь, если ее убивает женщина. Что вы курите, мисс Вульф??? Отсыпьте немножко.

Нет, в конечном счете можно было бы простить и подобную чушь, если бы та была сознательной, если бы горе-феминистки снимали бы трэш-комедию. Но Такал и Вульф подходят к материалу настолько серьезно, что итог их потуг скорее заставит зрителя плакать, чем смеяться. Причем пол зрителя не имеет значения (проверено на жене-феминистке) - ведь если что-то реально плохо, то оно плохо при любом раскладе, как не ряди ты его в "феминизм", "антирасизм", "мультикультурализм" или еще что-то из надуманной политической повестки дня. Если ваши героини разговаривают политическими лозунгами - это не делает их живыми. Если ваши злодеи выслеживают свои жертвы при помощи украденных у тех предметов интимной гигиены - это не делает сценарий вашего фильма лучше. Если вы снимаете "переосмысление" слэшера, не имея никакого понятия о том, что собой этот поджанр представляет - вы снимете дерьмовое кино.

Два вопроса, которые остаются после просмотра псевдоремейка "Черное Рождество": почему все так плохо и неужели феминизм мешает снимать хорошее кино?.. Ответ на первый очевиден - потому что Софи Такал бездарный режиссер, а Эйприл Вульф - слабый сценарист. Ответ на второй дать сложнее. Проще простого заявить, что Вульф и Такал бездарны потому, что они феминистки или потому, что они женщины. Но вот такие-то выводы как раз будут глупостью, оскорбительной для многих действительно талантливых кинематографисток.

Нет, проблема людей вроде Софи Такал заключается в том, что они, вероятно, не очень-то и феминистки по своей сути, а скорее банальные карьеристки. Из тех, которые объявляют себя геями, борцами за права афроамериканцев или нелегальных мигрантов не потому, что их подобное реально интересует, а для того, чтобы получить работу, которую им никто и никогда не доверил бы, ориентируясь исключительно на их профессиональные навыки.

К сожалению, мы живем в такие времена, когда умному продюсеру Джейсону Блуму (и не ему одному, конечно) просто приходится давать работу подобным людям, чтобы избежать обвинений в сексизме.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1205.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Более 21,000 человек подписаны на наши страницы в социальных сетях. Подпишитесь и вы, чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео!

Комментариев: 5 RSS

  • Режиссер Софи Такал сняла абсолютно худший, с какой стороны не взгляни, эпизод первого сезона антологии Hulu и Blumhouse "Навстречу тьме". Серьезно, в ее полуторачасовом новогоднем высере было плохо АБСОЛЮТНО ВСЁ, начиная со сценария и заканчивая работой оператора. Но это было "правильное" кино, соответствующее актуальной политической повестке дня: как бы критика социальных сетей, как бы "женский взгляд" и все такое.

    Там особого феминизма не было, сплошь разборки "между нами, девочками", отчего, в общем, не сильно-то и корежило. А вот АБСОЛЮТНО худший фем-высер всех времен и народов в серии -- эпизод "Домик на дереве". И по унылости, и по повесточке, и по финальному твисту. Полтора часа чистой пытки для глаз, мозга и вестибюлярной системы. Так что эпизод Такал там далекооо не худший.

    В остальном же с рецензией целиком согласен.

    • Слушай, худшим его делает не наличие/отсутствие феминизма - это вообще тупость, оценивать что-то по такому критерию. Худшим его делает то, что в нем чудовищно плохи все составляющие: операторская работа, сюжет, диалоги, игра актеров, режиссура.

      "Домик на дереве" то ещё гуано, но объективно там неплохо играет ГГ, первая половина сценария достаточно вменяема, операторская работа норм.

      • Ээээ... По такому феминизму, как у Такал (или в "Домике") оценивать вполне можно. И как раз "Домик" поразил меня какой-то совершенно запредельной невнятностью всего происходящего во второй половине фильма, причем именно в работе оператора, игре актрис и т. д. "Новый год" меня, мягко говоря, не порадовал, но там по крайней мере была худо-бедно внятная сюжетная линия. Ну, первая половина да, туда-сюда еще, но она п%%дец растянутая...

        Вообще, в сериале мне однозначно понравились только первые три эпизода. Хотя последние два я до сих пор не посмотрел. И кстати, характерный пример: история про несчастных мексиканцев, к примеру - тоже повесточка, но в рамках сюжета глаз не резало, персонажам хотелось сочувствовать, а не прописать чем-нибудь по башке.

  • Cчитаю, очень не справедливой такую оценку: она чересчур завышена). Это "Коричневое Рождество" не смог досмотреть даже с пивом.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!